Абхазские раскольники, которых возглавляет иеромонах Дорофей (Дбар), стремятся выйти из юрисдикции Грузинского патриарха и создать собственную Абхазскую церковь.

Накануне Всеправославного Собора представители раскольников из «Священной митрополии Абхазии», которую организовали ушедшие в раскол клирики самопровозглашённой Абхазской православной церкви,  обратилась к Константинопольскому Патриарху Варфоломею прося его признать на Всеправославном Соборе автокефалию Абхазской церкви.

Глава абхазских раскольников иеромонах Дорофей (Дбар), рассказал об обращении к Константинопольскому патриарху журналистам после второго «церковно-народного схода Абхазской церкви», состоявшегося 15 мая 2016 года.

В письме раскольников отмечается, что Грузинский Патриарх Илия II не представляет ни Абхазскую церковь, ни христиан Абхазии, и за последние 22 года ни разу не побывал в стране. Более того, абхазы якобы «никогда не считали себя частью грузинского этноса и принадлежащими к Грузинской Церкви».

«Участники Второго Церковно-Народного Собрания вновь обращаются к Вашему Всесвятейшеству, как Председателю на Святом и Великом Соборе, обратить внимание на положение, в котором оказалась православная паства Абхазии. Мы также свидетельствуем перед Святым и Великим Собором, что делегация Грузинской Православной Церкви во главе с Католикосом-Патриархом Илией, носящим с 2010 года титул и „митрополита Пицунды и Сухумо-Абхазского“, не имеет права представлять православную паству Абхазии», — говорится в письме.

«Решение абхазской церковной проблемы для нас должно означать: поэтапное воссоздание института автокефальной Поместной Православной Церкви на территории современной Республики Абхазия, который получит признание от всего православного сообщества», — указывает Патриарху Варфоломею запрещённый в служении иеромонах Дорофей.

Согласно опубликованным документам будущего Всеправославного собора у раскольников нет шансов на признание, так как в них указано, что автокефалию или ту или иную степень автономии Церкви-дочери предоставляет материнская Церковь и никто другой. А значит, без согласия на то Грузинского патриарха создание Абхазской церкви невозможно.

Даже Пицундская и Сухумская епархия Абхазской церкви, из которой ушли в раскол клирики Священной митрополии, не признаётся в православном мире и только по договорённости между Москвой и Тбилиси в связи с невозможностью оставить паству без пастырей она получает священников, выучившихся в российских духовных школах.

При этом Русская Православная Церковь неизменно отвергает все просьбы абхазов о признании автокефалии или включении Абхазской церкви в состав Московского Патриархата, подчёркивая, что считает Абхазию канонической территорией Грузинской Православной Церкви. Это и вызвало недовольство части абхазов, решившихся на очередной раскол.

Посчитав бесперспективным добиваться признания у Москвы, они создали Священную митрополию Абхазии и направили свои стопы в Константинополь.