Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Метафорфис — греч., Transfiguratio — лат.) — одно из центральных евангельских событий, описанное у всех трёх синоптиков и вспоминаемое Церковью как один из двенадцати наиглавнейших христианских праздников.

Богословское значение Преображения

Всю глубину богословского значения событий Преображения Господня замечательно описал в своём «Слове на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа» преподобный Ефрем Сирин.

Он так говорил об этом: «И взирали друг на друга: пророки – на апостолов, апостолы – на пророков. Увидели там друг друга, началовожди Завета Ветхого началовождей Завета Нового. Святой Моисей увидел освященного Симона. Домоприставник Отца увидел приставника Сына: один рассек море, чтобы народ прошел среди волн, другой поставлял сень, чтобы создать Церковь. Девственник Ветхого Завета увидел девственника Завета Нового, Илия – Иоанна, восшедший на колесницу огненную – припадшего к персям Пламени. Так гора стала образом Церкви, и Иисус соединил на ней два Завета, какие приняла Церковь, и дал нам разуметь, что Он Сам Податель обоих Заветов: один принял тайны Его, а другой явил славу дел Его».

Преподобный также объяснил, зачем Спаситель явил свою славу ближнему кругу учеников: «Возвел их на гору и показал им Царство Свое прежде Своих страданий, силу Свою прежде смерти Своей, и славу Свою прежде поругания Своего, и честь Свою прежде бесчестия Своего, чтобы, когда будет взят и распят иудеями, знали они, что распят не по немощи, но – по благоизволению Своему добровольно во спасение миру».

И хотя, несмотря на это чудо, двое из трёх апостолов не устояли и бежали от поругаемого Господа, третий из них, апостол Иоанн Богослов, столь глубоко запечатлел славу Божию в сердце своём, что остался при кресте Господа во время его вольных страданий и смерти.

А нетварный свет, озаривший Господа на горе Фавор, преобразил в Нём нашу человеческую природу и с тех пор каждый из людей, вступающий в Церковь Христову, может рассчитывать на такое же преображение и освящение своего существа.

Евангельские события праздника

События Преображения происходят на неназванной в Евангелиях горе, вскоре после выхода Спасителя на общественное служение и его Нагорной проповеди, сопровождаемой чудом умножения хлебов.

Древнее церковное Предание называет горой преображения Фавор, хотя некоторые современные исследователи Библии считают, что имелась в виду всё же гора Ермон.

Итак, через несколько дней после Нагорной проповеди и беседы с фарисеями и саддукеями, Спаситель взял с собой трёх ближайших учеников — Петра Ионина (брата апостола Андрея Первозванного) и братьев Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых и поднялся с ними на вершину Фавора. Здесь Спаситель по обыкновению стал молиться, а его ученики уснули.

Когда апостолы пробудились, то были объяты ужасом от увиденного ими. Спаситель стоял, озарённый нетварным светом благодати Божией. Одежды Его блистали белизной, а лицо светилось так, что смотреть на него было больно. Рядом стояли и беседовали со Христом двое мужей, в которых ученики христовы узнали давно почившего пророка Моисея и столь же давно взятого живым на небеса пророка Илию. Святые пророки беседовали со Спасителем о том пути, который Ему предстоит пройти во искупление человечества.

Иоанн Златоуст писал об этом так: «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти» предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».

Когда же апостол Пётр попытался как-то, в меру своего разумения, помочь учителю и сделал нелепое предложение по поводу устройства для собеседников трёх палаток, ученикам Спасителя явилась Пресвятая Троица в виде самого Спасителя, гласа Бога Отца и Облака — Духа Святого. И глас Божий напомнил ученикам о том, что им надлежит во всём повиноваться Спасителю: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте!»

После этого, пророки и нетварный свет исчезли из вида и ученики вновь увидели перед собой Господа Иисуса Христа в привычных одеждах. Спускаясь с горы, Спаситель запретил ученикам рассказывать кому-либо о совершившемся чуде до его воскресения из мёртвых.

История и традиции празднования Преображения Господня

В 326 году святая равноапостольная царица Елена, мать святого равноапостольного императора Константина Великого, совершала паломничество в святую землю, где обрела множество величайших христианских святынь и в их числе Святой Крест.

Тогда же святая царица побывала и на горе Фавор, где по её повелению был построен храм в честь Преображения Господня и апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Примерно в это же время в Византии и Армении, где этот праздник был установлен святым Григорием Просветителем, Церковь начинает вспоминать события Преображения. По версии более поздних исследований, празднование получило широкое распространение на два-три века позже.

В VIII столетии в церковном обиходе появляются великолепные каноны Преображения, написанные гениальными гимнографами преподобными Иоанном Дамаскиным и Космой Маюмским, которые частью использовали творения более ранних песнотворцев.

До наших дней дошли замечательные поучения и проповеди на Преображение Господне, оставленные святыми Иоанном Златоустом, Ефремом Сириным, Андреем Критским и другими.

Празднование Преображения Господня приходится на 6 (19 н.ст.) августа, что связано со стремлением Церкви заменить в народном календаре языческое празднование в честь бога виноделия Диониса (Вакха), так как в это время как раз созревал виноград и другие плоды. Именно поэтому, в праздничных богослужениях присутствует особая молитва «На освящение начаток овощей (плодов)», напрямую не связанная ни с евангельскими событиями торжества, ни с его богословским значением.

В России виноград растёт не везде и на богослужения Преображения Господня верующие приносят в храм в основном яблоки нового урожая. Отсюда происходит народное название праздника «яблочный спас».

Преображению предшествует один день предпразднства (5 августа) и семь дней попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание праздника совершают в храмах 13 августа. На 40-й день после Преображения всегда празднуется Воздвижение Креста Господня.

Преображение Господне относится к числу «господских» праздников и священники совершают все богослужения этого дня в белых облачениях, символизирующих нетварный фаворский свет.

Вечером накануне торжества совершается Всенощное бдение. На Великой Вечерне читаются паремии праздника и совершается лития. На праздничной Утрени совершается полиелей и читаются каноны Преображения. В день праздника совершается Божественная литургия.

Интересные факты о Преображении Господнем

В Армянской Церкви праздник Преображения (Вардавар) является одним из наиболее популярных в народе христианских праздников. Первоначально, святой Григорий Просветитель назначил праздник Преображения на первый день армянского календаря — 1-е число месяца навасард (11 августа). Позднее, он был перенесён на  7-е воскресенье после Пятидесятницы и стал переходящим.

В XIII-XIV столетиях православные и католические богословы и философы спорили между собой о православной практике умной молитвы, исихазма, когда праведник посредством Божьей благодати, может созерцать энергию непознаваемого Бога в виде нетварного света. Такого же света, какой осиял Спасителя и был виден апостолам на горе Фавор.

В наши дни горе Фавор расположены два действующих монастыря, православный и католический — ордена францисканцев. Православный греческий женский монастырь Преображения Господня создан в 1844 году архимандритом Иринархом, а его церковь Преображения была освящена патриархом Иерусалимским Кириллом в день торжества в 1862 году.

Наиболее знаменитый полк русской гвардии, Преображенский, получил своё наименование в честь одноимённого подмосковного села с храмом, посвящённым Преображению Господню. Позднее, собор русской гвардии в Санкт-Петербурге (тот что огорожен турецкими трофейными орудиями) также получил наименование в честь Преображения Господня.

В Третьяковской галерее хранится одна из самых известных икон Преображения Господня, писаная святым Феофаном Греком в самом начале XV века для Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском (единственный почти полностью сохранившийся белокаменный храм Северо-Восточной Руси).

На иконе праздника Господь Иисус Христос изображается в центре иконы, в белых одеждах и сиянии нетварного света, а по обеим сторонам от Него – пророки Моисей и Илия. Апостолы изображены чуть ниже в очень экспрессивных позах. Скалы, изображенные на иконе, при том что в реальности Фавор гора пологая и низкая, символизируют веру и духовное восхождение, которое должен совершить в жизни каждый христианин.

Андрей Сегеда