В 7-ю неделю (7-ой воскресный день) по Пасхе совершается память святых отцов Первого Вселенского Собора. В наши дни, когда с таким трудом идет подготовка Всеправославного собора, нелишним будет вспомнить, что реальная история церковных соборов была далека от ее сглаженных описаний в назидательных книгах.

Только недавно закончилась эпоха кровавых гонений на христиан. Еще были живы исповедники, принявшие мучения за веру.

«В то время много было мужей, – пишет в своей истории Феодорит Кирский, – украшавшихся дарами апостольскими, много было и таких, которые, по словам апостола Павла, «носили язвы Господа Иисуса на теле своем». Так, Иаков, епископ Антиохии Мингидонской, которую сирияне называют Низибою, воскрешал и возвращал к жизни мертвых и совершал множество других чудес… А Павел, епископ Неокесарии, испытал на себе жестокость Ликиния: у него обе руки находились в расслаблении от того, что их обжигали раскаленным железом, которое стянуло и лишило жизни нервы, дающие членам движение. У иных был выколот правый глаз, у других подсечено правое колено. В числе последних находился Пафнутий Египетский. Кратко сказать, там можно было видеть собравшийся в одно место сонм мучеников».

«Мало кто тогда ожидал, что такой удар
по Церкви будет нанесен не извне, но изнутри»

Как мы можем увидеть, это были люди стойкие в вере, но мало кто тогда ожидал, что такой удар по Церкви будет нанесен не извне, но изнутри. Нам трудно себе сейчас представить, какую смуту вызвала арианская ересь в начале VI столетия по Р.Х.

Евсевий Памфил так описывает эти события в «Жизни Константина»:

«В каждом городе епископы вступали в борьбу с епископами, народ восставал на народ, и все, подобно Симплигадам, сталкивались друг с другом, так что ожесточенные, в пылу исступления, покушались на дела нечестивые».

[Симплигадами древние называли острова при входе в Черное море, которые будто бы сталкивались, сходились один с другим и сокрушали попадавшие между ними корабли]. А здесь добавилась еще и календарная проблема: христиане праздновали Пасху в разное время.

Евсевий пишет:

«Одни утверждали, что в этом должно следовать обычаю иудеев, другие, — напротив, говорили, что надобно тщательнее наблюдать время и никак не следовать заблуждению людей, чуждых евангельской благодати».

То есть малоазийские христиане по традиции, идущей от апостола и евангелиста Иоанна Богослова праздновали Пасху по иудейскому лунному календарю, римская же пасхалия основывалась на юлианском календаре и александрийских астрономических таблицах и связывала Пасху с первым воскресным днем после весеннего равноденствия и полнолуния.

Вот какие непростые вопросы предстояло разрешить христианам в то время. Только железная воля императора Константина и, конечно, Божье обетование о Церкви, которую не одолеют адовы врата, помогли отцам I Вселенского Собора не только собраться, но и принять исповедание веры и пасхалию, которые стали основой для защиты и утверждения православной веры. На Соборе произошло чудо, чудо единения вокруг Никейского Символа, содержавшего в себе слово «единосущный»: «И во Единаго Господа нашего Исуса Христа, Сына Божия… единосущна Отцу, имже вся быша, яже на небеси и яже на земли». Вторым чудом стало утверждение единой пасхалии, которая до сих пор объединяет православный мир, несмотря на принятие новоюлианского календаря частью поместных Церквей.

Удивительно, что многие разъехавшиеся с этого собора епископы потом отступили от Никейского исповедания, за что стали считаться «полуарианами», как, например, Евсевий Памфил. Но сделанного ими было уже не зачеркнуть. Вселенский Собор установил этим исповеданием «единосущия» твердую ограду для веры Церкви. И вера тех, кто выходил за эту ограду, уже не считалась церковной. Арианские общины еще долго существовали в христианском мире, но они уже были засыхающей ветвью, отторгнутой от животворящего корня Православия.

Какие же уроки преподают нам сегодня отцы Первого Вселенского Собора?

Прежде всего, и нам нужно веровать в обетование Спасителя: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16, 18). Церковь хранится Божественным промыслом, а не человеческими инициативами. Поэтому думается, что будущность Всеправославного Собора следует вверить воле Божией.

Второе: оросы (или, как сейчас говорят, догматы) Соборов создавались для того, чтобы ограждать апостольское проповедание – веру Церкви. Странно видеть сейчас защитников православия, которые призывают всячески хранить букву догматов. Хранить нужно веру, а не просто букву догматов. Догматы формулировались для защиты веры, а не наоборот. Если нет веры, то догматы уже ничем не помогут. Как не помогло хранение буквы церковной старообрядцам-беспоповцам, утратившим веру Церкви с утратой священства и Литургии. Поэтому самое лучшее хранение веры есть участие в Литургии, молитве, духовной жизни.

Ну и третье: для того, чтобы защищать веру, нужно изучать источники церковного богословия, для чего молодым ревнителям православия можно посоветовать получить богословское образование, можно и в стенах семинарий, можно и в церковных богословских учебных заведениях для мирян. Богословское образование весьма полезно для уяснения веры, без которого невозможна ее правильная защита. Ведь «Апостол проповедание и отец догматы Церкви едину веру запечатлеша, яже и ризу носящи истины, исткану от еже свыше богословия, исправляет и славит благочестия великое таинство» (Кондак Недели 7-й по Пасхе святых отцев I Вселенскаго Собора)