Верующий может подумать, что богатства, которые он накапливает, являются знаком благосклонности к нему Бога. Подобные воззрения были в эпоху Ветхого Завета.
Как и все остальные, люди верующие и близкие к церковным таинствам, хотят, чтобы их жизнь становилась лучше. Чтобы достичь этого, они прилагают немало сил для улучшения условий существования и приобретения материальных благ, как для самих себя, так и для своих родных. Большинство из них, тем не менее, не хотят забывать Бога и Церковь, стараясь жить в соответствии с Евангельскими заповедями.
Однако здесь существует одна опасность. Верующий может подумать, что богатства, которые он накапливает, являются знаком благосклонности к нему Бога. Подобные воззрения были в эпоху Ветхого Завета. Однако такие точки зрения существуют и в наши дни, в частности в протестантских конфессиях, которые тщательно изучают Ветхий Завет. Кроме того, человек может подумать, что, если с помощью денег он может приобрести множество жизненных благ, таким же образом его финансовая независимость обеспечит ему и спасение своей души.
По всей видимости, эту точку зрения разделял и правитель, о котором нам рассказывает воскресное Евангельское чтение (Лк. 18:18 – 27). Он приступил к Иисусу и спросил, что ему необходимо делать, чтобы обрести вечную жизнь. Но всеведущий Бог разгадал его намерения. Поэтому, когда этот богач назвал Его благим, Христос не внял этому, сказав, что благ один лишь Бог. Иными словами, Христос понял, что этот человек не видит в Нем Бога, но считает Его неким человеком, способным оправдать его поступки. Этого он желал и этого он просил у Иисуса. Он рассчитывал, что все окружающие, услышав их беседу, сочтут его праведным и заслужившим спасение.
Когда Христос говорит ему, что необходимо соблюдать заповеди Закона, правитель чувствует себя спокойно. Он отвечает, что никогда их не преступал. Скорее всего, так оно и было. Его положение в обществе было достаточно высоким, так что этот правитель никогда не оказывался в состоянии нужды, заставляющей преступить Законы Моисея, тем более что некие трактовки этого Закона давали возможность «выкупа» некоторых религиозных обязанностей.
Поэтому Господь добавляет: «Еще одного не достает тебе. Ты должен продать все свое состояние и деньги раздать нищим». Эти слова Христа глубоко опечалили правителя, поскольку он был весьма обеспечен («очень богат», как говорит о нем Евангелие). Становится очевидно: Богу нужен весь человек, человеческая душа, освобожденная от корысти. Богатый правитель незамедлительно делает свой выбор: предпочитает вечной жизни земные блага. Он оказался не в состоянии потерять материальные ценности, чтобы обрести вечную жизнь, о которой он еще недавно так заинтересованно спрашивал.
Сразу после этого Христос объясняет: очень трудно, почти невозможно богатому попасть в Царство Небесное. Эти люди настолько привязаны к своему богатству, что оказываются неспособными его потерять, даже ради такой великой цели. И поскольку слушатели понимают, что привязанность к материальным благам является опасностью, угрожающей всем, и бедным и богатым, они незамедлительно спрашивают: «А кто же может спастись?»
Но милосердный Бог никого не оставляет в отчаянии. Он любит Свои творения и не даст им погибнуть. Он желает вечно пребывать с ними, и поэтому успокаивает их: то, чего человек не сможет достигнуть один, достигнет Божественная любовь. Таким образом, не заботьтесь о своих материальных благах и не хвалитесь своими добродетелями. Имейте надежду на Бога и Его любовь. Все остальное вам будет дано Божественным Промыслом.
Митрополит Неаполи и Ставруполи Варнавас
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.