История помнит имена многих святых, большинство из которых имели средний достаток или были бедны. Но многим святым Бог судил родиться в семье крупного чиновника или купца, аристократа или правителя. Они выросли в неге и роскоши, но богатство всегда было для них лишь средством, ресурсом, а не предметом их вожделений.
Поэтому, встретив в своей жизни Христа Спасителя, проникнувшись учением Господа, они смогли праведно распорядиться как своей собственной жизнью, так и дарованным им Богом ресурсами, поистине приумножив одолженные таланты и обессмертив собственную душу.
Сегодня мы с вами постараемся вспомнить нескольких святых, которые были довольно или весьма состоятельными людьми, и их дела милосердия, покровительства Просвещению, медицине и искусствам. Мы не будем в подробностях рассматривать всё их житие, но обратим особое внимание на их служение Богу и ближним своим состоянием или на умение отказаться от земных благ ради Господа.
Святой страстотерпец император Николай II и его семья
Государь император Николай II, прославленный вместе с членами своей семьи и несколькими приближёнными в лике святых, как страстотерпец, совершил подвиг беззлобия и принял действительно христианскую кончину.
Также богатым примером для нас, можно даже сказать учебником христианских семейных отношений, может стать брак царя Николая с его супругой Александрой Фёдоровной и воспитание в достоинстве и христианском духе их многочисленных детей. В этой семье все с поразительной нежностью любили друг друга и действительно ощущали себя единым целым, маленькой Церковью.
Ко всему прочему, жизнь государя может преподать христианину и урок правильного распоряжения достатком, когда не мошна с деньгами управляет человеком, а он сам умело и рачительно использует её:
В быту как сам государь, так и члены его семьи, были весьма скромны. Император Николай в повседневной обстановке предпочитал носить простой полковничий мундир, его сын цесаревич Алексей также любил носить военную форму, в частности шинель. Дочери и супруга государя в быту носили довольно простые, но добротные платья. Меблировка их комнат была не «спартанской», но тоже довольно скромной, выдержанной в серых, белых и зелёных тонах.
Осенью 1891 года, когда десятки губерний России изнемогали от голода, тогда ещё наследник престола цесаревич Николай встал во главе Комитета по оказанию помощи голодающим.
Вступив на престол, государь не только объявил амнистию для некоторых категорий заключённых и распорядился от своего имени раздать небольшие суммы нищим, но также оказал значительную помощь нуждающимся ученым, писателям и студентам. Ещё в мирное время он пожертвовал около 4 000 000 рублей на открытие и содержание больниц и госпиталей.
В годы Первой Мировой войны император Николай II пожертвовал личные 200 000 000 рублей, хранившиеся в Лондонском банке, на нужды раненых, увечных и их семей. Сам он часто посещал не только военные совещания и фронт, но и раненых в госпиталях.
Императорская чета участвовала в строительстве десятков храмов и монастырей в России и по всему миру, жертвуя для этого собственные средства, заботилась о просвещении народа, создавая сеть земских, казённых и церковно-приходских школ. В годы правления императора Николая II были канонизированы многие православные святые.
Во время голода 1898 года Александра Фёдоровна пожертвовала голодающим восьмую часть годового дохода семьи. Часто она передавала денежную помощь нуждающимся через своих приближенных, стараясь, по евангельскому завету, сохранить это в тайне.
Государыня устраивала благотворительные базары, выручка от которых шла на помощь больным, организовывала по всей стране учебные мастерские для бедных. На личные средства она открыла училище сестер милосердия и построила дом для солдат-инвалидов русско-японской войны, где они обучались разнообразным ремёслам.
Во время войны императрица Александра Фёдоровна отдала отдала под госпитальные помещения многие из залов и комнат Зимнего дворца, а сама со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной выполняла обязанности сестёр милосердия и ухаживала за ранеными.
Позже Александра Фёдоровна стала патронировать также лазарет в Царском Селе, лазарет в Новом Петергофе, Двинский земский лазарет и другие госпитали и лазареты для раненых воинов. На деньги царской четы для лечебных учреждений закупались оборудование, расходные материалы и медикаменты.
Две младшие дочери императрицы, Мария и Анастасия, как слишком юные для такой тяжёлой работы, стали патронессами госпиталя. Обе сестры отдавали собственные деньги на закупку лекарств, читали раненым вслух, вязали им вещи, писали под их диктовку письма домой, по вечерам развлекали телефонными разговорами, шили бельё, готовили бинты и корпию. К концу войны они подросли и также стали сёстрами милосердия.
Святой праведный Василий Павлово-Посадский
Василий Иванович Грязнов родился в 1816 году в деревне Евсеево Богородского уезда Московской Губернии в крестьянской семье. Василий получил домашнее образование, грамоте и чтению учился по Часослову и Псалтири. С детства он имел глубокую веру и воспитывался в благочестии.
Уже в юности Василий поступил работать на фабрику и здесь, вместе со сверстниками, пристрастился к винопитию и стал растрачивать почти все заработанные деньги. Василий пытался принести покаяние, затем вновь впадал в порок и вновь раскаивался. Так продолжалось долгое время, пока Василий наконец не смог победить в своей душе пристрастие к вину.
Василий стал вести уединенную, строгую жизнь, много молился и читал духовные книги. Со временем он стяжал дар рассуждения и прозорливости и многие стали приходить к нему за советом. За благочестие его стали уважать и Павлово-Посадские старообрядцы. Многие из них, после бесед со святым вернулись в Церковь.
Со временем, Грязнов стал крупным фабрикантом, одним из первых в Павловском Посаде, кто завёл набивное производство. Объединившись с мужем своей сестры Яковом Лабзиным, владельцем шелкопрядильной фабрики и красильного завода, он поставил производство знаменитых павловопосадских шалей и платков на промышленную основу и стал продавать их по всей России.
При фабрике Василий Иванович создал богадельню на 60 человек и больницу. За счет фабрики содержалось несколько школ, где обучалось около четырехсот детей. На территории фабрики был построен двухэтажный корпус, в котором предполагалось жить рабочим, стремящимся к монашеству.
16 февраля 1869 года Василий Грязнов скончался. На его могиле Яков Лабзин построил церковь, позднее при ней образовалась монашеская обитель. На его могиле происходило множество исцелений. Василий Грязнов был прославлен Русской Православной Церковью в лике местночтимых святых Московской епархии как праведный Василий Павлово-Посадский в 1999 году.
Святой пророк и царь Соломон
Святой пророк и царь Соломон, сын пророка и царя Давида от Вирсавии, управлял народом израильским 40 лет, с 12-летнего возраста. Господь наделил святого особой мудростью и другими духовными дарованиями.
Слава и богатство царя Соломона были так велики, что многие цари и правители желали лично увидеть их. Библия рассказывает нам о благочестивой и любознательной царице Савской, лично посещавшей Святую Землю ради бесед со знаменитым правителем.
В течение 7 лет Соломон построил великолепный храм, посвящённый Богу, употребив для этого наиболее ценные из накопленных им сокровищ и пожертвовал храму значительные средства. В храм он поместил все священные реликвии народа израильского во главе с Ковчегом Завета.
Царь Соломон, подобно своему отцу Давиду, обладал поэтическим даром. Он написал книги «Экклезиаст» («Проповедник»), «Премудрость», «Песнь песней» и «Притчи».
К концу жизни святой, имевший много жён-язычниц впал в идолопоклонство, но потом глубоко раскаялся в своём отступлении от Бога и умер в мире с Богом.
Святой великомученик Димитрий Солунский
Святой принадлежал к знатному роду и был сыном римского проконсула — тайного христианина, который умер, когда Димитрий был ещё юн.
Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Дмитрий не только защищал вверенную ему область от нападения варваров, но и способствовал проповеди христианства и искоренению языческих обычаев.
Когда император узнал об этом, то сильно разгневался и призвал святого на суд. Понимая, что идёт на смерть, святой Димитрий раздал всё свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту, в каковом состоянии и был схвачен.
В 306 году воины пронзили копьями великомученика Димитрия, а его тело бросили на съедение зверям, но христианам удалось тайно предать его земле. После легализации христианства в империи, над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи.
Святая великомученица Варвара
Святая великомученица Варвара также родилась в знатной и богатой языческой семье в городе Илиополе (Сирия) в начале IV века.
Отец Варвары Диоскор, чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, построил для неё специальную башню, откуда она выходила только с разрешения отца. Ни дом, ни накопленные в нём богатства не интересовали Варвару.
Созерцая с высоты башни красоту Божьего мира, обладавшая острым умом девушка убедилась, что такой совершенный механизм не мог появиться без Творца. И её сильнейшим желанием стало узнать о Творце как можно больше.
Чтобы устроить своей дочери удачную брачную партию с кем-либо из городских аристократов, Диоскор разрешил Варваре выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она захочет выйти замуж.
Однажды во время прогулки Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о Сыне Божием Иисусе Христе, Его воплощении, добровольном страдании и Воскресении. Поражённая Варвара попросила отвести её к священнику и приняла Таинство Крещения.
Когда Диоскор узнал об обращении дочери в христианство, то пришёл в ярость, отрёкся от неё и отдал на суд градоначальнику.
Её били воловьими жилами и после этого растирали глубокие раны жесткой власяницей, терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком. Наконец, после долгих и жестоких мучений великомученица была обезглавлена.
Святая великомученица Екатерина
Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской. Она получила блестящее образование, отличалась редкими умом и красотой и не была стеснена в материальных благах.
С детства Екатерину готовили к замужеству. Святая была не против, но хотела, чтобы её жених во всём её превосходил. Мать святой Екатерины была тайной христианкой. Она повела девушку за советом к своему духовнику, который сказал, что такового она обретёт только в лице Христа.
После крещения святая стала молиться Господу и в чудесном видении получила от него обручальный перстень. Вскоре она сумела засвидетельствовать верность небесному жениху и веру в Него через страдания и смерть. Это произошло во время гонения императора Максимина, прибывшего в Александрию на языческие торжества.
Мощи святой Екатерины были перенесены Ангелами на Синайскую гору. В VI веке по откровению были обретены честная глава и левая рука святой мученицы и с почестями перенесены в новосозданный храм Синайского монастыря, построенного святым императором Юстинианом.
Святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрии
Будущий святой папа Александрии, родился на Кипре в VI веке в семье знатного вельможи Епифания. По воле родителей молодой человек вступил в брак и имел детей. Когда жена и дети святого умерли, он стал иноком: строгим постником, молитвенником и братолюбцем.
Зная его, как великого подвижника, император Византии Ираклий и духовенство упросили святого Иоанна занять александрийскую кафедру. Святой согласился и был рукоположен во епископа столицы провинции Египет.
Святитель достойно нес архипастырское служение, заботясь о нравственном и догматическом воспитании верующих. При этом святитель был особо милостив к нуждающимся и многие средства епархии употреблял на благотворительность.
В начале своего патриаршего служения он приказал сосчитать нищих и убогих в Александрии, которых оказалось свыше 7 000 человек. Всем этим несчастным святитель давал ежедневное бесплатное пропитание. Два раза в неделю, в среду и пятницу, он выходил к дверям патриаршего собора и, сидя на паперти, принимал всех нуждающихся: разбирал распри, помогал обиженным и раздавал милостыню.
Три раза в неделю патриарх Иоанн посещал больницы, оказывая помощь страдальцам. В это время император Ираклий вел тяжелую войну с персидским царем Хозроем II. Персы разграбили и сожгли Иерусалим, а многих его жителей обратили в рабство. Тогда святой патриарх Иоанн выделил большую часть церковной казны для их выкупа.
Святитель никогда не отказывал просящим. Однажды по дороге в больницу он встретил нищего и велел дать ему 6 сребреников. Нищий, переменив одежду, обогнал патриарха и снова стал просить милостыню. Иоанн снова дал ему 6 сребреников. Когда же нищий в третий раз попросил подаяния и слуги стали гнать назойливого просителя, патриарх приказал дать ему 12 сребреников, сказав: «Не Христос ли искушает меня?»
Два раза святитель давал деньги купцу, терпевшему кораблекрушения, а на третий раз дал ему принадлежавший патриархии корабль, наполненный пшеницей, на котором купец совершил благополучное путешествие и возвратил долг.
Святой Иоанн Милостивый был известен своим кротким отношением к людям. Однажды патриарх вынужден был за какую-то провинность наказать одного клирика. Провинившийся озлобился на патриарха. Святитель хотел призвать его для беседы и забыл об этом. Во время совершения Божественной литургии святой вспомнил слова Евангелия: когда приносишь свой дар на алтарь и вспомнишь, что брат твой имеет что-либо против тебя, – оставь дар свой и прежде помирись с братом твоим (Мф.5,23-24). Святитель вышел из алтаря, призвал к себе провинившегося и, пав перед ним на колени, всенародно просил прощения. Потрясенный священник раскаялся в содеянном и впоследствии стал добрым пастырем христианского стада.
Незадолго до кончины святой Иоанн вынужден был по болезни оставить свою кафедру и удалиться на остров Кипр. Во время пути на корабле больному святителю было знамение: в сонном видении ему явился светозарный муж и сказал: «Царь царей зовет тебя к Себе». Прибыв в родной город Амафунт на Кипре, святитель с миром отошел ко Господу.
Святой мученик Феодот
Святой жил и пострадал за Христа в Анкире Галатийской во второй половине III века. Святой был корчемником, то есть имел свою гостиницу с трактиром на первом этаже.
Уже тогда он достиг высокого духовного совершенства: соблюдал чистоту и целомудрие, был неприхотлив в быту и упражнялся в посте и молитве. Своими беседами с посетителями гостиницы он приводил иудеев и язычников к христианской вере, а грешников – к раскаянию и исправлению. Святой Феодот восприял от Господа дар исцелений и врачевал больных возложением на них рук.
Во время гонения императора Диоклитиана (284–305) на христиан в город Анкиру был назначен жестокий правитель Феотекн, который начал казнить христиан. Чтобы выжить, многие верующие были вынуждены бежать в горы, бросив дома и имущество.
В стране наступил голод. В эти суровые дни святой Феодот в своей гостинице давал приют христианам, оставшимся без крова, кормил их, скрывал подвергавшихся преследованию, из своих запасов давал в разоренные церкви все необходимое для совершения Божественной литургии.
Святой бесстрашно проникал в тюрьмы, оказывая помощь невинно осужденным, убеждая быть до конца верными Христу Спасителю. Феодот не страшился погребать останки святых мучеников, тайно унося их или выкупая за деньги у воинов.
Когда в Анкире христианские церкви были разорены и закрыты, Божественную литургию стали совершать в его гостинице. Сознавая, что ему тоже предстоит мученический подвиг, святой Феодот в беседе со священником Фронтоном предсказал, что ему в скором времени доставят мученические мощи на место, выбранное ими обоими. В подтверждение этих слов святой отдал священнику свой перстень.
Святой предстал перед судом правителя за погребение семи христианских мучениц. Язычники предали святого продолжительным истязаниям, а потом правитель повелел отсечь голову мученику.
Тело мученика обрёл священник Фронтон, которого Господь чудесным образом привёл именно в то место, куда оно было брошено после мучений. Впоследствии священник воздвиг на этом месте церковь.
Описание жизни и мученического подвига святого Феодота и страдания святых дев составил современник и сподвижник святого Феодота и очевидец смерти его – Нил, находившийся в городе Анкире в период гонения на христиан императора Диоклитиана и испытавший на себе многие благодеяния со стороны святого.
Святой благоверный великий князь Александр Невский
Святой благоверный князь Александр Невский наиболее известен своими деяниями на ратном поле, когда разгромил шведов в Невской битве, немецких рыцарей на Чудском озере, а затем сам совершил ответный поход на земли Ордена и разорил их.
Однако, также святой прославился и своими дипломатическими талантами, когда словом защищал ослабленную и разорённую Русь от гнева грозных ханов в Орде или подписал договор о границах в Финляндии с королём Норвегии Хаконом IV Старым.
Александр Невский много сил приложил для восстановления Руси и налаживания жизни после монгольского нашествия. Будучи сыном великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича, Александр и сам княжил не только в Новгороде, но также и в Киеве и во Владимире.
В каждом княжестве, где ему приходилось занимать престол, святой князь много благотворил, строил и восстанавливал, а также помогал Церкви. Благодаря поддержке Александра Невского русские миссионеры пришли с проповедью Евангелия в Карелию и Поморье.
В конце жизни, по распространённому в те времена обычаю, святой князь принял монашеский постриг с именем Алексей.
Также читайте: Святые богачи — о тех, кто сумел провести верблюда в игольные уши (часть вторая)
Андрей Сегеда