Древние иконы несомненно являются культурной ценностью. Но одновременно они являются и святыней. Так где место святых образов — в музее или в храме? Попробуем разобраться на примере недавней истории с «Ангелом Златые власы».

Менее месяца назад, 5 октября 2017 года, в интернет-газете Фонтанка.ру появилась статья с экспертным мнением заведующей отделом древнерусского искусства Русского музея Ириной Соловьевой «Русский музей просят поделиться святым». В беседе с представителем СМИ сотрудница музея сокрушалась по поводу возможной передачи в храм одной из древнейших дошедших до нас икон, широко известной как «Ангел Златые власы».

«Ангел Златые власы» как яблоко раздора

Данный образ несомненно является важнейшей культурной ценностью, ведь это одна из древнейших дошедших до нас русских икон, написанная в домонгольский период. Образ датируется второй половиной XII века. Большинство специалистов относят её к новгородской школе иконописи.

Характерной особенностью образа являются волосы Ангела, выполненные в технике «асиста» сусальным золотом, отчего эта икона и получила такое название. По каждому волоску Ангела проложена тонкая ниточка золотого листка, отчего его волосы сияют небесным Божественным светом, поскольку золото символизирует на иконе неземное, Божественное начало.

Титла (надписание имени) на иконе утрачено. Вероятнее всего, данный образ был частью деисусного чина (чаще всего его можно видеть в иконостасах — когда сидящему в центре Господу Иисусу Христу предстоят святые, написанные вполоборота к верующим) и представлял собой икону архангела Гавриила или архангела Михаила.

«Вкусную» тему «мракобесия церковников» тут же подхватили другие СМИ либерального толка, например, «Радио Свобода» и «MK.RU», которые в своих публикациях также намекают на возможную незавидную судьбу иконы, если она окажется в храме.

В беседе с представителем «Радио Свобода» другая сотрудница Русского музея Ирина Шалина сообщила, что православный предприниматель Сергей Шмаков, по слухам, намерен добиться перемещения знаменитого образа в церковь Михайловского замка (филиал музея) и что это может страшно повредить образу и послужить возможной утрате данной культурной ценности.

Ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея, официальный эксперт по культурным ценностям Министерства культуры Российской Федерации Ирина Шалина отметила, что известная как «Ангел Златые власы» икона является символом Русского музея. Также она сообщила, что «Это икона из деисусного чина, где она занимала свое место… Это совершенно не моленный образ, это один из ходатаев перед Вседержителем, который молит о прощении наших грехов. И представить себе, что перед этой иконой молятся, что ей кладут поклоны, целуют ее, невозможно, это может подумать только человек, не имеющий даже зачатков понятия об основах православной культуры».

Попробуем на примере данного частного случая  возможной передачи древней иконы в храм более широко обратиться к проблеме древних реликвий, которые в то же время являются святынями. Где всё-таки их место — в музеях или в храмах? Кто лучше сумеет обеспечить их сохранность и доступ к ним людей? Как нужно строить отношения вокруг подобных экспонатов?

Сохранность реликвий

В многочисленных критических статьях, посвящённых передаче Церкви икон, святых мощей или известных храмов, указывается, что Церковь не сможет должным образом обеспечить их сохранность, поскольку у неё нет для этого должного объёма средств и соответствующих специалистов. При этом сразу же сообщается, что в Церкви будут ограничивать посещение «экспоната», и он станет «недоступен широким слоям общества».

Эти утверждения более чем спорны. Крадут и уродуют ценности и реликвии не только из храмов, но и из музеев и частных коллекций. Причём отнюдь не реже. Например, при очередной ревизии государственных музеев было установлено, что оттуда пропало около 83000 экспонатов.

В запасниках музеев ценные предметы также довольно часто хранятся в неподобающих условиях, которые приводят их к гибели. В то же время Церковь как-то сохранила до наших дней Туринскую плащаницу, вериги апостола Петра, пояс Божией Матери, множество древних образов и знаменитых артефактов. Значит, условия хранения и в храмах тоже могут быть надлежащим образом организованы. Это зависит скорее от воли и здравого смысла хранителей, чем от того, кто является собственником.

Церкви передали, например, Казанский собор в Санкт-Петербурге. Ранее его посещение было платным, теперь в него может войти любой желающий. И если во время богослужений собор наполняется в основном верующими, то между службами его свободно посещают туристы, сопровождаемые грамотными экскурсоводами. Храм постоянно обновляется и поддерживается в чистоте, а чтобы сохранить его, ответственные лица привлекают компетентных консультантов. «Ангелу Златые власы» тоже может быть обеспечен определённый режим доступа и необходимые условия хранения.

Вопрос доступности

В православные храмы вход бесплатный, это известно и ребёнку. В то время как в музее всегда берут деньги за билет. При этом разного рода сувениры и соответствующая ориентированная на туристов инфраструктура гораздо плотнее окружает любой музей, чем какую-либо церковь.

Музеи зачастую имеют в разы больше экспонатов, чем выставлено в их залах. Эти сокровища если и достаются из под спуда, то только для крайне редких тематических выставок, реставраций и описей. А в храме мощи и иконы всегда на виду. К ним не оскудевает очередь из приходящих на поклонение верующих. В то же время и туристов от святынь никто не гонит.

Так кто же стремится нажиться на произведениях искусства и культурных ценностях? Кто обеспечивает к ним более свободный доступ? Думается, ответ очевиден. Одному только привезённому с Афона поясу Божией Матери в своё время поклонилось более 1000000 человек. Ни один экспонат музея в последнее время не знал такой посещаемости!

Смысл иконы

У каждого предмета или явления есть смысл существования. Он был создан своим творцом для чего-то, нёс в себе определённую задуманную им функцию, без которой он беднеет своим значением. Иконы были созданы не для любования любопытствующих, а для молитвы.

Древние образы были написаны для того, чтобы стать мостиком между человеком и Богом, помочь молящемуся сосредоточиться на общении с Творцом. Не бывает «немоленных икон». Христианин может возносить молитву любой иконе — не только изображённой в деисусном чине, но даже святому или ангелу, который является частью запечатлённой евангельской сцены. Например, фрески «Благовещение» или «Бегство в Египет».

Икона является частью храма, частью богослужения, обучающим элементом христианской культуры, «богословием в красках». Именно для этого — для молитвы и обучения верующих она была создана. И нынешние собственники священных образов должны помнить, откуда иконы попали в музеи и для чего создавались изначально, должны уважать волю изографов, которые не предназначали свои творения для праздного рассматривания.

Сотрудничество

Аргументы, высказанные в защиту передачи древних святых икон Церкви не являются аргументами против существования музеев и сотрудничества с ними. Такие образы, как «Ангел Златые власы», безусловно являются и святыней, и одновременно культурной ценностью мирового масштаба.

Научным работникам нужно стремиться не к тому, чтобы спекулировать на известности реликвий в попытках настроить общество против Церкви, а к тому, чтобы вместе с нею создать условия, в которых древние иконы будут максимально наполнены смыслом. Так построить работу музеев, чтобы образы стали доступны и верующим, и туристам, вновь сделались частью храмового пространства и богослужения и в то же время были должным образом сохранены.

Андрей Сегеда