Учитывая, что прихожан у нас было человек 50, я думал, что уложусь в это количество воды. Но, когда я увидел, что у храма стоит огромная очередь старушек и женщин, которых я никогда не видел в храме, и у всех у них на саночках были алюминиевые бидоны (помните, были такие, литров на тридцать), я дрогнул.

Тогда я, пытаясь найти выход из положения, озвучил правило, которое мне с осуждением цитировали все то время, пока меня не перевели в новый храм и еще год после этого спустя: «Сестры! Мы даем не больше пяти литров святой воды в руки»! Я пытался докричаться до пришедших старушек со стальными лицами и алюминиевыми бидонами, но мои слова звучали так, будто я лишаю этих людей всего самого светлого и радостного в их жизни.

Народ шел, поднимался ропот, кто-то поскользнувшись упал, разбилась в храме банка… Люди откровенно роптали и злились. Я их видел в первый раз и вообще не мог понять, зачем им, людям, которые никогда не переступают порог церкви, святая вода.

Господь подсказал выход из сложной ситуации. Я подключил гибкий резиновый шланг к водопроводу в своем доме – дом священника находился в двадцати метрах от храма. И прекрасная водопроводная вода начала поступать в мой почти опустошенный бак в церкви.

Я начал совершать краткое водосвятие (Великое-то водосвятие уже было совершено) через каждый час. Весь день, до ночи. Вода наполняла резервуар быстро, и так же бодро ее вычерпывали и увозили в неизвестном направлении. Я снял жуткое и непонятное для народа ограничение, и люди смогли брать воду (зачем?..), кто сколько хочет. Старушки натужно отвозили тридцатилитровые бидоны и появлялись снова. Опять увозили бидоны, и вновь я видел их, улыбающихся и бодрых, в очереди желающих набрать святую воду…

Мои идеалистичные представления в отношении святой воды были разбиты. Как-то, еще только начав воцерковляться, я спросил батюшку: «Как так может получаться, что люди дерутся у святой воды?» Сам видел, как бабушки затеяли потасовку у купели. Тогда батюшка мудро сказал: «Понимаешь, у людей есть тяга к вещественной, конкретной святыне. Что такое молитва, благодать?.. А тут – концентрированная и самая настоящая благодать, которую ты можешь набрать в бутылку и унести с собой».

Дальнейшие годы моего священства подтвердили эту горькую мысль: есть люди, которые совсем далеки от подлинной веры и благочестия. В них нет стремления к нравственному изменению и духовной работе, они вообще не ходят в храм и не ведут церковной жизни. Но с какой агрессивностью и уверенностью (будто им принадлежит право на это) эти люди отстаивают свои мнимые права на святую воду и ругаются со священнослужителями… Набирают святую воду и увозят куда-то. Что они с ней делают? Как используют, если набрали литров пятьдесят?.. Ответа у меня, прослужившего десять лет в сане священника, нет.

Мой друг, священник из Украины, рассказывал, что делают жители его села: поливают святой водой пашни, замачивают семена, дают пить домашней скотине, моют хату святой водой, чтобы бесов выгнать…

Все наши проповеди, направленные на борьбу с суевериями и магизмом в отношении святой воды, цели не достигают. Потому что люди, которые слушают проповеди, и так ведут себя со святой водой благоговейно. А люди, которые моют святой водой хаты, слушать никого не будут…

Вот и на следующей неделе будет Крещение. В нашем соборе будет освящена вода в трех баках. И все время будет подливаться из шлангов, и будут тысячи и тысячи людей в очереди за этой водой. Этих людей со злыми лицами мы, священники, никогда прежде не видели. Горстка прихожан потеряется в этой толпе уверенных в своей правоте нецерковных людей, которые в храм приходят в чисто практических целях дважды в год: набрать святой воды и освятить яйца перед Пасхой.

Святая вода подразумевает покой и мир в душе. И честность и чистоту намерений. Если мы наберем хоть стакан святой воды, мы сможем ею разбавить и тридцать литров. И вся вода станет святой и полезной для нашей души. Лишь бы брали эту воду и использовали со смирением и благоговением.

А нецерковному человеку, грешнику вода не послужит на пользу, а то и пойдет во осуждение.

Священник Константин Пархоменко