Мы публикуем выдержки из этого письма, сделанные Romfea.gr с переводом цитат из оригинального документа.

«Причиной для написания этого письма стало беспокойство Святейшего Синода Сербской Православной Церкви и ее Патриарха о некоторых решениях иерархов Вселенского Патриархата относительно пожалования томоса об автокефалии украинским раскольническим организациям «против воли Русской Православной Церкви, ради недавно появившегося канонического понятия —  экклезиологического материнства». «Аналогичная коллизия возникает и с «Православной церковью Македонии».

«Ересь этнофилетизма является одной из главных бед нынешней Церкви» – утверждается в письме.

Сербский Патриарх также обращает внимание на то, что современные светские государства пытаются ставить во главу угла свою идеологию и своё политическое влияние. В своем стремлении к этим ценностям они скатываются к нездоровому этнофилетизму и секуляризованному светскому мышлению. Единственный результат этого

«угрожает кафолическому и вселенскому характеру Церкви Божией и, следовательно, её основополагающей миссии для всех народов».

Патриарх Ириней пишет:

«Государства, население и «народности», которые сейчас требуют автокефалии, на самом деле взращивают «политические расколы» и открыто оправдывают свою разрушительную деятельность пробуждением государственного и национального самосознания (Украина, «Северная Македония», Черногория). Эти государства были созданы коммунистами, и большую часть из них сейчас возглавляют атеисты, как например, некрещенный и неверующий руководитель Черногории Мило Джуканович, или «всё объединяющий верующий» во главе Украины – Петр Порошенко, которого часто видят как в храмах канонической Церкви, так и вместе с раскольниками и униатами. Эти государственные деятели просят о создании автокефальной церкви не будучи полноценными членами ее, но лишь из оппортунистических и при этом весьма несвоевременных соображений, стремясь консолидировать вокруг нее секулярную, по сути атеистическую идеологию, и использовать ее для своих сиюминутных целей. В сущности, это злоупотребление Церковью и верой.»

«Согласна ли Церковь допустить такое поругание? Предназначенная, чтобы изменять и спасать падший мир, согласна ли она подстраиваться под него, пытаясь угодить?» — вот вопросы, которые ставит глава сербской Церкви в первую очередь перед Вселенским Патриархатом, «нашей Матерью Церковью, которая призвана, как Церковь первосвятительская, служить единству Церкви самоотверженно и в духе жертвенности.»

По словам Патриарха Иринея, «при любых условиях, под любым возможным влиянием и любым возможным давлением, вселенский Патриархат не может позволить себе совершать поспешные действия, которые могут поставить под угрозу Всеправославное единство и способствовать расколам, которые Патриархат на самом деле желает уврачевать и преодолеть».

Говоря о ситуации на Украине, Сербский Патриарх называет «очень опасным или даже катастрофическим, возможно фатальным для единства Святого Православия» акт «реабилитации и восстановления раскольников в сане епископов, в особенности архиепископов-раскольников, таких как «патриарх» Киевский Филарет Денисенко, и приведение раскольников к литургическому и каноническому единству без их покаяния и возвращения в состав Русской Православной Церкви, от которой они себя отделили. И всё это без согласия Московского патриархата и без каких-либо попыток согласования с ним».

Сербский Патриарх напоминает о вмешательстве ныне покойного Константинопольского Патриарха Григория VII в дела русской Церкви и о его отношении к прославленному в лике святых патриарху Тихону, которому он предлагал отказаться от патриаршего престола, о его поддержке обновленческого раскола [раскольники модернистского толка, пользовавшиеся поддержкой большевиков] в 1920-е годы, что никак не может служить образцом для подражания.

Автор письма говорит, что восстановление украинских раскольников в их правах «будет в то же время проявлением неуважения к мученически пострадавшей Церкви земель Русских», чего Сербский Патриарх никак не ожидает от «Великой мученически пострадавшей Церкви Христовой» [т.е., от Константинопольского Патриархата].

Затрагивая вопрос возможного переподчинения Киевского диоцеза Константинопольскому Патриархату с утверждениями, что этот диоцез «всегда принадлежал» к последнему, Патриарх Ириней спрашивает «как тогда можно объяснить тот факт, что Москва в течении более чем трех столетий простирала свою юрисдикцию на Киев без каких-либо возражений, в том числе и со стороны Великой Церкви Христовой?» Он приходит к заключению, что «доступные нам исторические источники не подтверждают версию о том, что Москва не имеет прав юрисдикции над Киевом».

Послание также содержит ссылки на древние канонические традиции и практику «старшинства», «старые обычаи» и «повсеместно признанные отношения», которые подтверждают преимущественное право русских на киевский престол. Патриарх Ириней напоминает, что Всеправославный Собор на Крите подтвердил существование четырнадцати автокефальных православных церквей в их нынешних территориальных пределах. «Это постановление Критского собора косвенным образом подтверждает и тот факт, что украинская автономная церковь находится под юрисдикцией Московского Патриархата и принадлежит ему полностью по природе своей».

Подчеркивая тот факт, что Константинопольская церковь является Матерью для Церквей Киева, Москвы, Тырново и других, Патриарх Сербский пишет: «честь и достоинство экклезиастического материнства не дает Матери Церкви ipso facto права отвергать и, что еще важнее, ставить под сомнение исторически сложившиеся автокефалии и юрисдикции».

Из вышесказанного очевидно, что Вселенский Патриархат по праву не может принимать решения о будущем архидиоцезов Охрида и Киева без русской и Сербской Церкви.

Письмо также делает упор на том, что процедура получения и объявления новых автокефалий была принята поместными Православными Церквями над предшествовавшей собору встрече в Шамбези. Тогда было обозначено, что Константинополь берет на себя функции простого координатора этой процедуры: получив от той или иной церкви запрос на получение автокефалии для определенного ее диоцеза, Константинополь передает этот запрос всем поместным автокефальным Церквям, и в дальнейшем решение принимается ими  совместно.

«Окончательный официальный текст, описывающий эту процедуру, был опубликован в журнале «Синодика» в центре Вселенского Патриархата в Шамбези». Патриарх Сербский добавляет: «вот это решение в том виде, в котором оно было принято всеми Православными церквями, а не мнение одного из иерархов Вашей Всесвятой Церкви, согласно которому Вселенский Престол один, без равных себе (sine paribus) выдает или упраздняет автокефалии, и так в течение 1350 лет».

В другой части послания Патриарх Ириней обращается к Вселенскому Патриарху следующим образом: «Ваше Всесвятейшество, знайте, что у нас никогда не было в мыслях, нам чуждо само намерение и мы никоим образом не желаем задеть Ваши чувства или опечалить Вас. И тем не менее, мы считаем своим долгом напомнить Вам об обещании, данном Вами в Шамбези в присутствии глав Православных Церквей, и, следовательно, в присутствии и моей скромной персоны, что Вы не будете вмешиваться в дела Украинской Церкви».

В послании Сербского Патриарха придается огромное значение опасности нарушению юрисдикционных прав его родной Церкви в Черногории, где «самочинное сборище или секта, лишенная божественной благодати» называет себя «Церковью Черногории», в то время как «ее старшая сестра в Скопье убеждена сама и уверяет всех, что после получения автокефалии украинскими раскольниками она тоже получит признание и автокефалию».

По словам лидеров расколов в Черногории и Украине, указывает Сербский Патриарх, ситуация в Черногории напрямую зависит от ситуации на Украине и неканоническое священство бывших югославских республик Черногории и Македонии надеются, что их признают в правах как и Денисенко [раскольнический «патриарх» Киева]. Патриарх Ириней полагает, что с точки зрения канонического закона это было бы трагическим абсурдом.

В заключение, глава Сербской Церкви призывает Вселенского Патриарха быть бдительным, желая, чтобы Христос дал Матери Церкви сил «не поддаваться ни на какое давление, и в то же время мудрость, чтобы оставаться всегда верной себе, своей миссии и своим пастырским обязанностям».

Источник: Orthodoxie.com, перевод с английского – Ирина Моисеева