Чт. Дек 5th, 2024

Автором этикеток для советских конфет и шампанского оказался православный художник Губонин

В советское время тему религии либо старательно замалчивали, либо высмеивали. Верующим людям приходилось очень тяжело. За посещение Церкви могли запросто уволить с работы и даже отправить в лагерь. Но именно в это тяжелое время трудился на благо Церкви русский и советский художник и церковный историк Михаил Ефремович Губонин.

Михаил Ефремович Губонин

Михаил Ефремович родился в 24 июня 1907 года в селе Болшево Московской Губернии в семье специалиста по меховому делу.

Учась в Московском художественном училище на живописном отделении, Михаил Ефремович часто посещал богослужения в храмах Москвы, в особенности Сретенского монастыря на Лубянке. Именно в этом время он тесно подружился с иеромонахом Иеронимом (Захаровым) (впоследствии епископом Ростовским). И даже стал иподиаконом епископа Коломенским Петра (Руднева), последнего настоятеля Богоявленского монастыря и последним благочинным монастырей Москвы, а также поддерживал отношения с епископом Гомельским Тихоном (Шараповым), которые находились в церковно-политической орбите настоятеля Данилова монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского).

С детства был близко знаком с будущим патриархом Пименом (Извековым), с которым они вместе росли.

По окончании Московского художественного училища, с 1928 года работал в различных издательствах. Был арестован и 15 мая 1930 года; Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР приговорен по статье 58-10 УК РСФСР к трехлетней ссылке в Среднюю Азию (реабилитирован 4 марта 1940 года по Постановлению Особого Совещания НКВД СССР). Ссылку отбывал в Шахрисябзе и Термезе, а затем в Бек-Буди Узбекистан. 15 мая 1933 года был освобождён с ограничением места жительства (зона 101 км от Москвы).

В 1938 году женился на Клавдии Петровне Мироновой — ведущей хористке руководимого Александром Свешниковым хора, которая также пела в церковном хоре: вначале Богоявленского собора в Дорогомилове, позже — в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове, в патриаршем хоре под управлением Виктора Комарова.

22 июля 1941 года был призван на военную службу; войну закончил в звании гвардии старшего лейтенанта с тремя орденами и пятью медалями.

В 1946 году лишился жены. Спустя два года женился на сестре покойной жены Зое Петровне Мироновой, которая после кончины М. Е. Губонина стала хранительницей его архива.

В конце 1947 года Михаил Губонин был привлечён к работ над созданием сени над ракой мощей святителя Алексия Московского в Богоявленском соборе, выполнив рисунки резьбы по дереву. А с 1948 года работал над реставрацией и росписью храмов в Москве и других городах (Куйбышев, Астрахань и т. д.).

Рака с сенью над мощами святителя Алексия, митрополита Московского. Проект М.Е. Губонина, 1947 год

Кроме того, в разное время Губонин получал заказы на изготовление различных предметов лично от патриарха Алексия (Симанского). В частности, изготовил Патриаший куколь для интронизации последнего.

А в 1961—1967 годы работал художником на кондитерской фабрике «Красный Октябрь», став автором этикеток к какао и шоколаду «Золотой ярлык», конфетам «Вишня в шоколаде», «Садко», «Ну-ка, отними!», «Красная шапочка» и др. Именно Губонин — автор классической этикетки «Советского шампанского».

В половине 1960-х годов начал сотрудничать с Издательским отделом Московской Патриархии. Был автором дизайна обложки Журнала Московской Патриархии (дизайн использовался вплоть до 1990-х годов).

Ещё в 1920-е годы начал собирать материалы, посвящённые Патриарху Тихону и истории Русской церкви в советский период. Он копировал тексты документов, собирал подробные сведения о жизни Патриарха Тихона, его указы, речи, послания; акты и переписку, посвящённые вопросу о каноническом правопреемстве высшей церковной власти; материалы о репрессиях против духовенства. Всё это Губонин делал нелегально и с большим риском. После его ареста первая коллекция документов была изъята. Выйдя на свободу, Михаил Губонин стал собирать материалы заново. Для сохранения максимально полной информации он упоминал документы, тексты которых достать не мог, но имел более или менее надёжные сведения об их существовании и времени написания. Провёл работу по датировке собранных материалов, раскрытию фамилий иерархов. Стремился к максимальной объективности, отказался от избирательного подхода к документам, их обработке, приводил и тексты подложных посланий и писем, если они оказали влияние на взгляды и поведение определённой группы духовенства.

К столетию со дня рождения св. Патриарха Тихона, в 1965 году подготовил сборник из двух частей «Современники о Святейшем Патриархе Тихоне» в машинописном виде, полностью готовый к печати. В первую часть вошли воспоминания о Патриархе, а во вторую — комментарии к ним. Рукопись сборника «Современники о Патриархе Тихоне» ходила в машинописи в кругах церковной интеллигенции.

В 1969—1971 годы занимался продолжением труда Павла Строева — епархиальные списки иерархов Российской церкви. Этот труд остался незавершённым.

Своё понимание задачи собирателя и комментатора церковных документов выразил так: «Фальсифицировать историю не только общественное преступление, но, рассуждая с церковных позиций, и немалый грех, ибо сознательно искажались бы провиденциальные минувшие пути человека в его земном движении к вечности, правдивое отображение и изучение коих всегда назидательно и практически полезно для избежания пагубных повторных заблуждений в будущем». М. Е. Губонин ставил перед будущими историками задачу, выполнения которой постоянно добивался сам, — «сохранить первоначальный, действительный, не искаженный переписками текст того или иного документа…».

Общий объём его архива составил около 14 тысяч страниц машинописного текста. При его жизни эти материалы не были опубликованы. Лишь с наступлением 1990-х годов стало возможной их публикация.

На основе собранных им материалов в 1994 году ПСТБИ выпустил сборник «Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти», дополнив некоторые отсутствовавшие у Михаила Губонина документы; книга сразу «стала одним из самых цитируемых церковно-исторических изданий и одновременно — образцом подлинно церковного исторического труда».

Скончался Михаил Ефремович 9 октября 1971 года в Москве.

Использованные материалы: Википедия

Related Post

Добавить комментарий