Здесь земля русская начинается, здесь она и заканчивается. Благовещенск — это город на самом краю страны. Соседний Китай отчётливо виден из обычной домашней форточки. Кажется, руку протяни – и дотянешься. Оттуда тоже пытались – правда, не голыми руками. Все больше свинцом и порохом — не получилось. Богородица не дала. Китайцы знают об этом, как никто другой. Своими глазами видели и, кажется, отчётливо поняли: Город благой вести под покровом Божьей Матери.
Главная святыня Приамурья
Приамурье — это сотни километров государственной границы, обильно политых русской кровью. В разные столетия здесь разворачивались драматические события, способные изменить весь ход мировой истории. Во многом этого не случилось благодаря православной вере, а ещё явлениям, которые можно объяснить только настоящим чудом. Оспорить их невозможно даже спустя столетия.
В 1900 году, на переломе эпох, столица Амурской области могла прекратить своё существование в течение светового дня. Благовещенск продержался две с половиной недели. Без достойной защиты, под градом пуль и снарядов.
Восстание националистов — ихэтуаней – в соседнем Китае привело к вооруженному противостоянию двух держав. Ситуацию ухудшил тот факт, что весь благовещенский военный гарнизон вместе с ополченцами отбыл в Хабаровск. Китайцы знали о беззащитности Благовещенска и вечером 2 июля открыли по нему ураганный огонь артиллерии. Расчёт делался на молниеносный успех, ведь город состоял из деревянных усадеб. В сухую погоду были все шансы для великого пожара. Однако огонь так и не разгорелся, а спустя четыре дня пошёл дождь.
«За восемнадцать дней осады в храм не попало ни единого снаряда»
Кафедральный собор находился на линии огня, в прямой видимости китайских пушек, но не получил ни царапины. За восемнадцать дней осады в него не попало ни единого снаряда, хотя вся прилегающая территория была изрыта воронками.
Люди внутри храма беспрестанно молились иконе Албазинской Божьей Матери. Позже от пленных китайцев стало известно, что они видели над городом Белую Жену с Младенцем. Она мешала им целиться. Однако история защитного Покрова над российскими рубежами началась гораздо раньше.
Многие заметные события из истории Приамурья так или иначе связаны с Албазинской иконой, первое название которой «Слово плоть бысть». Она попала в неосвоенные земли вместе с отрядом беглых казаков. Очень скоро Божья Матерь стала покровительницей Албазинского острога – по сути, первого русского поселения на Амуре.
Защитники крепости поднимали «Слово плоть бысть» прямо на стены во время нападений маньчжур. В 1685 году гарнизон острога не насчитывал и пятисот человек. Однако им удавалось мужественно противостоять пятнадцатитысячному императорскому войску.
До наших дней сохранились многочисленные предания, в которых рассказывается о белой Женщине на белом коне. Она бросалась в самую гущу врагов, не давала им сжечь казачьи посевы. Противник хотел оставить стойких и непокорных албазинцев без хлеба, но сделать этого так и не удалось. Казаки были вынуждены уйти. Однако через полгода они вернулись с подкреплением, заново отстроили острог и даже собрали спасенный Богородицей хлеб. И вновь осады, бои, а четыре года спустя подписание Нерчинского договора. По невыгодному для России документу, Амурская земля на долгие годы опустела, превратилась в буфер между двумя государствами.
В музей на молитву
Возвращение русских состоялось почти два века спустя. Албазинская икона находилась в забайкальском Сретенске. В 1854 году начинается первый сплав войск по Амуру, «Слово плоть бысть» участвует в молебне. Спустя два года основан Усть-Зейский пост, давший начало Благовещенску. Так появляется исторический форпост России на дальневосточных границах. Уже тогда было понимание того, что русские вернулись навсегда.
Сегодня Албазинская Дева – самая почитаемая, главная и, по сути, единственная историческая реликвия, сохранившаяся до наших дней. Она пережила угар революций, гражданской войны и годы забвения. При советской власти ее выставляли в Амурском областном краеведческом музее в качестве экспоната. Люди шли в музей, как в церковь, — помолиться Божьей Матери. Позже ее на годы упекли в музейные запасники, дабы не привлекать большого количества паломников. Когда же удалось вернуть икону церкви, то всем миром собирали деньги, реставрировали и возвращали к жизни. Теперь у нее просят помощи в болезнях, неудачах и даже в стихийных бедствиях. Она отвечает чудесами.
В 2013 году Дальний Восток пережил крупнейшее наводнение. В Амурской области паводок полностью разрушил свыше 1200 домов, в числе пострадавших почти 150 тысяч амурчан. Страдания целых районов исчислялись неделями. В самый трудный момент было решено облететь область с иконой Албазинской Божьей Матери. Во время посадки вертолета в населенных пунктах проводились молебны под руководством правящего архиерея, епископа Благовещенского и Тындинского Лукиана. В считанные дни после этого события вода пошла на спад.
Церковь из бревен мёртвокладной
Благовещенск не только пограничный форпост России на Дальнем Востоке. В середине XIX века он превратился в настоящий оплот православного христианства от Забайкалья до Тихого океана. Да и могло ли быть по-другому? Само название города обязывало ко многому. Именем благой вести он обязан христианскому празднику, в день которого был освящен первый кафедральный собор. Это его спустя полвека не брали китайские снаряды.
Собор закладывал святитель Иннокентий (Вениаминов), апостол Сибири и Америки, сподвижник первого генерал-губернатора Николая Муравьева.
«Долгое время близким соратником святителя Иннокентия был священник Александр Сизой. Собственно, эти два человека стояли у истоков развития православия в восточной части России. Священники своими руками участвовали в строительстве первых храмов, носили на плечах бревна и другие строительные материалы, — рассказывает кандидат исторических наук Владимир Пушкарев. — Нужно понимать, что здесь жили первопоселенцы-казаки, никакой цивилизации не существовало, нужно было ее создавать».
По словам Владимира Пушкарева, первым зданием будущего Благовещенска стала деревянная церковь. Казаки-первопоселенцы, высадившиеся на амурский берег в 1856 году, основали Усть-Зейский пост. Первая зима выдалась очень тяжелой, люди умирали от голода, холода и болезней. Копать могилы в мерзлой земле было тяжело, и покойников складывали в мёртвокладной — большой деревянной избе. Весной следующего года погибших похоронили по христианским обычаям, а мёртвокладную разобрали на бревна и собрали из них храм во имя святителя Николая. Первым каменным зданием города также стала церковь — Покровский храм, который до наших дней не сохранился.
Одним из заметных начинаний святителя Иннокентия считается перенос в Благовещенск из Якутска духовной семинарии. Такой шаг позволил в короткое время начать подготовку духовных кадров. Помимо основных традиционных дисциплин, будущие священники изучали три иностранных языка — китайский, японский, маньчжурский. Это делалось ради расширения миссионерской деятельности.
Разрушения храмов
«Февральскую революцию Благовещенская епархия встретила настороженно. Сильные потрясения начались только в 1918 году. В Благовещенске разразилось кровопролитное столкновение между сторонниками и противниками советской власти. На улицах неделю стояла стрельба, на помощь большевикам начали стягиваться отряды со всей округи. Порой это были откровенные банды. Анархисты устроили штаб в здании мужской духовной семинарии. Состоялся первый погром, поругание святынь, — рассказывает историк. — Осенью 1918 года власть вновь перешла к белым, однако через два года большевики одержали окончательную победу. С тех пор начинаются настоящие гонения на церковь, аресты священников, расстрелы. В 1923 году задержан правящий архиерей, владыка Евгений Зернов, которого посадили в благовещенскую тюрьму. Свой земной путь он окончил на Соловках».
До революции только в Благовещенске насчитывалось порядка 20 православных храмов. Помимо самостоятельных приходов, было большое количество домовых церквей при учебных заведениях, госпиталях, больницах. Если не было возможности храм разрушить или сжечь, то он перестраивался до неузнаваемости. Свято-Никольская церковь лишилась колокольни. Первое здание Благовещенска стало похоже на обычную избу, в которой располагались различные учреждения.
То же касается храма иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радосте» — одного из немногих доживших до наших дней и вновь восстановленного. До революции в нем располагалась домовая церковь женского епархиального училища, но в советские годы он больше напоминал безликую пристройку.
Трагична судьба храма Святой Живоначальной Троицы — Шадринского собора. Его взорвали.
Ничейная земля
Заметное потепление между советской властью и православными христианами началось в годы Великой Отечественной войны. Найти полноценное здание церкви к тому моменту в Благовещенске было уже невозможно. В итоге верующим отдали здание католического костела, в стенах которого размещались склады. Вплоть до 2003 года католический костел считался кафедральным собором Благовещенской епархии.
На сегодняшний день в Благовещенске всего пять храмов, включая католический костёл, которые удалось сохранить или восстановить после революции.
Начиная с 1923 по 1993 годы Амурская область не имела правящего архиерея. Все это время Приамурье относилось к далеким епархиям в различных регионах страны. В силу больших расстояний такая связь оставалась слабой и скорее номинальной. Это была ничейная земля, безотцовщина, где православные традиции во многом опирались на усилия немногочисленных священников и самих верующих.
«Мы не возрождаем православную традицию, мы ее создаем»
«Трагедия нашей области заключается в том, что мы православную традицию не возрождаем, мы ее создаем. На западе страны она пускала корни веками. Их тоже давили, но при благоприятных условиях они вновь проросли, — считает Владимир Пушкарев. — В Амурской области вера имеет не столь богатую историю, а ее страницы наполнены драматизмом и борьбой. В сложные годы многое разрушалось до основания. По сути мы начинаем с нуля».
Сегодня в Благовещенске работают пять православных храмов. Еще несколько в стадии возведения, порядка пяти приходов зарегистрированы и готовятся к строительству. Есть несколько часовен. По Амурской области зарегистрировано порядка шестидесяти православных приходов. Могло быть больше, но по сей день ощущается острая нехватка священников. Ситуацию осложняют большие расстояния и, как следствие, низкая плотность населения. Содержать храм в северных районах Приамурья, где девять месяцев зима, достаточно дорого. Такова специфика.
Владыка, способный удивлять
Владыка Гавриил (Стеблюченко), бывший наместник Псково-Печерского монастыря, стал первым правящим архиереем. В 2011 году он был отправлен на покой. Сегодня его уже нет в живых, и верующие вспоминают его с теплотой. Именно на его долю выпала тяжелейшая миссия установления православного христианства в Амурской области. Благодаря его усилиям в 2003 году Приамурье обрело настоящий каменный кафедральный собор. Деньги на него собирали всем миром.
Сегодня Благовещенскую и Тындинскую епархию возглавляет Владыка Лукиан (Куценко). Подвижник и, по отзывам прихожан, человек, способный удивлять. При нём церковная жизнь в Приамурье получила новый импульс.
Владыка Лукиан широко известен среди верующих центральной части России. Он прибыл в Благовещенск из Ленинградской области, где преуспел в возвращении церкви и восстановлении многих поруганных святынь. Среди них Свято-Троицкая Александра Свирского мужская обитель, древняя святыня Северо-Запада России, памятник истории, культуры и архитектуры федерального значения.
За пять лет под руководством владыки Лукиана в разных районах области возвращено церкви, построено и заложено около двух с половиной десятков православных храмов, мужской и женский монастыри, духовно-просветительский центр и другие объекты. Началась подготовка священников.
Владыка отмечает своё рождение одновременно с именинами амурской столицы. Епископ Благовещенский и Тындинский родился 7 апреля 1965 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.