В ничем не примечательном иудейском городе Назарете, о котором некоторые израильтяне пренебрежительно спрашивали «из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1:46) жила пожилая пара благочестивых супругов — Иоаким и Анна.

Иоаким был состоятельным скотоводом и происходил из рода царя Давида, а Анна имела корни в священническом сословии. Жена первосвященника Захарии Елисавета приходилась ей племянницей, а сын Захарии и Елисаветы Иоанн Предтеча — троюродным братом её внуку (по человечеству), Господу нашему Иисусу Христу.

История Рождества Богородицы

Благословлённую Всевышним жизнь пожилой четы святых праотцев Иоакима и Анны омрачало только одно обстоятельство — у них не было детей (как не было их некогда и у святых праотцев Авррама и Сары, также благословлённых Богом).

Праведники не роптали на Бога и не теряли веру. Вместо этого, они много благотворили и горячо молили Господа о рождении чада. Иоаким и Анна даже дали Богу обет: если у них все же родится сын или дочь, то жизнь его или ее будет посвящена служению Богу.

Однажды Иоаким, оставив супругу дома на хозяйстве, пришёл в Иерусалимский храм, чтобы принести Богу положенную по закону Моисееву жертву в дни одного из иудейских праздников.

Первосвященник Иссахар знал о неплодности Иоакима и Анны и считал, что через это Господь обличает какой-либо сокрытый святой четой грех. «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия», — заявил первосвященник.

Опечаленный Иоаким тут же покинул храм и ушёл в пустыню, где стал со слезами молить Бога о даровании дитя. Его супруга Анна в это же время молилась о том же в Назарете, в саду своего дома.

В этот момент перед святой Анной предстал Ангел, который возвестил ей волю Всевышнего: «Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Нее будет славен во всем мире род твой». Одновременно, с аналогичным приветствием ангел явился и к Иоакиму в пустыне.

Обрадованный праотец поспешил домой, где встретил радостную жену свою. Очень скоро по возвращении мужа Анна поняла, что носит под сердцем дитя. Через положенное время, супруга Иоакима родила дочь, которую нарекли «Марией», что значит «надежда, госпожа».

До трёх лет святые Иоаким и Анна утешались общением со своей благословенной дочерью, а потом, согласно данному Богу обету, привели её в Иерусалимский храм и отдали на обучение первосвященнику.

Источники и установление праздника

О событиях, предшествующих Рождеству Пречистой Девы, нам сообщает апокрифический источник написанный в конце II века по Рождестве Христовом и известный как «Протоевангелие Иакова».

Часть сведений о событиях начала земной жизни Богоматери содержат и другие вошедшие в Предание Церкви сочинения, такие как «Евангелие детства» (оно же — «Евангелие от Фомы»), «Книга Иосифа Плотника» и т.п.

Празднование Рождества Богородицы установлено Церковью в V-VI веках. Первые сведения об этом относятся к сочинениям Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и требнику Римского папы Геласия (492-426 годы), а также не дошедшему до нас кондаку преподобного Романа Сладкопевца (536-556 годы).

Как и другие богородичные праздники, Рождество Богородицы Церковь стала отмечать более торжественно в противовес распространившейся в те времена монофизитской ереси, объявлявшей, что если даже Господь Иисус Христос и был не только Богом, но и человеком, вся человеческая природа в Нём была поглощена природой Божества.

На православном Востоке Торжество в честь рождения Пречистой Девы распространилось широко уже в VII столетии, а в Римской Церкви только к XIII-XIV векам.

Практически во всех Церквях Запада и Востока Рождество Богородицы открывает новый церковный год (непосредственная дата начала 1 сентября) и приходится на 8 сентября (21 сентября по н.ст.). И только египетские христиане-копты отмечают его 9 мая (н.ст.).

Традиции и особенности Торжества

Богослужения Двунадесятого праздника Рождества Пресвятой Богородицы, включающие 1 день предпразднства и 4 дня попразднства, духовенство совершает в облачениях голубого цвета.

Каноны праздника принадлежат преподобным Иоанну Дамаскину и Андрею Критскому. Стихиры праздника писали Константинопольский патриарх Герман, Солунский епископ Анатолий, Иосиф Песнописец, Стефан и Сергий Святоградцы.

Всенощное бдение с полиелеем содержит в себе три чтения из ветхого завета (паремии), содержащие прообразы рождества Богородицы: «Лестница Иакова», «Пророчество Иезекииля», а также слова из «Книги Притчей Соломоновых».

В первой паремии сообщается о видении Иаковом лестницы, которая соединила небо с землею; во второй пророк Иезекииль Матерь Божию вратами, чрез которые прошел Святой Старейшина и Святой Домостроитель; в третьей говорится о Доме, уготованном для себя Ипостасной Премудростью, то есть Господом Иисусом Христом.

Если празднество выпадает на постный день, то ради великого события, православным христианам разрешается вкушение рыбы.

В народном календаре к празднику Рождества Богородицы уже убирали урожай и устраивали праздник, посвящённый плодородию и семейному благополучию, за которые благодарили Матерь Божию.

Интересные факты о Рождестве Пресвятой Богородицы

Тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы — наиболее древнее из дошедших до нас песнопений этого торжества (V-VII века) и редкий случай полного совпадения богослужебного песнопения в Римо-католической церкви и Православных Церквях.

В Москве существует целый небольшой район, посвящённый родителям Пресвятой Богородицы — Якиманка. Он состоит из улиц Большая Якиманка, Малая Якиманка, Якиманский проезд и прилегающих к ним территорий.

Несмотря на то, что Иоаким и Анна жили в Назарете, их Пресвятая дочь родилась в Иерусалиме. На территории Старого города около Львиных ворот сегодня располагается монастырь Святой Анны, где по Преданию раньше располагался дом, в котором Пречистая появилась на свет.

В 1854 году папа Пий IX-ый возвёл в степень догмата ранее выдвигавшееся некоторыми католическими богословами мнение о непорочном зачатии Девы Марии, которое не разделяют Православные Церкви, так как на это нет никаких указаний в Священном Писании и Священном Предании.

Первый храм в честь Рождества Богородицы был построен в Иерусалиме по указанию матери святого императора Константина Великого,святой равноапостольной царицы Елены, еще в IV веке.

В Ферапонтовом Белозерском Богородице-Рождественском мужском монастыре (Вологодская область) в соборе Рождества Богородицы сохранились удивительные по глубине фрески начала XVI столетия, выполненные знаменитым иконописцем из учеников преподобного Сергия Радонежского — преподобным Дионисием.

Андрей Сегеда