Я гражданин Украины и хочу, чтобы мои дети были красивыми людьми. Что мне для этого нужно делать? По всей видимости, дать им хорошее воспитание и образование. На чем должны быть основаны их литературные, художественные вкусы?

Очевидно, на том лучшем, что было создано в мире людей. Из моих тринадцати дипломов, среди которых есть ученые степени и звания (говорю не ради хвастовства, а ради того, чтобы акцентировать мое право об этом говорить), первый был дипломом специалиста-филолога. И с этой позиции я утверждаю: русская литература XVIII-XIX века – вершина мировой литературы.

Нет в мире ни одного ведущего вуза, где бы глубоко и серьёзно не изучали Ф. Достоевского, А. Пушкина, Л. Толстого. Какое отношение они имеют сегодня к Путину, войне, политике России? Даже в самые худшие времена советского тоталитаризма коммунистические идеологи не отождествляли Канта, Шопенгауэра или Гейне с фашизмом.

Мне совершенно не понятна эта тенденция считать всё русское – сепаратистским. Что сепаратистского в картинах Шишкина и Брюллова? В них сепаратизма ровно столько, сколько в бабе Дуне и бабе Нюре с нашего прихода, в которых украинские СМИ усиленно хотят видеть «руки Кремля». Будет ли печататься классическая русская литература в Украине в случае запрета ввоза на территорию Украины книг, напечатанных в России, о чем сегодня ратуют некоторые депутаты? Я не думаю. Наша система образования и так урезала по самое «не могу» возможность для наших детей глубоко изучать гениальные произведения русских классиков.

Но ведь самому примитивно мыслящему педагогу понятно, что чем больше и шире будет круг классических произведений, прочитанных школьниками на языке оригинала, тем лучше будет их восприятие. Шекспир в переводе и в оригинале – это совершенно разные поэты. Невозможно читать Пушкина на украинском языке, так же как и Лину Костенко на русском. Пропадёт всё – вкус, аромат и цвет слога!

То, что возможно, нужно читать обязательно в оригинале, там, где нельзя, нужно многообразие. Пускай наши дети изучают Лао-Цзы и Конфуция, читают произведения Кэндзабуро Оэ и изучают японскую мангу, пускай русская литература вместе с лучшими произведениями мировой литературы будет им доступна как в произведениях классиков, так и в произведениях современных авторов.

«Самый сильный голод – голод слова»

Закон о свободе от цензуры – один из важнейших законов, которые дают человеку право выбора. Самый сильный голод, который был в СССР, – это голод слова. И не только библейского и философского, но простого свободного человеческого слова. Я помню, как впервые в девятнадцать лет смог прочитать в журнале «Юность» стихи Александра Галича. Его стих «Когда я вернусь» навсегда врезался в мою память. Не забуду того времени, когда я, потрясенный, впервые для себя открыл имена Антония Сурожского, Александра Меня и других запрещенных в СССР богословов.

Но теперь мы снова возвращаемся к советскому принципу: колебаться вместе с линией партии. Мы, конечно же, имеем право говорить и думать, но только так, как хочет президент и правительство. Получается так, что «Декоммунизация» – это, с одной стороны, «дебилизация» мышления, а с другой – его политическая «тоталитаризация». Не спорь с мнением государственной идеологической машины – иначе получишь «черную метку». В СССР она называлась «враг народа», у нас – «сепаратист». Сепаратист в нашей стране – любой человек, который хочет иметь право думать независимо. Это что, и есть та самая демократия, которую отстаивала «революция гидности»?

А что предлагается как альтернатива свободы мысли, полета фантазии, независимости мышления? Предлагается элементарная «стерилизация мозга» детей. В одной из школ Запорожья Хэллоуин отметили следующим образом. Переодетых в бесенят детей завели в темный подвал, там выключили свет, они зажгли фонарики телефонов и включили заранее скачанные из интернета крики ужасов. Я как педагог с солидным стажем понимаю, что для обоснования любого мероприятия нужен его план-конспект. В нем в числе первых строк пишется цель. Цель может быть как воспитательная, так и образовательная. Мне хотелось бы спросить у директора этой школы: «А какую цель Вы поставили перед собой, организовывая этот шабаш?» Меня удивляет то, что, как правило, директора школ – это люди от 40 до 60 лет. Они ведь были воспитаны на совершенно иных ценностях и приоритетах. Что же с ними случилось? Почему они так деградировали?

Я очень не хочу, чтобы сегодня из наших школ после «поколения пепси» вышло «поколение бандерлогов».

Я напомню вам, кто это такие:

«У бандерлогов нет Закона. У них нет своего языка, одни только краденые слова, которые они перенимают у других, когда подслушивают, и подсматривают, и подстерегают, сидя на деревьях… Они болтают и хвастают, будто они великий народ и задумали великие дела в джунглях, но вот упадет орех, и они уже смеются и всё позабыли. Их очень много, они злые, грязные, бесстыдные и хотят только того, чтобы Народ Джунглей обратил на них внимание. Но он не замечает их, даже когда они бросают орехи и сыплют грязь всем на голову… Они поднимают вой, выкрикивая бессмысленные песни, зовут Народ Джунглей к себе на деревья драться, заводят из-за пустяков ссоры между собой… напоказ всему Народу Джунглей. Они постоянно собирались завести свои законы и обычаи, но так и не завели, потому что память у них была короткая… В конце концов они придумали поговорку: «Все джунгли будут думать завтра так, как бандерлоги думают сегодня», и очень этим утешались. Мы велики! Мы свободны! Мы достойны восхищения! Достойны восхищения, как ни один народ в джунглях! Мы все так говорим -– значит, это правда! – кричат бандерлоги». (Р. Киплинг «Маугли»).

Всё идет к тому, что наша система образования в союзе с националистической идеологией будет взращивать именно «свидомых бандерлогов». А я хочу видеть в этой стране красивых людей. Я хочу, чтобы наши дети умели красиво петь и танцевать, чтобы они знали философию и имели свою веру. Чтобы у них было всё красиво: манеры, вкусы, общение, поведение. Я хочу, чтобы они любили поэзию, разбирались в живописи, классической музыке и литературе. Чтобы они могли независимо мыслить и рассуждать, не боясь, что их за это обвинят в «сепаратизме» или «национализме». Хочу видеть их благородными и красивыми людьми. Но я понимаю, что этой мечте не сбыться, пока шариковы и швондеры будут решать, что они должны читать и как думать.

Недавно купил в в Google Play Маркете (слава Богу, наши революционеры еще туда не добрались) книгу русского автора Ольги Муравьевой «Как воспитывали русского дворянина» и, прочитав, понял. Какие же мы всё-таки бандерлоги.