Не так давно, в преддверии Рождества Христова, ирландский католический священник Десмонд О Доннелл предложил отказаться от широкого использования слова «Рождество». Причина такого неожиданного предложения заключается в том, что современное общество утратило священный смысл этого слова, которое теперь ассоциируется с Санта-Клаусом и северными оленями. Защитить истинное понятие Рождества для верующих, по мнению отца Десмонда, можно лишь таким крайним способом, направленным на защиту церковного праздника от его коммерциализации и обмирщения.

Что ж, понять ход его мыслей можно. Действительно, если в первые века христианства верующие воспринимали Церковь как Царство Божие на земле, призванное освятить собой весь мир, то сейчас наоборот – мир пытается всеми доступными средствами войти в церковный организм, чтобы разложить его изнутри. На смену древним жестоким и кровожадным «богам» Ваалу, Астарте, Молоху и другим пришли новые – толерантность, вседозволенность, распущенность, диктатура «демократии». Мир продолжает стремительно меняться, неся с собой, со всем своим «прогрессом» чувство пустоты, безнравственности и безысходности. Это состояние отчаяния крайне опасно, так как способно повлечь за собой полное отпадение от Бога. К чему это может привести, мы знаем из истории человечества, полной страшных катаклизмов и падений. Но даже тогда, когда, казалось бы, Бог совсем уже отвернулся от падшего рода человеческого, Он продолжал внимать мольбам взывающих к Нему, независимо от их рода, племени или веры. Для Бога не существует чужих и своих, Он любит каждого человека, ради спасения которого взошел на Крест Его Сын и наш Господь Иисус Христос.

«Мы не имеем права закрывать себя и свою веру для мира, нуждающегося в утешении»

Священное Писание Ветхого и Нового Завета содержит в себе немало удивительных историй, рассказывающих о судьбах людей, оказавшихся в тяжелых жизненных ситуациях. Этих историй действительно много, и в каждой из них можно найти что-то общее и с нашей жизнью, и с нашей действительностью. Главное, что их объединяет – это живая и горячая вера в Бога, изливающаяся из израненного, но открытого для любви и надежды сердца. Именно поэтому мы не имеем права закрывать себя и свою веру для мира, нуждающегося в утешении. Нам ни в коем случае не стоит уподобляться книжникам и фарисеям времен Христа, гордившимся своим происхождением от Авраама, а потому и гнушавшимся всего «нечистого». Господь сравнивает Своих учеников со светом свечи, которая должна светить всем людям, пусть даже и далеким пока от Бога, но нередко превосходящим нас по своим человеческим качествам.

Вифлеемская звезда

История отношений еврейского народа с племенами, населявшими Палестину, носила очень сложный характер. В те времена, когда израильтяне под предводительством Иисуса Навина вошли в землю обетованную, народы, населявшие ее, являлись ярыми идолопоклонниками.

Израильтянам, призванным сохранить веру в истинного Бога, надлежало уничтожить всех идолопоклонников. Они не должны были заключать с ними никаких союзов, в том числе и брачных. Такие меры должны были предохранить избранный народ от отпадения от веры в истинного Бога, освободившего Своих людей от египетского рабства. Это повеление Божие не было соблюдено в полной мере, особенно в отношении хананеев. Израильтяне стали не просто использовать последних в качестве своих союзников, брать их себе в мужья или жены, но и участвовать в языческом служении идолам. Избранный народ Божий, за свое нечестие и отступничество, много раз подвергался тягчайшим бедствиям, повлекшим за собой и его рассеяние по всему древнему миру.

Это рассеяние, помимо нравственного и воспитательного характера для самих евреев, имело еще одно очень большое значение для всего человечества. Промыслом Божиим, это наказание позволило народам, тем или иным образом соприкасавшимся с религией иудеев, открывать для себя их веру в Мессию, грядущего установить Свое царство на земле. Наиболее ярким подтверждением тому является история поклонения волхвов Богомладенцу Иисусу. Три восточных мудреца, Гаспар, Мельхиор и Валтасар, ведомые новой и необычной звездой, прошли долгий путь, чтобы поклониться и принести свои дары родившемуся в Вифлееме Великому Царю Израилеву.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что если бы волхвы, пришедшие в Иерусалим из Персии или Вавилона, не стали бы спрашивать, где родившийся Царь Иудейский, то это событие осталось бы незамеченным как Иродом, так и самими священниками и книжниками. Именно их призвал к себе царь, испугавшийся возможной потери власти, чтобы выяснить место рождения Младенца. И именно они, люди, посвятившие себя изучению книг Священного Писания и жившие ожиданием явления долгожданного Мессии, оказались совершенно не готовы к Его приходу. Эта неготовность является следствием многих причин, одна из которых – потеря личной связи с Богом, поглощенной земной суетой и заботами о материальных благах.

Это далеко не первый случай, как в истории Ветхого, так и в истории Нового Завета, когда вера израильтян вызывала большие сомнения, впрочем, как и их преданность Богу. Более того, сила этой веры нередко уступала вере язычников, казалось бы, отвергнутых Всевышним за свое нечестие. Господь во время Своей проповеди в синагоге в Назарете сказал: «Истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. Поистине, говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только к вдове в Сарепту Сидонскую. Много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана сирийца. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города, и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лк. 4, 24-29). Когда фарисеи и книжники стали требовать у Христа показать какие-либо знамения, Он сказал им в ответ: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы, пророка; ибо, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом этим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Ионы; и вот здесь больше Ионы. Царица южная восстанет на суд с родом этим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломона; и вот, здесь больше Соломона» (Мф. 12, 38-42).

Сарептская вдова

Пророк Илия жил во времена Ахава, самого нечестивого израильского царя, поклонявшегося Ваалу. Ахав, принявший по настоянию своей жены Иезавели, дочери сидонского царя, язычество, жестоко преследовал своих соплеменников, не отпавших от веры в Единого Бога. Во время его правления многие пророки претерпели преследования, пытки и были убиты. В ответ на это Господь для вразумления нечестивого царя и развращенного им народа поразил землю многолетней засухой. Волю Божию возвестил Ахаву Илия, отправившийся после этого в уединенное место. Там он жил, питаясь едой, приносимой ему воронами. Страшная засуха стала настоящим бедствием для всех живущих, будь то люди, скот, птицы или рыбы. Господь, чтобы смягчить сердце пророка Илии, сказавшего Ахаву: «В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову», – повелел Илии идти в Сарепту Сидонскую. Там он должен был убедиться в том, что засуха, призванная им для наказания врагов Божиих, коснулась также многих людей, сумевших при этом остаться способными совершать дела милосердия и жертвовать последним ради помощи страждущим.

У ворот языческого города Сидона пророк увидел вдову, имевшую с собой горсть муки и немного масла в кувшине. Илия, мучимый голодом, попросил у нее кусок хлеба. Бедная вдовица поведала ему о своем безвыходном положении, сказав, что хочет приготовить себе и сыну из оставшейся муки последний обед. Он должен был стать для них действительно последним, так как потом их ждала неминуемая гибель от голода. Человек Божий не смог не сжалиться над несчастной женщиной. Он попросил ее испечь для него лепешку, пообещав взамен, что у нее не иссякнут запасы муки и масла, пока Господь не даст дождя. Сарептская вдова поверила словам пророка и сделала так, как он сказал. Ее вера была вознаграждена сполна, так как Господь не только спас ее от голода, но и воскресил сына, умершего от тяжелой болезни. Эту страшную потерю она восприняла как наказание за прошлые грехи. С мертвым мальчиком на руках она подошла к Илии: «»Что мне и тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего». Пророк сказал ей: «Дай сына твоего». И взял его из рук ее, и понес в горницу, где он жил, и положил его на свою постель. И воззвал ко Господу и сказал: «Господи, Боже мой! Неужели ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?» И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: «Господи, Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него!» И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил. И взял Илия отрока, и свел его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал Илия: «Смотри, сын твой жив». И сказала женщина Илии: «Теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно»» (3 Цар. 17, 17-24).

Нееман и Елисей

Сирийский военачальник Нееман имел всё, о чем может мечтать человек – славу, власть, деньги, влияние. Но всё это не помогло ему избежать поражения от более страшного, чем его обычные противники, врага, а именно страшной и неизлечимой болезни – проказы. Всё его тело было покрыто жуткими гнойными ранами, способными вызвать страх и страдание даже у такого бесстрашного воина. Нееман пытался излечиться от проказы всеми доступными для того времени средствами, но все эти усилия оказались тщетными. Помощь пришла совершенно неожиданно, да еще и со стороны не знатных вельмож, а со стороны пленной еврейской девочки-служанки. Она рассказала военачальнику о пророке Елисее, способном снять с него проказу.

«Вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля»

Сирийский царь написал письмо израильскому царю, в котором просил помочь Нееману, отправившемуся в Самарию. Эта просьба показалась царю Израиля настолько неосуществимой, что он, разодрав на себе одежду воскликнул: «Разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? Вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня». Нееман отправил к царю своего слугу со словами: «Для чего ты разодрал одежды свои? Пусть он придет ко мне и узнает, что есть пророк в Израиле». Когда военачальник приблизился на колеснице к дому Елисея, тот через слугу повелел Нееману окунуться семь раз в Иордане, чтобы очиститься от проказы. Слова пророка разгневали Неемана, решившего, что Елисей издевается над ним. Слугам удалось убедить военачальника проверить, хотя бы ради любопытства, правдивость слов Елисея. Нееман семь раз окунулся в реке, после чего полностью исцелился от болезни. Это чудо настолько поразило его, что он, вернувшись к Елисею, сказал: «Вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля: итак, прими дар от раба твоего». Пророк отказался принять богатые дары сириянина, заявившего, что впредь он будет всегда поклоняться только израильскому Богу. Гиесий, слуга Елисея, не смог удержаться от соблазна получить дары от Неемана. Он догнал сирийского полководца и заявил, что пророк передумал и просит в качестве награды одежду и талант серебра. Эта ложь обошлась слуге очень дорого, так как проказа Неемана, по слову пророка Елисея, перешла не только к Гиесию, но и его потомству навек.

Иона и Ниневия

Строгое отношение к язычникам, свойственное ветхозаветному периоду, встречается нередко и в нашей православной среде, достаточно жестко относящейся к любым проявлениям иноверия. Такая бескомпромиссная ревность по Богу крайне опасна, так как часто затмевает собой видение собственных недостатков и, что самое опасное, ожесточает сердце человека. Любовь Божия распространяется на каждого из нас, независимо от взглядов на жизнь, национальность, язык общения и вероисповедание. Именно эта идея находит свое отражение в истории Ионы, посланного Богом в языческий город Ниневию. Пророк должен был возвестить местным жителям волю Господню – если они не покаются в своих грехах, то будут уничтожены.

Проповедь Ионы не осталась не услышанной. Ниневитяне вместе со своим царем наложили на себя пост и стали каяться в своем нечестии и молить Бога о помиловании. Всё то время, что городские жители провели в покаянии и молитве, Иона провел в пустыне, ожидая кары Господней. Когда этого не произошло, он сильно опечалился, ведь люди стали бы воспринимать его как ложного пророка. Господь вразумил Своего слугу чудесным образом – в одну ночь над его головой выросло большое растение, защищавшее Иону от палящего солнца. На другой день растение засохло, что очень расстроило Иону. На это Господь сказал ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Иона 4, 9-11).

Помилуй, меня, Господи, сын Давидов

Хананеянка, следовавшая за Христом и взывавшая о помощи, называет Его сыном Давида. Вряд ли в данном случае речь идет о ее вере во Христа как Сына Божиего. Скорее всего, это свидетельствует о том, что несчастная женщина слышала о родстве Иисуса с Давидом, из рода которого должен был родиться Мессия. Слышала она также и о многочисленных чудесах, совершенных Христом. Именно это и побудило ее обратиться к Нему за помощью. Пойти на такой шаг было не просто, ведь это могло вызвать недовольство ее соплеменников-язычников. Но что делать, если ситуация кажется абсолютно безвыходной, а любимая дочь жестоко страдает? Хананеянка наверняка не раз обращалась за помощью к своим многочисленным богам, умоляя их избавить дочь от беснования. Бесполезность этих молитв вынудила ее прибегнуть к последнему шансу – обращению ко Христу.

Господь, удалившийся на время в страны Тирские и Сидонские, показал нам в этом случае еще раз, что Он не оставляет без Своего попечения ни одного человека, нуждающегося в Его помощи. Да, эту помощь мы получаем не всегда сразу, но на это есть свои причины, известные лишь одному Богу. Господь не ответил ни слова женщине, не говорившей, а кричавшей Ему о своей боли. Безмолвие Христа побудило апостолов обратиться к Нему со словами: «Отпусти ее, потому что кричит за нами». Такое невольное заступничество учеников Иисуса можно расценивать, как еще один аргумент в пользу наших молитвенных обращений к святым угодникам Божиим, имеющим особое дерзновение перед Всевышним. Господь сказал в ответ, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева. Эти слова могли бы смутить кого угодно, привести в уныние и заставить опустить руки. Так мы поступаем обычно, забывая о словах Спасителя:

«Просите – и дано вам будет, ищите – и найдете, стучитесь – и отворят вам. Ибо всякий, кто просит, получает, кто ищет, находит, и тому, кто стучится, отворяют» (Мф. 7, 7-8).

Именно так поступил слепой Вартимей, кричавший идущему мимо Иисусу: «Сын Давидов! Помилуй, меня». Окружающие пытались заставить его замолчать, но он кричал еще громче. И был услышан Иисусом, и был исцелен (Мк. 10, 46-52). Точно так же поступила и хананеянка, продолжавшая кланяться Христу и говорить: «Господи! Помоги мне».

Господь, желая показать Своим ученикам всю глубину веры хананеянки, сказал ей: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Естественной реакцией на подобные слова должна была стать как минимум обида. Когда ты ждешь помощи, а тебя вместо этого игнорируют и оскорбляют, это уже слишком. Так бы стал рассуждать я, но не эта женщина, проявившая удивительное смирение: «Так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». В ответ на это Господь сказал: «О, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час». Это второй такой случай, описываемый в Новом Завете, когда вера, проявленная не иудеями, вызывала удивление у Христа.

Первый случай связан с исцелением слуги Капернаумского сотника. Когда Иисус вошел в Капернаум, сотник попросил Христа исцелить своего слугу: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет, и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8, 5-13).

Да, мы живем в сложное и противоречивое время, время полное противоречий, соблазнов и суеты. Сохранить свое христианское звание становится все сложнее, но это только в том случае, если мы не имеем чистой, искренней и глубокой веры. Вера – это не магия и не волшебство, способное в мгновение ока осуществить все наши желания. Вера – это труд, сопряженный с терпением, смирением, любовью, надеждой и молитвой: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Мф. 11, 12-13).

Фото: Дорога к храму. Татьяна Белякова