1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Паломничество по монастырям Москвы и Подмосковья


На следующее утро после встречи Рождества Христова группа луганчан уже садилась в мягкие кресла комфортабельного автобуса, чтобы совершить паломничество по маршруту «Рождественская Москва». Организовал эту святочную поездку Паломнический отдел Луганской епархии, который по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Луганского и Алчевского возглавляет Алла Дмитриевна Шершун.

Просмотров публикации 916

По дороге в Москву

Было много уговоров от ближних не ехать в зимнее время. Январь выдался снежный, то и дело всплывали сообщения о закрытии участков трассы из-за заносов. Но ни гололёд, ни снегопады не остановили паломников. Благословение в поездку получили все до единого участника, и после молебна луганчане выехали на встречу с великими святынями православия.

За твёрдость духа люди были вознаграждены видами заснеженных пейзажей неимоверной красоты. Невозможно было глаз оторвать от окна. Пышными шапками укутало каждую веточку каждого дерева, каждого куста, каждое строение, памятник и ограждения.

Но ведь для того, чтобы насладиться Божественной красотой, вовсе не обязательно преодолевать путь в тысячу километров. Достаточно выйти из дома и пройти в ближайший сквер, а ещё лучше – в ближайший храм. Здесь вам и святыни с частичками мощей святых, и заснеженные пейзажи, и наряженные ёлочки. Но нет, едут люди в дальние дали. Почему? Что ими движет? С этим вопросом я обратилась к паломникам.

[Best_Wordpress_Gallery id=»16″ gal_title=»Паломничество в Москву»]

– Почему вы решили поехать в эту паломническую поездку?

Отвечает Геннадий Волик, г. Луганск:

– В прошлом году я уже ездил по маршруту «Рождественская Москва». Мне очень понравилось. Закончился пост, и как венец поста в продолжение Рождества Христова хотелось снова съездить в Москву к Матронушке, к преподобному Сергию Радонежскому. Душа рвалась в поездку и, слава Богу, всё получилось. Едем.

Отвечает Светлана Суворова, г. Новоайдар:

– Чем больше Бога узнаёшь, тем больше хочется духовно расти, благодать стяжать, побывать у великих святынь, приложиться к ним. Хочется что-то новое узнать.

Отвечают Татьяна Ковалёва, г. Шахты, Елена Лобинская, г. Луганск, Надежда Булах, г. Свердловск:

– Для нас, верующих, опасностей нет. Едем помолиться, посмотреть. Хочется попутешествовать, кругозор свой расширить.

– И у нас есть храмы хорошие, но хочется ещё и там помолиться.

– Места известные святые есть, а мы там не были. Как так? Значит, надо побывать.

– С молитвами едем, чтобы Божью благодать получить. Всё больше и больше тянет в такие поездки. Я давно мечтала поездить по свету – пришло время, когда это стало возможно.

Отвечает Вадим Вдовченко, г. Свердловск:

– Еду, потому что Рождественские святки сейчас, был трудный такой пост, долгий. Я его выдержал. И захотелось поехать на святочной неделе в Москву. Говорили, что очень хорошая организация этих поездок. Я лично впервые еду с Аллой Дмитриевной, но люди из моего храма ездили с ней и давали хорошие отзывы.

Отвечает Таисия Петровна Головченко, г. Луганск:

– Я очень люблю паломнические поездки. А что толкнуло поехать на Рождество, так это любовь к Троице-Сергиевой лавре. Мне захотелось ещё раз побывать в её святых стенах, в Рождественские святки приложится к мощам преподобного Сергия Радонежского. Я ощутила любовь, и она подвигла меня посетить святые места. Любовь к Православию движет мною.

В поездке с группой паломников ехали два священнослужителя. Они также ответили на вопрос о том, что движет паломниками.

Протоиерей Андрей Зозуля, клирик Свято-Петропавловского храма г. Луганска:

– Как же можно не любить такие поездки? Мы посещаем в них великие святыни! Прежде всего это Троице-Сергиева лавра – сердце русского православия! Величайшая святыня мирового уровня! Мощи преподобного Сергия – великого святого, Игумена земли Русской! Все наши желания, устремления должны направляться туда, и при первой же возможности обязательно ехать, чтобы поклониться мощам преподобного Сергия Радонежского, испросить его помощи молитвенной, предстательства перед Престолом Божиим. Я не раз был в Свято-Троицкой лавре, и у матушки Матронушки в Свято-Покровском монастыре бывал, и во многих других святых местах бывал, но при первой возможности еду снова. Каждая такая поездка не проходит даром, на каждого человека обязательно оказывает благотворное влияние. Люди обогащаются, духовно насыщаются, ведь каждая душа по природе своей христианка, и каждая душа тянется к Богу, и каждая душа ищет Бога, и каждая душа ищет благодати Божьей. А в таких поездках мы как раз и насыщаемся духовно, питаем свои души.

Протоиерей Александр Ребус, клирик храма иконы Божией Матери «Песчанская»:

– Возвращаемся к тому, что на всё воля Божия. Без воли Господа, без благословения духовного отца никто никуда не едет. Значит, суждено было, Господь так управил. Если у человека нет времени или возможности себя где-то как-то испытать в другом месте, ему Господь даёт такую, далеко не простую поездку. Справится или не справится? Вера твоя сильна или нет? Моё мнение такое. Я думаю, что многодневная поездка, связанная с многими неудобствами и опасностями дороги, даётся человеку для того, чтобы он испытал свою веру. Чтобы сам он укрепился в Нём, и вера его укрепилась в человеке. Без Господа я не могу этого сделать, а раз могу, значит, я с Господом это делаю.

Подвела черту под опросом руководитель Паломнического отдела Луганской епархии Алла Дмитриевна Шершун. Она взяла микрофон и всем паломникам рассказала, откуда зародилась традиция посещать Святые Земли:

– Сам Иисус Христос был паломником! Вспомним, как Он ещё отроком шёл со своими родителями в Иерусалим. С давних времён люди жаждали походить по тем местам, где ходил Иисус Христос. И паломники странствовали не так, как мы сегодня едем в комфортабельном автобусе, в тепле, когда за окнами мороз, а ходили пешком. Кое-где их подвозили на подводах, но ни быстрых поездов, ни машин, ни даже велосипедов в те времена не было. И вот шли паломники по свету, где их ночь заставала, там они устраивали себе ночлег под каким-нибудь деревцем, или в пещере, или в стогу сена. Зимой они рыли норы в снегу, чтобы не замерзнуть. Иногда добрые селяне пускали на ночлег таких странников в свой дом. И вот они доходили до Иерусалима, молились там и брали с собой пальмовую ветку. На обратном пути они показывали эту ветвь как доказательство того, что идут со Святой Земли, ведь в наших широтах пальмы не растут. Семья Сергия Радонежского была из тех благочестивых семей, которые любили таких богомольцев и всегда принимали их у себя дома. Паломники рассказывали, где они были, что видели в далёких краях, и в подтверждение своих слов показывали пальмовую ветку. Таких странников называли пальмовниками. До наших времён слово дошло как паломники.

Когда за окном автобуса стемнело, группа луганчан хором стала петь песни, которые Алла Дмитриевна многие годы подбирала для подобных поездок. А для того чтобы люди не путались в словах, им были розданы папки с файлами, в которых кроме инструкции по правилам поведения в поездке, были вставлены многие-многие тексты известных и малоизвестных духовных песен и рождественских колядок. А уже поздним вечером мы прослушали акафист иконе Божией Матери «Скоропослушница» и вечерние молитвы.

Ночью кто-то спал, кто-то не мог заснуть в сидячем положении, но утром все дружно читали утренние молитвы уже в Тульской области. Два водителя своё дело знали: автобус по заснеженной трассе уверенно продвигался к Москве.

Луганчане в Москве

Первым мы посетили Донской ставропигиальный мужской монастырь. Основан он в 1593 году в честь события, когда Донская икона Божией Матери чудесным образом избавила Москву от разорения ханом Казы-Гиреем. Этот дорогой сердцу каждого православного человека монастырь особенно дорог людям с Дона, с Донбасса, откуда мы и приехали, ведь Донская икона Божией Матери – покровительница южных земель! В то утро группа паломников присутствовала на Литургии, которая проходила в малом соборе монастыря.

После окончания службы в большом соборе у луганчан была возможность приложиться к Донскому образу Пресвятой Богородицы. К ней так далеко на север ехали молитвенники. Возле неё наши батюшки совершили молебен, Ей, Пресвятой Богородице, стоя на коленях, паломники пели песни с упованием о восстановлении мира в Донбассе.

С не меньшим почтением луганчане приложились к святым мощам святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, которые хранятся в золочёной раке. И ему тоже был отслужен молебен, и ему, стоя на коленях, паломники пели величание.

В малом соборе Донского монастыря мы приложились к особо чтимым иконам Божией Матери «Феодоровская» и «Знамение», к списку Донского образа Пресвятой Богородицы. Как могли, мы дарили свою любовь и благодарность Царице Небесной.

Удивительно было видеть в храме старинную печь для варения мира. Торжественный чин мироварения совершается один раз в год на Страстной седмице. Сам Святейший Патриарх принимает в этом участие, после чего Русская Православная Церковь делится святыней со всеми православными приходами, в том числе зарубежными. Для нас была проведена экскурсия, после которой священник монастыря помазал нас… миром! Милость Божия – второй раз в жизни быть помазанным священным миром!

На территории монастыря с давних пор хоронили известных людей православной веры. Мы прошли по рядам захоронений, отдавая дань нашего почтения благочестивым предкам. Так мы дошли до могилки архимандрита Даниила (Сарычева) (1912–2006), где отслужили литию под открытым небом.

Второй обителью, которую посетили паломники из Луганска, стал старейший в Москве Данилов ставропигиальный мужской монастырь. Он основан святым благоверным князем Московским Даниилом, младшим сыном святого благоверного князя Александра Невского. В наше время на территории Данилова монастыря находится официальная Патриаршая и Синодальная резиденция.

Мы с величайшим почтением приложились к мощам святого князя Даниила Московского, к раке с мощами святого преподобного исповедника Георгия (Лаврова), к ковчегам с частицами мощей святого князя Александра Невского, святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, святителя Спиридона Тримифунтского и блаженной Матроны Московской.

Затем мы посетили Покровский ставропигиальный женский монастырь, основанный в 1635 году царём Михаилом Фёдоровичем в память своего родителя — Патриарха Филарета. Главной святыней монастыря, к которой не зарастает народная тропа, являются мощи блаженной Матроны Московской, которые были перенесены сюда и упокоены в раке в 1998 году. С тех пор и зимой, и летом к ним выстраивается длинная очередь.

Согревая белые розы своим дыханием, пряча нежные цветы за пазухой, паломники из Луганска, как и все, отстояли очередь, прежде чем смогли зайти внутрь и приложиться к раке со святыми мощами любимой Матронушки, обратиться к ней со своими просьбами и чаяниями или отблагодарить за чудо исцеления, потому как по молитвам святой старицы ко Господу многие чудеса совершаются на земле. За то время, что мы стояли в очереди, о. Андрей и о. Александр успели прочитать акафист блаженной Матроне Московской. Приложившись к святыне, луганчане получили в дар цветочки от Матронушки, которые даже когда высохнут, всё равно будут храниться в красном углу как самые главные семейные святыни.

После свидания с Матронушкой, набрав воды из святого источника, паломники отправились в Зачатьевский женский монастырь, основанный в 1360 году преподобной Иулианией Московской, сестрой святителя Московского Алексия.

Здесь покоятся под спудом мощи основательниц монастыря – святых преподобных Евпраксии и Иулиании. Луганчане также приложились к поясу Пресвятой Богородицы, изготовленному здесь же, но освященному в Ватопедском монастыре; к ковчегу с точными копиями трёх частиц Честных Даров волхвов, изготовленных в обители святого Павла на Афоне; к ковчегу-мощевику «Апостольский». В центре литого ковчега помещена большая частица древнего Мамврийского дуба. Слева и справа от неё в звездицах расположены частицы мощей ближайших учеников Христовых, двенадцати апостолов.

Произвела на группу впечатление экскурсия по подземельям Зачатьевского монастыря, где в результате раскопок были обнаружены келии первых монахинь, их нехитрая утварь, основание древнего храма и других строений. Вид Москвы, когда она ещё была небольшой деревенькой, предстала перед верующими на макете. Москва строилась вокруг двух духовных обителей, на месте которых ныне стоят Зачатьевский и Данилов монастыри.

Вечерняя Москва

Вечером того же дня луганчане смогли прогуляться по Патриаршему мосту к храму Христа Спасителя, побывать на Красной площади. Центр Москвы весь переливался рождественскими огнями гирлянд. Каждый столб у дороги благодаря специальному каркасу превратился в световое чудо – в бокалы, наполненные шампанским с играющими пузырьками и снежинками на его поверхности. Были и другие светящиеся конструкции. На Патриаршем мосту в два ряда были установлены переливающиеся арки. Каждое здание, каждый храм, каждое строение подсвечивалось снизу, создавая невероятно нарядное, сказочное убранство города.

Луганчане в Троице-Сергиевой лавре, г. Сергиев Посад

«Казалось, дороже этого мгновения никогда и не было в жизни»

Переночевав в чистенькой, современной гостинице Троице-Сергиевой лавры, ранним утром мы уже поднимались в гору в Свято-Троицкий собор лавры на ранний молебен у мощей преподобного Сергия Радонежского. Только для «ранних пташек» монахи открывают раку с мощами великого Игумена всея Руси. После окончания молебна наша группа в череде других смогла пройти к раке и приложиться к мощам преподобного Сергия. Казалось, дороже этого мгновения никогда и не было в жизни. Слова величания сами собой звучали в этом святом намоленном месте. Здесь же хранятся и вещи святого – схима, посох и сосуды для совершения литургии.

До чего же душевно, возвышенно-духовно поёт братия монастыря. Такие песнопения можно слушать сутками. Купаясь в гармонии исцеляющих душу звуков, ты ощущаешь полное родство, полное единение душ, хотя мирским людям не тягаться чистотой помыслов с монашествующими, но ведь души наши от рождения христианки. Наверное, в такие моменты рождается понимание, что ты на верном пути, что это тот источник, тот светоч, та святость, к чему тянется всё твоё существо!

В Трапезном храме находятся мощи преподобного Максима Грека в раке и святителя Иннокентия Московского. Храм этот украшен необычайно яркими фресками, отображающими сюжеты библейских притч, Алла Дмитриевна со знанием дела сама провела экскурсию для луганских паломников, рассказывая эти притчи.

Побывали мы и в Успенском соборе, и в Серапионовой палате, где хранятся мощи святителя Серапиона Новгородского, Иоасафа Московского и преподобного Дионисия Радонежского (все под спудом), кусочек ризы Пресвятой Богородицы, десница первомученика Стефана, крест-мощевик преподобного Сергия, икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию», произошедшее в его келии, по преданию, находившейся в этом самом месте.

Увидели усыпальницу Годуновых, помолились на монастырском кладбище на могилках великих старцев России схиархимандрита Кирилла (Павлова) и батюшки Наума, побывали в крипте монастыря, где помолились на могилах патриархов Российских. И это далеко не все дорогие русскому человеку святыни, к которым приложились в Троице-Сергиевой лавре паломники из Луганска.

После этого группа проехала в Гефсиманский Черниговский скит, поразивший красотой и высотой стен строений из красного кирпича. Здесь луганчане смогли приложиться к двум чтимым спискам иконы Божией Матери, именуемой «Черниговская Гефсиманская», к раке с мощами преподобного Варнавы Гефсиманского, к ковчегам с частицами мощей Киево-Печерских святых, к камню от гроба Божией Матери из Иерусалима. Незабываемые впечатления остались от посещения древних пещер, где располагались келии монахов. Здесь же, в Иверской часовне находятся гробницы преподобного Варнавы Гефсиманского и блаженного схимонаха Филиппа (с честными останками).

А в Спасо-Вифанском мужском монастыре хранится деревянный гроб, в котором почти двести лет покоились мощи преподобного Сергия Радонежского. Удивляют расположенные один под другим два престола Спасо-Преображенского храма. Верхний, в честь Преображения Господня, находится на импровизированной горе, озеленённой многими тропическими растениями. А внизу, там, где стоят прихожане на богослужениях, находится нижний престол в память воскрешения Христом праведного Лазаря. В основании горы расположена пещера, символизирующая его гробницу. Об истории создания монастыря луганчанам поведал его насельник иеромонах Пимен.

И опять Троице-Сергиева лавра. Кто-то пошёл на вечернюю службу, кто-то докупить литературу, заказать требы, а кто-то отдыхать…

Утром третьего дня мы опять встретились с Москвой! Тут луганчан ждало посещение знаменитого Сретенского мужского монастыря, который был основан в память о чудесном спасении Москвы от полчищ Тамерлана заступничеством Божией Матери. Приехав рано утром, мы смогли принять участие в Божественной литургии, которая проходила в древнем храме Сретения Владимирской иконы Божией Матери. В его стенах находится придел Марии Египетской, где хранятся её мощи, которые до революции считались главной святыней обители. В монастыре находится древний список Владимирской иконы, икона преподобного Серафима Саровского с мощами, мощи Иллариона Троицкого, копия Туринской плащаницы, крест с частицей животворящего Креста Господня и другие святыни.

Удивляет величием архитектуры новый храм обители, возведённый во славу Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Сколько же любви и внутреннего чувства гармонии вложено в его возведение и благоукрашение!

О Марфо-Мариинской обители, которую мы посетили следующей, без слёз умиления невозможно вспоминать. С большим волнением паломники прикладывались к ковчежцу с частицей мощей первой настоятельницы и создательницы обители милосердия – святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Фёдоровны, которая в годы Революции была убита вместе со всем родом Романовых. Великолепно знающий материал экскурсовод провела нас по дому-музею, где жила княгиня.

Следующей остановкой в пути стало Новодевичье кладбище, где похоронено очень много известных людей, как политических деятелей, так и артистов. Нашлось место на нём и общественному деятелю и благотворителю Елизавете Глинке, известной как Доктор Лиза, так много сделавшей для детей Донбасса. Третий раз луганчане здесь отслужили литию… эта могилка очень дорога жителям Донбасса!

И снова Рождественские красоты столицы России. На ночлег мы остались в Москве. Кто-то встречался с родственниками, кто-то пошёл на вечернее богослужение в Храм Христа Спасителя, кто-то – на Красную площадь, а кто-то готовил вкуснейший ужин для группы…

На четвёртое утро наш «Всесвятский монастырь на колёсах» понёс нас в Истру. В автобусе мы читали утренние молитвы, пели, а мимо проплывали заснеженные дали и ели, как в сказке.

Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь встретил нас ярким восходом зимнего солнца. Русский Иерусалим в очередной раз заставил почтительно затрепетать души православных людей. Основал монастырь в 1656 году патриарх Никон с мечтой воссоздать под Москвой святые места Иерусалима. Воскресенский собор стал точной копией храма Гроба Господня, строился он по обмерам, привезённым с Иерусалима. С 1679 года работы по возведению Нового Иерусалима взял на себя царь Фёдор Алексеевич.

В этом храме мы молились на литургии, затем для нас была проведена экскурсия, благодаря которой мы прошли тропой страстных страданий Иисуса Христа. Внутри Свято-Воскресенского собора есть и Гефсиманский сад, и место истязаний, и место суда, и Голгофа, и Гроб Господень. Тяжёлое чувство вины за преступление далёких предков пронизало паломников. На Голгофе колени потянулись к земле… Не могли мы здесь, у подножия Креста, на котором был распят Христос, – стоять на ногах! Затаив дыхание, мы умоляли Господа простить нас за вольные и невольные грехи…

Экскурсовод Ольга, видя наше состояние, замолчала на какое-то время. Как здорово, когда экскурсию проводит воистину верующий человек, влюблённый в свой монастырь и людей! Мы были под большим впечатлением от её рассказа, от гостеприимства служителей паломнического центра монастыря.

В контрасте с тяжёлыми духовными переживаниями нас окружала неимоверная пышность лепнины, росписей, освещения сводов храма Святого Воскресения, красота всего монастырского комплекса и прилегающей к нему природы.

Последним монастырём, который луганчане смогли посетить, стал Мужской монастырь преподобного Саввы Сторожевского под Звенигородом. В 1398 году на высоком берегу реки Москвы его основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского. Здесь нашим батюшкам благословили отслужить молебен. После его окончания монах открыл для нас раку с мощами и благословил помазать нас маслом от мощей преподобного Саввы. С великим благоговением прикладывались мы к мощам святого. Помазавшись и пропев величание, мы поспешили поклониться могиле блаженного старца Симеона, иконе святителя Спиридона Тримифунтского с тапочком и другим святыням этого духовного светоча земли русской.

За дни паломничества мы сдружились, стали родными друг другу, многое переосмыслили… Грустно было расставаться с группой, но надежда на будущие встречи со святынями и новыми друзьями согревала душу. В паломнической поездке у нас практически не было праздных минут: молитвы, пение, прослушивание православных песнопений, беседы. Подъезжая к Луганску, мы хором пели «Многая лета» батюшкам, водителям, организаторам, всем участникам поездки! Теперь, после всего прочувствованного, сам собой отпал вопрос, зачем люди отправляются в паломничество. Надолго эти дни останутся сладким воспоминанием о чудной поездке, и спустя какое-то время они заставят вновь доставать дорожную сумку и собираться в дорогу.

От имени всех паломников хочется ещё раз от всей души поблагодарить организаторов поездки за неравнодушие, материнскую заботу обо всех нас, и о каждом из нас на этом тяжёлом, но благодатном пути! Слава Богу за всё!

Под редакцией Аллы Дмитриевны Шершун