Зачем?

Традиционно это первый вопрос, с которого начинаю беседу перед Крещением. Кстати, для многих вопрос совершенно неожиданный. И практически всегда один и тот же топ ответов. Конечно, бывают и экзотические, типа «эра Водолея, и надо принять Крещение», но всё же традиционно отвечают примерно одинаково. Потому что так надо, потому что все крещеные, чтобы был Ангел-Хранитель, чтобы можно было молиться за ребенка и чтобы не сглазили или не навели порчу.

Давайте разбирать эти ответы.

«Потому что так надо», то есть некая дань традиции. Хорошо, что эта традиция есть! Но надо задуматься, а что значит быть православным? В чем же суть этой традиции? Носить крестик? Два раза в год заходить в храм за куличами и святой водой? Или все же за традицией стоит нечто большее?

«Потому что все крещеные». Слава Богу, что все родственники крещеные. Но теперь вспомним о важных словах из Писания: «вера без дел мертва» (Иак. 2, 26). В чем проявляется это «всеобщее крещение»? Все родственники регулярно ходят в храм и причащаются? Все родственники соблюдают посты, читают утреннее и вечернее правило, знают основы христианского вероучения? Нет? Тогда стоит ли крестить еще одного «номинального христианина»?

Чтобы оберегало? К этой группе относятся ответы про молитву, Ангела-Хранителя и порчу со сглазом.

Крест – это не оберег, равно как и Крещение не «магическая защита». Само по себе Крещение не означает автоматического решения всех проблем.

Для того чтобы «всё было хорошо», нужно самим стремиться жить со Христом. Не помогает автоматически подвеска со святыми Киприаном и Иустиньей, не помогает автоматически Крещение, если нет внутреннего усилия и стремления быть со Христом. «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8, 31). Но и нам тоже надо пытаться жить с Богом.

Более того, принятие Крещения – это еще и вызов бесовским силам. Жили-жили, лежали на бесовском диване расслабленности, вдруг решили ходить в храм, жить какой-то духовной жизнь и т.д. Это же вызов! И после этого начинается духовная борьба, начинаются искушения. Вспомним, что произошло с Господом после Крещения в водах Иордана: «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель» (Мф. 4, 1-3). Так и у нас после Крещения начинаются искушения, с которыми надо бороться.

Так зачем же креститься? Для того, чтобы жить христианской жизнью. Для того, чтобы ходить в храм, причащаться, исповедоваться, соблюдать посты и т.д. Особенно интересно беседовать со взрослыми, которые сами хотят креститься. Их обычно сразу спрашиваю: «Вы будете соблюдать пост»? Особенно интересно вопрос звучит в преддверии какого-нибудь поста. «Вы будете со следующего понедельника поститься? Вы же станете членом Церкви! Нет? А тогда зачем принимаете Крещение?»

Крещение святые отцы еще называют «таинством Входа», это первое таинство в церковной жизни. И очень важно, чтобы Крещение и Миропомазание не стали единственными таинствами в жизни человека.

Приведу простую аналогию. Для чего человек получает права? Для того, чтобы ездить. Мало кто получает их специально для того лишь, чтобы выложить фото в Instagram или красиво поставить на полочку. Всё же получают для того, чтобы ездить. Ездят все по-разному. Обычно сразу не получается. Бывает, и бампер царапают, а иногда и машину бьют. Но всё равно ездят. Это к тому, что надо хотя бы пытаться жить церковной жизнью.

Странное слово «восприемник»

Для Крещения необходимы крестные родители или, как их называют по-славянски, восприемники. Прекрасный смысловой перевод этого слова принадлежит святителю Иоанну Златоусту. «Восприемник» – это «поручитель». «По-гречески слово anadecomenoz (восприемник) имеет также значение «поручитель за должника»» (прот. А. Шмеман. Из книги «Водою и духом» ).

И действительно, крестные – это люди, которые должны отвечать за своего крестника или крестницу. К сожалению, часто так бывает, что в крестные зовут просто хороших друзей. С детства дружили, были свидетелями на свадьбе и вот решили породниться. Почему к сожалению? Потому что просите своих друзей принять на себя большую ответственность и нести ее. Представим другую ситуацию: а если бы Вы попросили своих друзей стать поручителями не в таинстве Крещения, а в банке. Согласились бы они на это?

Самим крестным задаю два простых вопроса (помимо объяснения того, кто может и кто не может быть крестным).

Вопрос первый: когда в последний раз причащались? Крестный сам должен быть членом Церкви! «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53). Именно Причастие, а не просто «ну хожу в церковь, ну ставлю свечки, ну буду крестным». Потому что духовная жизнь человека немыслима без Причащения Святых Христовых Таин! Вспомним, что в древней Церкви отлучали от церковного общения тех, кто не участвовал в воскресном богослужении (а для первых христиан участие в богослужении было синонимом Причастия) более трех недель подряд без уважительной причины.

Вы давно этого не делали? Даже никогда? Тогда Вам нужно найти время на исповедь и Причастие.

Вопрос второй: какой Вы знаете ближайший церковный праздник? Крестный – это еще и наставник, учитель. Как можно научить тому, чего не умеешь сам? Нельзя научить кого-то, например, кататься на лыжах, если сам не умеешь этого!

Кстати, обычно слышу от будущих крестных один и тот же набор праздников: Пасха, Крещение, Троица, Покров. Тогда спрашиваю, а что такое Пасха? Кто воскрес? Зачем? Какое для нас с Вами это имеет значение?

И это не риторические вопросы. Крестный должен научить! Подрастет маленький христианин и спросит, что такое Пасха. Ему ответят, что это такой праздник, когда надо красить яйца и есть куличи, и всё. Его это не устроит, и либо он станет индифферентным православным («В церкви не интересно, нет глубокого смысла в куличах»), либо уйдет туда, где услышит что-то понятное и интересное.

С каким именем крестить?

Вот это уже больная тема современности. К сожалению, часто приходят люди с желанием креститься со вторым или «тайным» именем. Это чтобы порчу не навели и так далее. Об этом уже писал подробно здесь и вряд ли нужно повторяться. Но вывод один: никаких тайных или вторых имен! Крестим с тем именем, которое уже есть.

Также писал уже и о «красных нитках», которые сразу же срезаю как с младенцев, так и с горе-крестных. Вообще печально видеть младенцев, которых приносят на Крещение со всякими оберегами. Должно произойти второе рождение, человек должен приблизиться к раю, а тут на него повязывают бесовскую нитку.

Можно и нужно говорить о многом перед Крещением. О нашем вероучении, хотя бы о его самых принципиальных моментах: о вере в Троицу, в Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя мира и о многом другом.

Сейчас я хотел лишь поделиться некоторыми набросками и мыслями, которые, как надеюсь, могут помочь в дальнейшем проведении бесед перед Крещением.