Святая великомученица Анастасия Узорешительница († ок. 304 года) пострадала во время правления римского императора Диоклитиана (284-305).

Родилась она в Риме, в семье сенатора язычника, мать была тайной христианкой, которая поручила воспитание маленькой девочки известному своей ученостью святому Хрисогону († ок. 304 г.; память 22 декабря). Хрисогон учил Анастасию Священному Писанию и исполнению закона Божия. После окончания ее учения об Анастасии заговорили как о мудрой и прекрасной девушке. Не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия. Чтобы не нарушить обет девства и избежать супружеского ложа, Анастасия постоянно ссылалась на неизлечимую болезнь и сохраняла чистоту.

В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников: умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Ее учитель и наставник два года томился в заключении. Встречаясь с ним, она училась его долготерпению и преданности Спасителю. Муж святой Анастасии, Помплий, узнав об этом, жестоко избил ее, поместил в отдельной комнате и у дверей поставил стражу. Святая скорбела, что лишилась возможности помогать христианам. После смерти отца Анастасии Помплий, чтобы завладеть богатым наследством, постоянно истязал жену. Святая писала своему учителю: «Муж мой… томит меня как противницу его языческой веры в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою». В ответном письме святой Хрисогон утешал мученицу:

«Свету всегда предшествует тьма, и после болезни часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь»

И предсказал скорую смерть ее мужа. Через некоторое время Помплия назначили послом к персидскому царю. По дороге в Персию он утонул во время внезапно начавшейся бури.

Теперь святая вновь могла посещать томившихся в темницах христиан, полученное наследство она употребляла на одежду, пищу и лекарства для больных. Святого Хрисогона отправили в Аквилею (город в верхней Италии) на суд к императору Диоклитиану, и Анастасия последовала за своим учителем. Тело святого Хрисогона после его мученической кончины, по Божественному откровению, было сокрыто пресвитером Зоилом. Через 30 дней после смерти святой Хрисогон явился Зоилу и предсказал близкую кончину трех юных христианок, живших недалеко, — Агапии, Хионии и Ирины († 304 г.; память 16 апреля). И повелел послать к ним святую Анастасию. Такое видение было и святой Анастасии. Она пошла к пресвитеру, помолилась у мощей святого Хрисогона, затем в духовной беседе укрепила мужество трех дев перед предстоящими им пытками. После кончины мучениц она сама похоронила их тела.

Святая Анастасия стала странствовать, чтобы везде, где только можно, служить христианам, заключенным в темницах. Так она получила дар врачевания. Трудами и словами утешения святая Анастасия облегчала заключение многих людей, попечением о телах и душах страждущих разрешала их от уз отчаяния, страха и беспомощности, поэтому и названа Узорешительницей. В Македонии святая познакомилась с молодой вдовой-христианкой Феодотией, которая помогала ей в благочестивых трудах.

Слух об Анастасии-христианке дошел до гонителей, ее взяли под стражу и отвели к императору Диоклитиану. Расспросив Анастасию, Диоклитиан узнал, что она все свои средства истратила на помощь нуждающимся, а золотые, серебряные и медные статуэтки перелила на деньги и кормила многих голодных, одевала нагих, помогала немощным. Император приказал отвести святую к верховному жрецу Ульпиану, чтобы тот склонил ее к жертве языческим богам или предал жестокой казни. Жрец предложил святой Анастасии сделать выбор между богатыми дарами и орудиями пытки, положенными с двух сторон около нее. Святая, не колеблясь, указала на орудия пытки: «Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему — Христу». Прежде чем подвергнуть святую Анастасию пыткам, Ульпиан решил осквернить ее. Но как только прикоснулся к ней, ослеп, страшная боль сжала ему голову, и через некоторое время он скончался. Святая Анастасия оказалась на свободе и вместе с Феодотией продолжала служить узникам.

Вскоре святая Феодотия и три ее сына были преданы мученической смерти анфипатом (начальником области) Никитием в их родном городе Никее († ок. 304 г.; память 29 июля и 22 декабря). Святую Анастасию вторично заключили в темницу и 60 дней истязали голодом. Каждую ночь мученице являлась святая Феодотия, одобряла и укрепляла в терпении. Видя, что голод не причинил святой вреда, игемон Иллирии приказал утопить ее вместе с осужденными преступниками, среди которых был и гонимый за веру христианин Евтихиан († ок. 304 г.; память 22 декабря). Воины посадили узников на корабль и вышли в открытое море. Далеко от берега они пересели в лодку, а в корабле сделали несколько пробоин, чтобы он затонул. Судно стало погружаться в воду, но узники увидели мученицу Феодотию, управлявшую парусами и направлявшую корабль к берегу. 120 человек, пораженные чудом, уверовали во Христа — святые Анастасия и Евтихиан крестили их. Узнав о случившемся, игемон приказал казнить всех новокрещеных. Святую Анастасию растянули над костром между четырьмя столбами. Так окончила свой мученический подвиг святая Анастасия Узорешительница.

Тело святой осталось невредимым, похоронила его благочестивая христианка Аполлинария. По окончании гонений она построила над гробом святой великомученицы Анастасии церковь.

Храм вмч. Анастасии Узорешительницы есть и в Москве (станция метро Теплый Стан), при следственном изоляторе № 6 (пос. Горелово). В Санкт-Петербурге — храм св. вмц. Анастасии Узорешительницы и свв. блгв. князей Феодора и чад его Давида и Константина Ярославских.

Расскажу удивительную историю из своей жизни, когда мне посчастливилось стать участницей Божественного провидения. Несколько лет назад я написала письмо в газету, которая специализируется на народных методах лечения болезней. Я делилась с читателями походными способами снятия теплового удара во время поездки в Киево-Печерскую лавру жарким летом. По правилам газеты автору необходимо указывать свой адрес и телефон для уточнения читателями рецептов медицины.

«Посоветовавшись с духовником, я решила прекратить это тягостное эпистолярное общение…»

Спустя какое-то время в почтовом ящике я обнаружила письмо из мест не столь отдаленных от парня по имени Андрей. Он прочитал ту статью и написал по указанному адресу. Зацепило его в моей статье то, что летом я уехала с подругой не на море, а в путешествие по святым местам. Андрей на тот момент был не женат, за что именно осужден – расспрашивать я стеснялась. Завязалась наша переписка. Он рассказал, что делает первые шаги в вере. Я высылала по его просьбе периодику духовной тематики, акафисты, делала распечатки редких молитв. Но общаться с Андреем, честно говоря, поначалу было сложно: в нем чувствовался максималистский дух неофита. Он неоднократно жаловался на свое холостяцкое одиночество, жалея, что так и не успел до срока создать семью. Просил выслать ему мою фотографию. Честно говоря, у меня не было никакого желания начинать романтическую переписку с заключенным — меня вполне устраивала наша сугубо духовная дружба. Понимания не было. В итоге, посоветовавшись с духовником, я решила прекратить это тягостное эпистолярное общение.

Но вместе с тем мне не хотелось бросать человека наедине с «прелестями» и одиночеством тяжелой тюремной жизни, и я попросила редакцию издания, через которую мы и познакомились таким неожиданным образом, напечатать адрес места заключения Андрея. Я обратилась к читателям с просьбой морально и духовно поддержать этого человека. На этом, как казалось, я поставила окончательную точку в нашей переписке. По работе мне пришлось уехать в Москву.

Спустя полтора года в Страстную Пятницу я обнаружила в почтовом ящике открытку — поздравление с наступающей Пасхой и короткое письмо. Андрей написал, что после публикации моей просьбы о нем к нему пришло немало писем. Но особенно теплая переписка завязалась с одной молодой женщиной Татьяной. Несколько раз им разрешили свидания. Две одинокие души — Андрей и Таня — полюбили друг друга и вскоре с разрешения администрации колонии соединили свои судьбы. Я получила письмо и поздравление со Светлым Праздником уже от двоих. Словом, Пасха у меня началась на несколько дней раньше. Какое чудо и милость явил Господь этой покаявшейся душе: ведь как сложно и обычным людям найти родную душу! А парню посчастливилось в суровых условиях колонии благодаря силе газетного слова отыскать любящего и близкого по духу человека.

После этого известия наша переписка, конечно, возобновилась. Я пообщалась и подружилась с женой Андрея. И сам Андрей буквально преобразился: исчезло уныние, озлобленность, ерничанье — я читала письма другого человека. Общение приносило обоюдную радость. Оно по-прежнему продолжается на духовной основе. Андрей рассказывает о храме на территории колонии, о его послушаниях на службах, по мере сил он помогает своим сокамерникам познать азы веры. Его очень согревает и воодушевляет любовь его жены Татьяны, с которой он мечтает стать супругами перед Богом. Возможно, мечта о венчании когда-нибудь и сбудется.

Эта удивительная история говорит о том, что Господь нигде не оставляет Своих непутевых, но раскаявшихся детей, даже в современных жестоких условиях тюрьмы. Но вместе с тем я извлекла уроки из этого невольного опыта знакомства и общения с человеком по ту сторону решетки. И в тюрьме есть люди! И заблудшая душа может глубоко и искренне раскаяться. Христианская история помнит самого первого покаявшегося грешника, которому были открыты двери рая Самим Спасителем — это покаявшийся разбойник, а еще Моисей Мурин, разбойник Варвар, мытарь Закхей и многие другие. Это люди, увлекшиеся когда-то злом, но все-таки имевшие в душе искру света, которая благодаря истинному покаянию разгорелась в пламень.

И вместе с тем желающие поддержать заключенных должны понимать, что многие узники находятся в состоянии тоски, уныния, кто-то озлобляется. И важно быть готовым к подобным реакциям. Вообще здесь необходим обоюдный такт!

А чтобы избегать неприятных историй — старайтесь все делать с молитвой и благословением.