Православное богослужение обычно длится долго – от полутора до трех часов. Люди стоят в храме, молятся. В отличие от других православных церквей, в русских храмах скамеек нет. Ноги устают, и время от времени у некоторых прихожан возникает вопрос: «А что делают батюшки в алтаре, пока их никто не видит?»

Хорошо, например, на Пасху, когда Царские врата открыты и все могут видеть, как священник всю службу стоит и молится перед престолом. А может, когда врата закрыты и паникадило потушено, батюшки спят? Или газеты читают, или чай пьют с просфорками? Вот на литургии, незадолго до «Святая святым», можно услышать звук закипающего электрочайника. Характерный такой шум и щелчок. Точно ведь чай пьют! Или нет? Кофий? А может и кагор потягивают?

У некоторых людей, наверное, создается впечатление, что в храме — как на спектакле. Врата открылись — батюшка выступил, врата закрылись — батюшка отдыхает. Может даже на диванчике.

Но нет, дорогие друзья. Может, конечно, кто-то в удаленных от центра приходах и спит между возгласами на всенощной или обсуждает что-то. Людей много и грехов не меньше. Но я таких редко встречал. Да и диванчиков в алтаре, где можно было бы похрапеть, завернувшись в рясу, нет.

Когда врата закрыты – священник молится так же, как и при открытых. Совершает ряд священнодействий.

Например, в последние десятилетия распространился обычай внимать частицы из маленьких просфор заранее, на всенощной. Вот и стоит батюшка между возгласами перед жертвенником и вынимает частицы, молится за всех. На чтениях из Ветхого завета можно и присесть. И не только в алтаре, но и в храме, если есть скамеечка. А так священник так же вместе со всеми стоит и молится. Только это не видно из храма.

«А чайник! Как же чайник? Сами ведь слышали шум!»

А чайник включается перед причащением, но не чайку заварить, а чтобы налить кипяток, «теплоту» в Чашу. Это символ реальности воплощения Христа. Часть богослужения. Богослужения, где каждому из нас отведена своя мера участия и своё место.

И все вместе мы – Единая Церковь, славящая Христа. И в храме, и в алтаре.

ОБ АВТОРЕ:

i-200x300

Игумен Силуан (Туманов) — священник Русской Православной Церкви, председатель издательского совета Санкт-Петербургской епархии, настоятель Петропавловского храма в Шуваловском парке.

Публицист, композитор, автор-составитель учебников по катихизису, литургике и эортологии, многочисленных статей и публикаций, автор нотного сборника «Сочинения и переложения для однородного хора» в 11-ти частях, содержащих, среди прочего, впервые положенные на музыку тексты богослужения на эрзянском и мокшанском мордовских языках.

С августа 2012 года член союза журналистов России.