Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?

Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!

Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые — разуму.

Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих — правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие — мерзость для уст моих; все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.

Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.

Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.

Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.

У меня совет и правда; я разум, у меня сила.

Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.

Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.

Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю. Когда я возвещу то, что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века.

Притчи Соломона 8:1-21

 

Толкование на книгу притчей Соломоновых

Притч.8:1. Не пре­мудрость ли взывает? и не ра­зу­м ли воз­вышает голос свой?
Притч.8:2. Она становит­ся на воз­вышен­ных местах, при дороге, на распутиях;
Притч.8:3. она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери:

Еще прежде, в начале книги Притч.1:20–21 след., Премудрый вводил в речь свою проповедь Премудрости от собственного ее лица, а в Притч.3:19–20 упомянул об участии Премудрости в творении мира и промышлении. Теперь он делает то же значительно подробнее: почти целых две главы, Притч.8–9, посвящены раскрытию учения самой Премудрости о себе самой, о достоинстве – Божеском или Божественной природе Премудрости, о миротворческой, миропромыслительной и мироспасающей деятельности, о высочайших свойствах и богатейших дарах ее, о значении для человечества и т. д. Священный писатель как бы намеренно в предыдущих Главах (Притч.4–7) сгруппировал и исчерпал все возможные виды и случаи соблазнов на пути благочестивой и мудрой жизни, чтобы здесь, в гл. Притч.8–9, цельнее изобразить положительным образом истинную мудрость по учению самой же Ипостасной Премудрости. При этом, естественно, отсутствует всякое упоминание о том, что это учение дошло до Премудрого по преданию от предков (как в Притч.IV:3–4 и дал.). Даваемая чтением ст. 1 LXX и слав. форма обращения к слушателю: σύ τήν σοφίαν κηρύξεις, ίνα φρόνησις σοι υπακούση, сыне, «премудрость проповеждь, да разум послушает тебе», менее удобоприемлема, чем по чтению евр. масор. Вульг. и русск.: проповедующею выступает сама Премудрость Божия. Подобно всем проповедникам вещаний Божиих – пророкам, апостолам Премудрость проповедует во всех местах общественных собраний, равно вообще всюду, где только можно встретить слушателей: на возвышенностях, на дорогах, распутиях и перекрестках, при входе в город – у городских ворот, на улицах и при входе в дома (ст. 2–3). Как бы ни были шумны подобные народные собрания, но и среди сутолоки и шума празднословящих и спорящих людей, раздаются, подобно некоторому гимну, поучительные и назидательные речи из уст ревнителей и вестников Божественной мудрости.

Притч.8:4. «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!
Притч.8:5. Научитесь, нера­зу­мные, бла­го­ра­зу­мию, и глупые – ра­зу­му.
Притч.8:6. Слушайте, по­тому что я буду говорить важное, и изрече­ние уст мо­их – правда;
Притч.8:7. ибо истину про­изнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст мо­их;
Притч.8:8. все слова уст мо­их справедливы; нет в них коварства и лукавства;
Притч.8:9. все они ясны для ра­зу­много и справедливы для при­обретших знание.
Притч.8:10. Примите уче­ние мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;
Притч.8:11. потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнит­ся с нею.
Притч.8:12. Я, пре­мудрость, обитаю с ра­зу­мом и ищу рас­суди­тель­ного знания.
Притч.8:13. Страх Го­с­по­день – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я не­на­вижу.

Премудрость обращает призыв Свой решительно ко всем людям – к праведным и нечестивым, знатным и простолюдинам5; всех призывает, по руководству Божественной Премудрости, развивать свои умы и сердца (Притч.8:5), обогащая ум всякими полезными сведениями духовной и житейской мудрости (ср. Притч.1:4; Еккл. I,13) и сообщая сердцу устойчивость в истинном добре (ср. Мф. X:16). Вещает Премудрость нечто безмерно важное в жизни человеческой (Притч.8:6; ср. Мф. VII,29), именно: чистую истину, подлинную правду, совершенную справедливость, все же противное тому Ей абсолютно чуждо: все эти наставления Премудрости, при всей своей высоте и глубине, однако вполне доступны разумению человека (Притч.8:7–9). Поэтому стяжание этих учений должно быть предметом больших вожделений и исканий человека, чем приобретение богатств и сокровищ (ст. 10–11, сн. Притч.3:14–15; Иов XXVIII,15–16; Прем VII,9). Сила совета и способность руководить мысль людей к достижению правильного решения в делах неизменно присущи Божественной Мудрости, основу же и самую сущность мудрости, сообщаемой Ею, составляет страх Божий и отвращение от зла (ст. 12–13, сн. Притч.I,7, Притч.9:10).

Притч.8:14. У меня совет и правда; я ра­зу­м, у меня сила.
Притч.8:15. Мною цари цар­с­т­ву­ют и по­велители узаконяют правду;
Притч.8:16. мною началь­ствуют начальники и вельможи и все судьи земли.
Притч.8:17. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;
Притч.8:18. богат­с­т­во и слава у меня, сокровище непогиба­ю­щее и правда;
Притч.8:19. плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и по­льзы от меня больше, нежели от отборного серебра.
Притч.8:20. Я хожу по пути правды, по стезям правосудия,
Притч.8:21. чтобы доставить любящим меня суще­с­т­вен­ное бла­го­, и сокровищницы их я наполняю.–
Притч.8:21a. –Когда я воз­вещу то, что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века.

Изображаются высокоценные дары и преимущества истинной мудрости, источник которой – в Мудрости Божественной. Все дела человеческие могут иметь прочный успех только при содействии Премудрости Божественной, так как только Она одна обладает в совершенстве светом, разумом и силой, нужными для осуществления Ее мероприятий, – к благу человека, – без Ее содействия мудрость человеческая бессильна (ст. 14). В частности цари, правители, всякие власти и законодатели могут мудро управлять подчиненными народами и обществами, могут издавать мудрые и полезные законы только при содействии Той же Божественной Премудрости (ст. 15–16, сн. Дан.2:21). Все обилие благ, присущих Премудрости, Она всегда готова даровать любящим Ее и разумеющим истинную ценность Ее даров (ст. 17–21). Таковы дивные дары Премудрости. Но божественная природа и достоинство Ее разительнейшим образом выразились еще в участии Премудрости в деле творения мира, о чем и говорит теперь, ст. 22–31, Премудрый.

профессор Александр Павлович Лопухин