Современного человека вопрос о конце света интересует не меньше, чем вопрос о происхождении жизни на Земле. Во все времена находились «эксперты», готовые по-своему истолковать Откровение святого Иоанна Богослова. В наши дни ряды «экзегетов» пополнили писатели и кинематографисты, причем последние делают довольно внушительный вклад в «аналитику» о конечных судьбах человечества – фильмы апокалиптической и постапокалиптической тематики Голливуд выпускает регулярно.

«Аналитика» американской киноиндустрии

Современного человека вопрос о конце света интересует не меньше, чем вопрос о происхождении жизни на Земле. Впервые в истории человеческой мысли ответ на этот вопрос был дан христианским Откровением. Античные историки будущим человечества не интересовались, были к нему равнодушны и безразличны. «Стрела времени напрочь отсутствовала в античном взгляде на человеческую судьбу», – писал протоиерей Георгий Флоровский. Но после того как мир получил откровение о том, что он конечен, неоднократно предпринимались попытки это учение интерпретировать иначе, чем учит Церковь. В древности, в средние века и новое время всегда находились «эксперты», готовые по-своему истолковать сложнейшую книгу Священного Писания – Откровение святого Иоанна Богослова. В наши дни ряды «экзегетов» пополнили писатели и кинематографисты, причем последние делают довольно внушительный вклад в «аналитику» о конечных судьбах человечества – фильмы апокалиптической и постапокалиптической тематики Голливуд выпускает регулярно.

Число таких кинолент растет с каждым годом, соответственно увеличивается количество версий «конца света», что не приводит к пониманию зрителями того, каким он будет на самом деле. Конечно, создатели апокалиптических фильмов не ставят перед собой задачу донести до зрителя содержание христианского Откровения, цели у них иные – коммерческие.

При этом первоисточником концепции конца света по-прежнему остаются данные христианской эсхатологии. Из христианской эсхатологии писатели, сценаристы и режиссеры безжалостно вырывают отдельные фрагменты и затем множат на свою фантазию.

Немного «зверя»

Так, ряд фильмов из Апокалипсиса Иоанна Богослова позаимствовал только самое «продаваемое» – личность антихриста. В фильмах «Омен», «Адвокат дьявола», «Вечная битва», «Ребенок Розмари» антихрист – главный герой. Трилогия «Омен» рассказывает о его рождении, детстве, юности и карьерном взлете. Человек греха, сын погибели принадлежит к экономической и политической элите США, он готовится стать президентом этой страны. Вольно или невольно Соединенным Штатам создатели фильма отводят роль источника финального зла – библейского «зверя» породит Америка. Последние 3,5 года правления антихриста, а они самые важные, показаны довольно бестолково. Его постоянно пытаются уничтожить разные люди, у них это не выходит, и тогда на землю вновь приходит Христос, причем не в славе, как об этом говорит Новый Завет, а повторно воплощаясь.

Со смертью антихриста жизнь на земле не изменится и не закончится, антихрист в этих фильмах всего лишь проходящее явление.

Кинематографисты в своих интерпретациях искажают не только линию новозаветного повествования, они не «щадят» самого антихриста. Так, в некоторых фильмах он является женщиной. Это не удивительно – быстрое развитие медицинских биотехнологий сильно расширяет возможности кинотрактовок: по способу рождения антихрист вполне может быть вынутым из пробирки или клоном; а по половой принадлежности – трансгендером. Учитывая новую сексуальную революцию на Западе, в которой люди теряются в половой самоидентификации – это будет вполне в духе времени. Для ЛГБТ-сообщества антихрист должен быть «своим», без признания разного рода меньшинств успеха он не добьется.

Без антихриста, но с цунами

Другие фильмы, а их большинство, важнейший апокалиптический «элемент» – фигуру антихриста – вынесли за скобки. Земле в таких фильмах угрожает глобальная катастрофа. Конец света – это не конец, а лишь попытка человечества начать жизнь в новых условиях.

В фильме «Знамение» Земля сгорает от усилившейся солнечной активности и макровспышек, но человечеству дан еще один шанс, на этот раз представителями неземных цивилизаций. Они переселяют на пригодную для жизни планету мальчика и девочку. История Адама и Евы запущена вновь, но уже инопланетянами. Такую концовку картины можно считать популяризацией теории внеземного происхождения жизни. Теория Дарвина уже не в тренде, можно предлагать другие, например, инопланетную.

Режиссер блокбастера «2012», не заметив библейского обетования о том, что не будет уже потопа на опустошение земли (Быт. 9, 11), человечество решил все же потопить. Спастись удалось немногим, они вошли на заранее построенные корабли, которые называются «ковчегами». На этом аналогия с Ноевым ковчегом заканчивается. Если Ной и его семья были праведными, то в фильме среди спасенных не нашлось места христианам и христианскому священнику. Спаслись практически одни миллиардеры, билет на «ковчег» могли приобрести только сверхбогатые люди, стоил он 1 миллиард евро. Теория «золотого миллиарда» в фильме приобретает иное, качественное измерение. У кого нет миллиарда, те без шанса. А у выживших миллиардеров – новая жизнь, но она без веры, без Церкви, без Бога.

Десакрализация будущего, изгнание священного из жизни, проходит красной нитью практически во всех фильмах такого типа.

Единственная кинокартина, которая несет мораль и нравственный вывод – это «Книга Илая» с Дензелом Вашингтоном в главной роли. Действие фильма происходит в Америке, которая после ядерной катастрофы превратилась в пустыню. Главный герой пытается спасти последний сохранившийся экземпляр Библии. Все другие экземпляры были уничтожены, и это стало причиной всемирной трагедии. Человечество оставило заповеди Божии, отказалось от слов жизни, которые написаны в Книге книг – и жизнь его превратилась в ад.

Зомби-апокалипсис

Большой пласт в околоапокалиптической тематике занимают фильмы, в которых люди, уцелевшие после техногенной катастрофы, пытаются выжить в новых условиях. Живым противостоят мертвецы, инфицированные страшным вирусом. Для поддержания жизнедеятельности им нужны плоть и кровь людей. Человек, однажды укушенный, не умирает, но пополняет армию зомби. Пандемия охватывает все человечество. Появление таких фильмов напрямую связано с современными военными угрозами, которые несут разработки оружия массового поражения – ядерного, биологического, химического и т.п. Только постоянным спутником выжившего после катастрофы человечества становится не одна ядерная зима, но и ходячие мертвецы.

Радостного обновления жизни, новой весны, которая должна случиться после истории человечества и о котором говорит христианство, не будет. Всеобщее воскресение отменяется, вернее, оно происходит, но это поистине дьявольское действие. Перед зрителем предстают обезображенные ожившие трупы, один их вид – это насмехательство и надругательство над образом Божиим, которым является всякий человек. Оптимизма в таких фильмах мало, если он и есть, то только для зомби, с каждым фильмом они становятся все сообразительней и умней. Вскоре, вероятно, в фильмах мертвые одержат полную победу над живыми и будут строить свою зомби-цивилизацию. Хотя удивляться тут нечему – подобный сценарий является отображением нашего реального мира, в котором мертвые до сих пор хоронят своих мертвецов.

Инопланетное вторжение

Другим вариантом конца света, пришедшим из научной фантастики, является инопланетная угроза. Агрессивные пришельцы готовы захватить Землю и превратить ее в сырьевую колонию. Люди как малоценный и ненужный компонент подлежат уничтожению. Самыми известными фильмами этой категории являются экранизированный роман Герберта Уэллса «Война миров» режиссера Стивена Спилберга и «День независимости» Роланда Эммериха. У Эммериха, открытого гея и защитника прав ЛГБТ-сообщества, апокалиптика – излюбленная тема. В его списке, кроме «Дня независимости», также фильмы «Послезавтра», «2012», сейчас он снимает вторую часть «Дня независимости». И такие люди пытаются диктовать моду в киноискусстве, в том числе и в постапокалиптике.

Современные экзегеты любят пошутить, что в Библии, дескать, есть упоминание об инопланетянах – Господь хранит пришельцев (Пс. 145, 9) и прочие жители вселенной не пали (Ис. 26, 18). Никаких пришельцев на самом деле, конечно, нет, но они стали неотъемлемой частью массовой культуры, а запуск «зеленых человечков» на киноэкраны перешел в ведение «человечков голубых».

Заключение

Сюжетные линии апокалиптических фильмов подобны индуистскому колесу сансары или спиралям античной историософии, они могут виться бесцельно и бесконечно долго. Ничего принципиально нового с выжившим человечеством не происходит – всего лишь жизнь в новых условиях, будь то ядерная зима или инфицированные мертвецы.

Единственным моментом, сближающим христианскую и киноэсхатологию, является общий взгляд на ответственность человечества – будущее планеты зависит от самого человека. Правда, и здесь есть различие. По христианскому учению, конец света приближается от умножения беззаконий и оскудения любви, а нерелигиозная эсхатология причину прекращения жизни на земле видит в спровоцированных человеком техногенных катастрофах.

Если бы кинематографисты снимали фильмы, подвигающие зрителя к изучению первоисточника – книге Откровения Иоанна Богослова и всего Писания, было бы замечательно. Но голливудская апокалиптика не способствует ответственному отношению человека ни к настоящему и будущему человечества, ни к собственной жизни. Такие фильмы, а они есть плоть от плоти современной культуры и ее сердцевина, только уводят людей от правды и истины.