Сейчас во всем мире началось сближение науки и религии. Жизненно важные вопросы о месте человека в мире, о его глубокой внутренней связи с природой находят ответы в христианстве и дополняются современной научной мыслью.
Первый глоток из сосуда естествознания порождает атеизм, но на дне сосуда нас ожидает Бог.
Вернер Гейзенберг
«Вера, на которую люди боятся рискнуть, так как дорожат своей рассудочностью, ничего не отнимает, но все возвращает преображенным в свете божественного разума. И наука, и философия должны подчиниться свету религиозной веры не для упразднения своих истин, а для просветления этих истин в полноте знания и жизни» (Н. Бердяев). Человек, как и все живое на Земле, неотделим от биосферы, которая является необходимым естественным фактором его существования, причем полноценная жизнедеятельность возможна только в адекватных природных условиях. Однако как духовное существо он не может найти внутренней целостности и осмысленности Бытия, находясь в конфликте или пренебрегая законами духовными, нравственными.
В истории развития науки было сделано немало ошибок, вследствие которых религия воспринималась как выражение человеческого невежества. В свою очередь религиозные люди также нередко уклонялись к неверным суждениям в отношении науки. Отсюда росло непонимание и даже вражда. Пытливый человеческий ум осуждался верующими людьми за попытку проникнуть в недоступное, рассматривался ими как проявление гордости. А великие умы науки представляли высказывания Библии в насмешливой форме и придавали им плоское истолкование.
Однако синтез научной мысли и высокого христианского мировоззрения мог бы принести пользу не только отдельной личности, но и целому народу, став движущей силой в развитии науки и обогащении веры.
Посмотрим на один из важнейших вопросов, входящих в состав мировоззрения практически любого человека. Как возник мир? Христианство утверждает, что мир сотворен Богом. Как соотнести такое утверждение с наукой? Еще Гегель говорил о Боге как о первоначале всего сущего. В физике, к примеру, тоже идет поиск первичных понятий, из которых строится весь мир. Одни видят первоначало в едином физическом поле, другие — в вакууме и т.п., в зависимости от используемой физической парадигмы. Современная физическая картина мира постоянно меняется, и никто не может утверждать, что она останется такой же хотя бы до середины этого века. В физике уже обсуждаются иные сценарии эволюции вселенной, среди которых есть и исключающие идею большого взрыва. Думается, что мысль об образовании мира из некоего физического первоначала глубже и не зависит от смены физических парадигм. В.И. Вернадский также был убежден, что «отделение научного мировоззрения и науки от одновременно или ранее происходившей деятельности человека в области религии, философии или искусства невозможно». А по мнению академика Осипова, создание любой научной системы неизбежно приводит к мысли о существовании Абсолютного Бытия или Бога. Н. Бор, известный датский физик-теоретик и общественный деятель, говорил: «Мы встречаемся здесь с иллюстрацией старой истины, что наша способность анализировать гармонию окружающего мира и широта его восприятия всегда будут находиться во взаимоисключающем, дополнительном соотношении». Присоединим накопленный в фундаментальной теоретической физике опыт к анализу философских и религиозных систем, и мы получим более полную картину мира и места человека в нем.
При глубоком изучении науки и непредвзятом чтении Библии мы сможем легко увидеть не противоречие их, а созвучие и дополнительность.
В то время, когда фанатично настроенные религиозные люди осуждали Коперника, видя в нем противника Божьего, любой читатель священной книги, свободный от навязанных трактовок, увидел бы подтверждение его открытию, хотя бы вот в этих словах: «Когда Он уготовлял небеса… Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны». Такой подход позволяет вскрыть поразительные аналогии ключевых категорий и понятий, с одной стороны, философско-религиозных парадигм и, с другой стороны, парадигм фундаментальной теоретической физики. Возьмем, к примеру, троичность. Она наблюдается и физике и математике. Вот некоторые примеры троичности. В основаниях математики лежат три начала: топологическое, алгебраическое и отношения; имеются три характерные геометрии: евклидова, Лобачевского и Римана; дарвиновская триада (изменчивость, наследственность, отбор) и измерения времени (прошлое, настоящее, будущее). А теперь в христианстве: троичность единого Бога (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух); троичность человека: дух, душа и тело.
И. Кант говорил: «Две вещи наполняют мою душу все новым и растущим восхищением и благоговением по мере того, как задумываешься над ними все глубже и дольше: звездное небо надо мной и моральный закон во мне». В основе любого кризисного состояния человечества и человека отдельно лежит искаженное представление об окружающем мире, связанное с игнорированием основы бытия, а также пренебрежение тем внутренним нравственным законом, который зовется совестью. Отсюда и решение животрепещущих проблем физического плана невозможно без некоторой переоценки ценностей и отведения надлежащего места человеку в природе, без нахождения единства внешнего с внутренним, духовного с материальным.
«Лишь малое знание уводит от Бога, большое знание приводит к Нему»
(Ф. Бэкон)
Каскад научных достижений последнего десятилетия позволил разработать модель вселенной как духовно-материального объекта с центральным местом человека, созданного «по образу и подобию Божьему». Сегодняшнее состояние знаний о вселенной позволяет любому мыслящему человеку лично убедиться в систематичности физического мира и огромных возможностях человеческого сознания. «Лишь малое знание уводит от Бога, большое знание приводит к Нему» (Ф. Бэкон). В этом стоит удостовериться и современному человеку путем доступных научных открытий и искренней веры, которая зачастую выходит за рамки ограниченного сознания.
И ученых, и людей верующих, всегда занимали вопросы времени и понятия вечности. Известно, что если имеется малое пространство обитания, но течение времени наполнено многим числом интересных событий, степень дискомфорта уменьшится. Не меняя мир во времени, а раздвигая пространственные рамки, человек будет чувствовать себя более комфортно даже при условии статичности мира. Таким образом, отсутствие перемен компенсируется большой пространственной протяженностью или, наоборот, пространственная ограниченность – большим числом событий. Христианское учение говорит об отсутствии времени и полноте познания, которая ожидает верных за чертой земной жизни. Другими словами, вечность будет наполнена исключительной радостью и абсолютностью знания. Нельзя ли и в этом усмотреть некоторую взаимосвязь с вышесказанным. За чертой земной жизни время как бы «теряется», его нельзя наблюдать по причине всецело занимающих человека событий.
«Человек – великое чудо, связь земли и неба», – говорит Пико делла Мирандола. Человек является ярким олицетворением этого единства – невидимой души и видимого тела, поэтому и к вопросам веры и познания мира нельзя подходить односторонне, а только при дополнении научной мысли Божественным откровением.