Жесткий и бескомпромиссный пророк, низводящий молнии на землю, святой, оказавшийся сильнее Ваала (палестинского аналога Перуна), праведник, наказавший обманщиков-жрецов, Илия – победитель язычества, наверняка он более всего импонировал первым христианам Киева – воинственным дружинникам князя. Неслучайно и княгиня Ольга, приняв крещение, построила церковь пророка Илии в своем имении на псковщине. Небесным покровителем былинного Ильи Муромца был, конечно, тот самый пророк. А ведь у былинного богатыря был реальный прототип – Илья Чоботок, один из святых Киево-Печерской лавры, бывший прежде воином. Именно с колокольни Ильинского храма Москвы прозвучал набат, призвавший горожан к восстанию против Лжедмитрия в Смутное время… Так что Илию-пророка издревле почитали на Руси как покровителя защитников Отечества, а Ильин день широко отмечался в прежние времена.

Но вот наступила другая эпоха, советская. Официальная пропаганда категорически запрещала прежние традиции, заставляла отречься от своей веры и истории, а порой – и от своих предков, но полностью искоренить православие из русского народа новая идеология не смогла. Многие люди продолжали ощущать себя христианами, не переставая быть членами ВКП(б), одно другому не мешало.

В 30-е годы XX века Красная Армия стремительно крепла. Появлялась современная техника, совершенствовалась тактика, создавались новые стратегические концепции. Одной из таких новинок стал воздушный десант. Переброска диверсантов в тыл врага на самолетах применялась русской армией еще в Первую мировую войну, а первая массовая переброска войск по воздуху состоялась в Гражданскую, но это были так называемые посадочные десанты (самолеты приземлялись для высадки), а первый настоящий парашютный десант был высажен в ходе учений Московского военного округа 2 августа 1930 года. Вот с этой даты и берут свое начало воздушно-десантные войска.

Трудно ответить на вопрос, был ли десант специально спланирован на день пророка Илии, или это случайное совпадение. Конечно, о том, чтобы официально «привязать» высадку к церковной дате, не могло быть и речи в то время, ничего об этом не расскажут и официально отцензурированные советские мемуары, но «втихую» подгадать первый десант к чтимому святому вполне могли. Ведь точно известно, что среди красных командиров того времени было много тайно верующих, а уж про Ильин день знал каждый.

За трагический XX век в Советском Союзе был накоплен громадный опыт применения воздушно-десантных войск, как в реальных боевых действиях, так и в ходе многочисленных учений. ВДВ обзавелись мощной техникой, многократно увеличились по численности, стали серьезным аргументом на поле боя и на политической арене. Одно только появление русских десантников могло отрезвить противника, но если уж парням в голубых беретах приходилось драться – только многократный численный перевес мог дать шанс противнику на победу, да и то не всегда.

По воспоминаниям ветеранов, в 60-е – 70-е годы день ВДВ широко не отмечался в СССР. Были, конечно, в этот день «показухи» в гарнизонах, где стояли десантники, а также в отдельных воздушно-десантных частях. Ломали кирпичи, кувыркались через автоматы с примкнутым штыком, демонстрировали невиданные приемы рукопашного боя, но профессионального праздника как такового не было, не был он знаком и широкой общественности. Уже на излете перестройки, перед самым развалом Союза, десантники, стихийно отмечавшие свой праздник 2 августа, стали конфликтовать с милицией и неприветливыми гражданами на улицах, что послужило своеобразной «раскруткой» этого дня как дня ВДВ.

«Грозный пророк, катящийся по небу на огненной колеснице, защищающий отечество, карающий предателей, как нельзя более подходит на роль покровителя десантников»

Потом наступили «лихие 90-е», развал страны, разгул преступности, падение советской идеологии. В этой обстановке духовного вакуума люди стали обращаться к своим корням, к почти забытой уже православной вере. Не были исключением и десантники. Раскрыв однажды церковный календарь, кто-то из офицеров (а может и из генералов) отметил замечательное совпадение дня ВДВ и Илии-пророка. Грозный пророк, катящийся по небу на огненной колеснице, защищающий отечество, карающий предателей, как нельзя более подходил на роль покровителя десантников, да еще и праздники в один день. Понимали это и священники, окормлявшие армию. В патриархию со всех сторон пошли просьбы благословить стихийное почитание пророка Илии, что и было сделано в начале третьего тысячелетия от Рождества Христова.

Нужно сказать, что это очень древняя традиция – считать своим покровителем того святого, который стоит в церковном календаре в день твоего рождения. Это одинаково применялось и к людям, и к учебным заведениям, и к разным государственным структурам. Так святая мученица Татиана (праздник которой пришелся на день подписания Елизаветой указа о создании Московского Университета) стала покровительницей российского студенчества, а преподобный Ефрем Сирин (стоявший в церковном календаре в день создания Александром I корпуса военных топографов) стал покровителем военно-топографической службы. По этой же логике, уже в наше время, Илья-пророк стал покровителем ВДВ.

Святейший Патриарх Алексий II благословил Ильинский храм в Москве (тот самый, который колоколом возвестил начало восстания против Лжедмитрия) как главный храм православных десантников, а с 2002 года молебен святому пророку Илии у стен этого храма и крестный ход с участием военнослужащих стал неотъемлемой частью празднования дня ВДВ в Москве. В Рязанском училище ВДВ на деньги ветеранов-десантников построена часовня в честь Илии-пророка. А уже в 2006 году указом Президента Российской Федерации 2 августа официально объявлено днем воздушно-десантных войск.

Именинников и всех причастных к ВДВ – с праздником!