Несмотря на проторенные тропы паломнических рейсов, луганчанам не так просто сегодня попасть в Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь в с. Никольское Донецкой области, с молитвами и благодарностью припасть к могилке старца Зосимы. Душа Донбасса – Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь – остался за линией разграничения, на земле, подконтрольной Украине.

Старец Зосима (Сокур)

Мое первое впечатление от посещения монастыря вылилось в поэтическое посвящение этому святому месту и его духовному устроителю.

Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь

Самое благостное впечатление осталось у меня от поездки в монастырь, организованной Свято-Вознесенским приходом Луганской епархии. Наша группа принимала участие в крестном ходе с Курской Коренной иконой Божией Матери до места, где еще до революции, по свидетельствам монахинь – изгнанниц из крымских монастырей, произошло явление Божией Матери. На месте явления заструились воды цельбоносного источника, вследствие чего и образовалось святое озеро.

«Местные жители и крестьяне окрестных деревень имели благочестивый обычай совершать сюда крестные ходы и служить молебны, особенно в день празднования Богородичной иконы Курской Коренной, когда и освятила Приснодева это место.

Обычай этот сохранялся еще многие годы и после безбожного переворота. Но как ни пытались богоборцы его засыпать, стереть о нем память – благодатные воды вновь и вновь пробивали цемент…

Прибывший в Никольское батюшка Зосима возобновил древнюю традицию и каждый год в девятую пятницу по Пасхе вначале на приходе, а затем в основанной им обители стали совершаться крестные ходы на источник Курской Коренной иконы Божией Матери, за село. По смерти о. Зосимы, согласно его завещанию, на берегу водоема устроена часовня «над кладезем», у которой и совершается акафистное пение.

Грандиозный праздник устроили в тот год на берегу озера монахи. Молебен с акафистом отстоять в знойный день под открытым солнцем было тяжеловато, но последующее щедрое окропление водой из святого источника и купание в святом озере подарили незабываемую радость. Тех, кто не решался войти в воду, один пожилой монах обливал прямо из ведра. Постных пирожков, которыми угощали на берегу, было столько разновидностей, что за всю жизнь столько, наверное, не встречали. До сих пор помню, что кроме обычного черного и зеленого чая, был чай из кавказских трав и отвар из местного чабреца, компот и монастырский квас. Каждого, кто просил подать стакан кваса, молодой послушник предупреждал, что его можно употреблять только тем, у кого крепкий желудок. Уставшие, но довольные, мы возвращались в обитель.

Во второй приезд в Никольское мне очень хотелось купить книгу о житии схиархимандрита Зосимы «Любовь превыше всего». Шла служба в Свято-Успенском храме, а времени до отъезда оставалось очень мало. Поэтому, оставив группу, я пошла в поисках иконной лавки. По пути мне попалась монахиня, которая указала направление и сказала, чтобы я поторопилась, потому что иконные лавки к этому времени закрываются. Как только я поднялась по ступенькам и переступила порог иконной лавки, за моей спиной дверь закрылась на засов, предполагая только выход из лавки находящихся внутри покупателей.

Я была рада, что успела войти, но при покупке книги вдруг обнаружила, что в моём кошельке меньше денег, чем предполагала. Матушка подала мне книгу, ничуть не смутившись: «Бери, бери… Во славу Божию! Значит, таково батюшкино благословение. Напиши записку с именами, будем с сестрами молиться о тебе и твоих близких». Я сделала как она сказала, поблагодарила сестру, но вместе с запиской протянула ещё и сдвоенный тетрадный лист со стихотворным посвящением монастырю…

Как только автобус с группой паломников из Луганска тронулся в путь, я открыла книгу и… душа затрепетала, соглашаясь с каждым словом эпиграфа: «Из уст в уста передавайте о его молитвах, поучениях, деяниях – из поколения в поколение, ибо среди нас жил воистину великий человек: духовник, монах, наставник, друг, брат и отец… (митрополит Иларион).

«Все, кто имел радость общаться с этим дивным подвижником, отмечают, что он как бы излучал некий Свет, Свет доброты, мира душевного и радости о Господе. Сей Свет витает и ныне над его обителью, а особенно – у его могилки. Потому что это Свет той великой Любви, которая, по слову Писания, «сильнее смерти»».

«»Любовь превыше всего», – это изречение апостола часто повторял схимник». (В. Карагодин)

С тех пор прошло 7 лет. Несмотря на физическую разделённость, духовная связь луганчан с монастырем не прекращается и сегодня. Большие и маленькие фотолики старца Зосимы хранятся во многих укромных закуточках луганских храмов, в иконных лавках, в карманах и сумочках прихожан, но главное — в сердцах многих и многих людей. Каждый из нас уверен: не за горами день, когда схиархимандрит Зосима по делам, совершенным им на земле за ради Господа Иисуса Христа, просияет в лике святых земли Русской.

А дела-то какие значимые! Поражает величие души старца схиархимандрита Зосимы!

Из жизнеописания схиархимандрита Зосимы (Сокура) 

Стараниями о. Зосимы была построена Свято-Успенская Николо-Васильевская обитель. Но не сразу монастырь обустраивался. Сначала был отреставрирован Свято-Васильевский храм, в 1988 году построена крестильная с настоятельскими покоями и паломническая с трапезной. В 1989 году колхоз передал церкви второй сельский храм – Никольский. Теперь он стал приписным к Васильевскому храму. Когда отец Савватий туда вошел, жуткая картина запустения и поругания предстала перед его взором.

В 1990 году игумен Савватий был возведен в сан архимандрита, а в 1992 году епископом Донецким и Славянским Алипием пострижен в схиму с именем Зосима.

Жены-мироносицы – матушки ездили за о. Зосимой по всем приходам, на которых ему приходилось служить. С них и началась история обители в Никольском. Заботясь о людях, которые всегда были рядом с ним, Батюшка устроил для них богадельню. В 1997 году был взят в аренду у сельсовета «Дом временного проживания», расположенный на территории, прилегающей к храму, где и была устроена богадельня по уходу за немощными и престарелыми.

1 февраля 1998 года о. Зосима был назначен духовником Донецкой епархии и членом Епархиального совета. 26 марта 1999 года он был награжден орденом Нестора Летописца, 20 апреля 2000 – правом ношения второго креста с украшением. К великому юбилею Рождества Христова – орденом «Рождество Христово – 2000» I ст.
В 2000 г. в селе Никольском был официально зарегистрирован женский Свято-Николаевский монастырь, а в 2001 — Свято-Васильевский мужской, первым наместником которого и стал схиархимандрит Зосима.

Как к носителю божественной благодати к о. Зосиме всегда стекалось множество людей, желающих жить и трудиться под его духовным руководством. Так с годами образовалась большая приходская община. Верующими он почитался как старец и прозорливец. За советом и духовным окормлением к нему ехали люди не только из Донецкой области, а со всего православного мира.

«Он нес свой крест достойно, не колеблясь в вере. Он крестил детей своих палачей. Он пережил четыре клинические смерти и борьбу с болезнью. Он умирал, а потом вставал и служил. Врачи становились верующими, общаясь с ним и поражаясь его мужеству». (Матвей Славко)

29 августа 2002 года о. Зосима почил о Господе. Он похоронен на территории монастыря в часовне около Свято-Успенского собора.

Завещание схиархимандрита Зосимы

Перед тем, как отойти в мир иной, о. Зосима говорил своим духовным чадам: «А ко мне и после смерти приходите, как к живому, всё расскажите – и я услышу, помогу».

Для потомков он оставил удивительное в своей прозорливости духовное завещание. Батюшка как будто предвидел всё, что произойдет с его любимым Донбассом и его Богоносным монастырем:

«Аз, грешный схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей – Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю: и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанные братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений. Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия – беззаконная или “законная”, – автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия – служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные.

Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви – правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность.

…Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви – в ней спасение.

Всем даю из гроба прощение, Бог вас да простит и помилует по Его велицей и богатой милости. Кто приходил ко мне за духовным руководством, держитесь святой обители: братья и сестры помогут вам и наставят на путь спасения…

Подаю из гроба, бездыханный и безгласный, Мир, Любовь и Благословение Божие».

Бесценный дар батюшки Зосимы

Многие священники Луганской епархии считают батюшку Зосиму своим духовным отцом-наставником.

Настоятель Свято-Вознесенского храма г. Александровска (в черте города Луганска), благочинный Александровского округа протоиерей Иаков Лобов также по праву считает себя духовным чадом старца Зосимы. Я давно знала о том, что хранимый в храме мощевик, вмещающий 64 частицы мощей святых, – это подарок настоятелю Свято-Вознесенского храма от старца Зосимы, но вот о подробностях передачи бесценной духовной святыни отцу Иакову я узнала летом 2014 года.

Разговор с о. Иаковом состоялся во дворе храма под гул и содрогание святой земли и стен старинного храма от недалеких взрывов снарядов, наносимых артиллерией Украинской армии и, как ни странно, вопреки отказа дать мне интервью для газеты. И все-таки, когда вопрос коснулся этого святого человека – о. Зосимы, все негоразды нашего времени отошли на дальний план. Благостное спокойствие разлилось вокруг… Как будто и не было обстрела…

[Best_Wordpress_Gallery id=»6″ gal_title=»Сокур»]

Из воспоминаний настоятеля Свято-Вознесенского храма протоиерея Иакова Лобова:

«К тому времени, как я принял в настоятельство Свято-Вознесенский храм, у меня уже находился на хранении небольшой мощевик, переданный мне схиепископом Алипием (Погребняком), в котором хранились несколько частиц мощей святых и частицы святынь из почитаемых верующими мест. В один из моих приездов в Никольский монастырь в беседе со схиархимандритом Зосимой зашел разговор о хранимых в храме частицах мощей. Выслушав мой ответ, о. Зосима сказал, что не годится в одном мощевике хранить и то, и другое. «Привези мне этот мощевик как есть, я сам всё переделаю» – предложил он. Тогда же он посоветовал найти доски от старых икон, пришедших в негодность для нового киота. Я всё так и сделал. Через какое-то время мне был передан новый ларец с частицами святынь. Причем их стало в разы больше. А мощевик отец Зосима пообещал отдать потом, когда полностью укомплектует.

Как-то раз старец Зосима сказал мне, чтобы я заказал в иконописной мастерской большую икону святого великомученика Трифона. Когда икона была готова, я принес ее духовному отцу. После освящения он вернул мне её уже с частицей мощей великомученика Трифона. Это была большая радость для меня и служителей храма.

А вот мощевик отец Зосима хоть и показал мне переделанным, возвращать не спешил. Теперь он представлял собой внушительный короб, сделанный из досок старинных икон, покрытых лаком. Внутри его находились уже 64 частицы мощей святых. По центру короба располагался крест Иоанна Кронштадского. Такие кресты преподобный отец Иоанн дарил в благословение своим духовным чадам.

Мы все знали, что старец Зосима при любом удобном случае приобретал частицы мощей святых угодников Божиих. В монастыре к тому времени хранились уже многие собранные им православные святыни. На фотографиях тех лет можно найти кадры крестных ходов, на которых видно, как монахи несут мощевик, который находится сегодня в нашем Свято-Вознесенском храме. Когда же схиархимандрит Зосима отошел ко Господу, то по его завещанию братия монастыря передала бесценную святыню мне.

Теперь, по прошествии многих лет, мощевик, собственноручно собранный старцем Зосимой, тем более, так долго находившийся в Свято-Васильевском храме монастыря рядом с великим старцем, а также икона с частицей мощей святого великомученика Трифона по праву стали одними из главных святынь, хранимых в старинном Свято-Вознесенском храме г. Александровска».

Стихотворение: 

И суетный мир
расступился на время,
И вечности лик
проступил, не таясь,
И спешки извечной
отпущено стремя,
Стоишь, никуда
опоздать не страшась.

Господь здесь прославлен
до самого Неба
В сферических шлемах
златых куполов.
Под ними – гарантом
насущного хлеба
Обитель нетленных
библейских основ.

Во всех рукотворных
шедеврах искусства
Сошедшего Духа
Святаго печать,
И каждый вошедший
объят этим чувством,
Душа устремляется
Святость впитать.

На всех её хватит,
источник от Бога
Не может иссякнуть,
Любовью богат.
В монашеский постриг
и подвиг дорога
Отсюда прямая
для тех, кто ей рад.

Служение Богу
не терпит рекламы.
Монахи, пребыв
в добровольном посту,
В Успенском, Никольском,
Васильевском храмах
Христа и святых
песнопением чтут.

А выйдешь из храма –
душа словно птица
Вспорхнёт, наслаждаясь
природной красой,
В ухоженном парке
есть даже криница,
Где мельничка тихо
играет с водой.

В краю терриконов
величьем равнинным
Николо-Васильевский
свят монастырь
Старанием старца Зосимы
стал ныне
Душою Донбасса,
ключом чистоты.