Фамилию Космодемьянские в Тамбовской губернии носили многие священнослужители. Фамилия-то воистину православная – в честь святых братьев Космы и Дамиана – врачевателей-бессребреников. До деда Зои и Шуры, Петра Ивановича, настоятелем храма в Осином Гае был его дядя Василий Иванович Космодемьянский, а до него дед, прадед и так далее. Да и родился Петр Иванович в семье священника. Поэтому вопрос о выборе профессии для мальчика не стоял – выросший в храме, он не мог помыслить свое существование без церкви. Да и, наверное, имена святых братьев Космы и Дамиана в фамилии ко многому обязывали. Прославились они не только своими лекарскими талантами, но и тем, как я уже упомянула, что никогда не брали за свое мастерство и врачевание платы.
Легенда гласит, что после смерти родителей братьев посетил Дух Святой, который, наделив сирот талантами врачевания и чудотворства, однако же, предупредил: «Даром получили, даром и отдавайте». Ведь это была одна из заповедей Иисуса Христа, которую мы можем прочесть, в частности, в Евангелии от Матфея. Но однажды Дамиан, поддавшись на уговоры, принял от одной из вылеченных им женщин куриные яйца, чем так расстроил Косму, что тот даже похоронить себя завещал отдельно от брата. Женщину звали Палладия, и она в благодарность за свое исцеление принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы — Отца, Сына и Святого Духа». Услышав имя Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Это и породило ссору. Но в любом случае, в святые летописи вошли они как бессребреники и даже после смерти страждущим помогали. О чем есть многочисленные свидетельства.
Но вернемся к отцу Петру. По окончании семинарии Петра Ивановича определили псаломщиком в храм села Большая Липовка Моршанского уезда, где он организовал для деревенских детей школу, поскольку был практически единственным полноценно грамотным жителем этого села. В 1900 году он был рукоположен в священники, а в 1906-м после смерти дяди стал настоятелем Знаменской церкви в селе Осиные Гаи. Так в роду Космодемьянских стало больше еще на одного служителя церкви.
Деревянная Знаменская церковь, в которой стал служить недавно рукоположенный отец Петр, была построена в конце XVIII века, а век спустя, в 1875 году. она была перестроена и укреплена кирпичом. Пятиглавый трёхпрестольный храм выполнен в древнерусском стиле, его украшением являются трехъярусная колокольня – восьмерик на четверике – популярный конструктивный тип здания в русской церковной архитектуре: нижняя часть представляет собой кубический объём, а верхняя — поставленный на него восьмигранник, – и пять куполов, увенчанных кокошниками. Такая вот неповторимая, исконно русская красота, деревянное зодчество!
«Этим и отличается село от деревни: село имеет в обязательном порядке церковь, а вот в деревнях ее нет»
Одной из главных достопримечательностей храма является Августовская икона Божией Матери. Её написали со слов русских солдат, которых в августе 1914 года спасла в непроходимых болотах явившаяся на небе Богородица. Очень интересная икона с очень непростой судьбой. О ней я тоже обязательно расскажу. Но пока – продолжим о вотчине отца Петра Космодемьянского. Село, в котором он служил, насчитывало почти тысячу дворов, из каждой семьи кто-то обязательно подрабатывал в городе, и доброжелательный священник пришелся в Осиных Гаях как нельзя кстати. Приход Знаменской церкви был достаточно большим: кроме села Осиновые Гаи в него входило несколько сел и деревень — Павловка, Соловьянка, Прудки, Никольское. Этим, кстати, и отличается село от деревни: село имеет в обязательном порядке церковь, а вот в деревнях ее нет. Поэтому на приход отца Петра и приходили жители окрестных деревень.
Еще бы не приходить! Там было столько всего нужного и полезного! Священник и учил, и лечил бесплатно, а в случае нужды всегда мог деньгами выручить. Ну, воистину, потомок Космы и Дамиана! К тому же, будучи женат и имея четырех сыновей, отец Петр не сторонился и простой деревенской работы – сеял хлеб, выращивал овощи, содержал скотину. Никто не мог обвинить его в лености и праздности, забот у отца Петра было немало! Да никто и не обвинял. Люди любили своего батюшку и ждали его с нетерпением. Нередко после его посещения жилища бедняков в каком-нибудь неприметном месте хозяин вдруг обнаруживал деньги, оставленные милосердным священником. Деньги, которых в большой семье отца Петра никогда не было много. Но – щедрому воздастся! Так и жил отец-настоятель, скромно, честно, праведно и милосердно. И усердные труды батюшки на пользу Матери-Церкви были отмечены в 1916 году грамотой и камилавкой от правящего архиерея.
К тому времени у благочестивого отца Петра и его матушки Лидии Федоровны подрастало четверо сыновей: Анатолий, 1900 года рождения, который и станет отцом детей-героев Зои и Саши. А в то время он был воспитанником 4-го класса Тамбовской духовной семинарии; Алексей, 1903 года рождения, воспитанник 1-го класса той же семинарии; Александр, 1905 года рождения, и самый младший Фёдор, 1907 года рождения. Казалось, ничто не в состоянии нарушить устоявшегося годами быта, такого тихого, спокойного, сельского… Но грянула революция. И это было концом для таких, как отец Петр Космодемьянский. На Тамбовщине творилось страшное! Разделение на красных и белых, крестьянские мятежи, уничтожение среднего класса и священничества… Откройте школьные советские учебники и прочтите о тех годах. Они описаны как настоящие баталии времен Гражданской войны… Там, где когда-то был сытый, зажиточный даже край, стало процветать беспощадное изъятие зерна и репрессии против его укрывавших. Репрессии, которые были сродни зверствам. И конечно, отец Петр Космодемьянский не мог оставаться от происходившего в стороне.
Страшный 1918 год, год святотатственного убийства царской семьи, стал последним и в судьбе отца Петра. Безбожные власти словно объявили настоящую войну Церкви и народу Божию. Святейший патриарх Тихон в одном из посланий Советам в октябре 1918 года писал: «Казнят епископов, священников, монахов… а тела убитых не выдают родственникам для христианского погребения».
По воспоминаниям старожилов, записанным уже в 1980-е годы, на День Святой Троицы батюшка недвусмысленно заявил, что так называемые комбеды, то есть комитеты бедноты, те самые, что зверствовали и изымали зерно, не бедных и сирых представляют, а голытьбу, не желающую работать и под видом «борьбы с эксплуататорами» занимающуюся обыкновенными грабежами. Ему этого не простили. Ибо тем, кто занимался изыманием, такая версия, а еще громко сказанная священником, была совсем уж некстати. Это и решило судьбу отца Петра. В ночь с 26 на 27 августа 1918 года подогретые алкоголем бандиты выволокли священника из дома, на глазах жены и трех младших детей избили до полусмерти, привязав за руки к седлу, проволокли по селу и сбросили в Сосулинские пруды. Вменялось ему в вину и то, чего не было, — будто бы прятал он в храме контрреволюционеров, ибо разве ж можно было судить за те справедливые речи, которые пришлись не по нутру местечковым нуворишам?
«Петр Иванович говорил о каких-то двух ангелах, что придут, но и уйдут, так и не сумев заблудших людей образумить…»
Еще в восьмидесятые среди старожилов существовала легенда о том, что перед смертью Петр Иванович говорил о каких-то двух ангелах, что придут, но и уйдут, так и не сумев заблудших людей образумить. Интересно, если это правда, то о чем были его речи? Не о Зои ли и Саше, хотя как они могли образумить людей? Тем более – заблудших? У них на этой земле был совсем иная миссия… Тоже очень короткая, яркая, но к великому сожалению, тоже трагичная…
Тело Космодемьянского обнаружили только следующей весной, 1919 года, и по свидетельству все тех же очевидцев, «было оно неиспорченным и имело восковой цвет». Похоронили отца Петра на кладбище вблизи церкви Знамения, в которой он и служил последние годы своего земного бытия. Это произошло 31 мая 1919 года, в Духов день. Как ни старалась новая власть – не могла она выбить и искоренить в сельских жителях веру в Бога и любовь к отцу Петру. На месте, где было обнаружено тело священника Петра Космодемьянского, жители часто видели горящие свечи и нередко ходили туда поклониться памяти страдальца.
И, видимо, молил Бога отец Петр и за свою обитель. Чудным образом она не пострадала и выжила в те шальные кровавые годы. В ней сохранились почти все иконы, утварь, старинные книги. Всё, вплоть до серебряных подсвечников, было возвращено сельчанами в храм. Верующие Осинового Гая убеждены, что их храм сохранен молитвенным предстательством пред Господом священномученика Петра Космодемьянского. Место его погребения свято и особо почитаемо местными жителями и сегодня.
После гибели Петра Ивановича семья Космодемьянских еще какое-то время оставались на прежнем месте. Старший сын Анатолий оставил учебу в Тамбове и вернулся в село, чтобы помогать матери с младшими детьми. Когда же те подросли, женился на дочери местного писаря Любе. 13 сентября 1923 года родилась дочь Зоя, а через два года – сын Александр. Хотя здесь им и установили памятник только к 50-летию Победы, об ангелах, что придут и уйдут, так и не сделав людей счастливее, помнили всегда. Так неужели отец Петр говорил о своих внуках? И сельчане не сомневаются, что, умирая, священник предвидел мученическую смерть своих собственных внуков. Бог ведает…
В Тамбовской епархии рассматривался вопрос о его канонизации. Итог: священник Петр Космодемьянский канонизирован Священным Синодом Русской Православной Церкви в 2004 году как новомученик Российский. Судьба некоторых потомков Петра Ивановича Космодемьянского известна всей стране: его внукам посмертно присвоено звание Героев Советского Союза. Они похоронены рядом, в главном некрополе страны — на Новодевичьем кладбище. Саша и Зоя, брат и сестра – внуки святого деда Петра!