Ангелы при святыне
В патерике VI столетия «Луг духовный», составленном блаженным Иоанном Мосхом приведена следующая история одного из раннехристианских святых аввы Леонтия: «Однажды в воскресный день я пришел в церковь для приобщения Святых Тайн. Войдя в храм, я увидел Ангела, стоящего по правую сторону престола. Пораженный ужасом, я удалился в свою келлию. И был голос ко мне: «С тех пор как освящен этот престол, мне заповедано неотлучно находиться при нем».
Православное Предание гласит, что ангел-хранитель даётся не только каждому новому члену Церкви, но и каждому новоосвящённому храму. Этот ангел предстоит перед престолом Всевышнего и молится о каждом, кто посещает богослужения в этом храме и приносит Богу сердце, наполненное радостями или скорбями.
Ангел храма радуется и ликует, если во вверенной ему церкви во множестве собирается народ, чтобы восславить Господа. Он же скорбит и плачет, если храм пустеет или подвергается поруганию и разрушению.
Однако, даже в случае уничтожения святыни ангел храма не покидает отведённого его попечению престола, надеясь что когда-либо на месте разрушенного храма восстанет новый, и он сможет соединить свою молитву к Богу с молитвой благочестивых прихожан.
История города
70 лет на русском народе лежала пелена богоборческого помешательства. Когда он сумел скинуть её с себя, то обнаружил, что в буйстве своём оставил по всему нашему Отечеству тысячи и тысячи мест, где на развалинах древних храмов плачут о нём ангелы. Возможно, именно этот их плач и привёл его в чувство… 0Этим и обусловлен нижеследующий рассказ.
До 1925 года наш город назывался не Новосибирском, а Новониколаевском – в честь святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца. Город возник при строительстве Транссибирской магистрали на правом берегу Оби и поначалу почти полностью умещался на территории современных Железнодорожного и Центрального районов. Сам посёлок зародился ещё в конце XIX века, а вот статус города получил лишь в конце 1903 года.
Молодой Новониколаевск был окружён другими населёнными пунктами – сёлами и деревнями, некоторые из которых со временем вошли в его состав, а некоторые так и остались пригородами. Современное Левобережье тоже появилось не на пустом месте – здесь находились несколько сёла Кривощёково и Толмачёво, деревня Бугры и другие населённые пункты.
Рассматривая историю нашего города и его разрушенных храмов, мы будем ориентироваться на современные границы Новосибирска, а помимо православных храмов вспомним и о католическом костёле святого Казимира.
До переименования в Новониколаевске было построено восемь православных храмов, один костёл и одна мечеть. Из них только три храма – Вознесенский кафедральный собор, Александро-Невский собор в начале Красного проспекта и Покровская церковь, находящаяся за кинотеатром им. Маяковского, дожили до наших дней.
В начальный период истории города почти все Новосибирские храмы, как и большинство других городских строений, строились из дерева, как относительно дешёвого материала. Богатых каменных храмов было всего три: Александро-Невский собор, Свято-Никольская церковь новосибирского гарнизона и костёл святого Казимира строились из кирпича.
Пророко-Данииловская церковь
Первой, как и следовало ожидать в посёлке, возникшем при железной дороге, была освящена вокзальная церковь. Её построили в 1898 году и посвятили ветхозаветному пророку Даниилу.
Пророко-Данииловская церковь была сооружена на средства фонда имени императора Александра III из дерева со связанной колокольней и в плане имела форму креста. Церковь была двухпрестольной. Первый был освящён во имя пророка Даниила, а второй в честь Преображения Господня. В 1911 году приход Пророко-Данииловского храма состоял из более чем 6400 человек, а на его территории размещалось 7 школ (классов).
Интересно, что привокзлальный храм никогда не входил в состав Новониколаевского городского благочиния, а был приписан к особому благочинию железнодорожных церквей.
В 20-е годы храм был отдан раскольникам-обновленцам, а уже в 1925 году закрыт и, как «мешающий движению транспорта и благоустройству города», пущен на дрова.
Сейчас на месте Пророко-Данииловской церкви находится жилой дом на углу улиц Ленина и Челюскинцев справа от привокзальной площади.
Костёл святого Казимира
Этот католический храм располагался на месте современного ЦУМа. Собственно, ради его строительства он и был снесён в 60-е годы XX века.
Не все знают, что в начале истории Новониколаевска из почти 60 000 его жителей минимум 4 000 составляли поляки – ссыльные и потомки ссыльных поселенцев. В 1909 году они построили себе основательный кирпичный храм.
Позже католическую общину костёла пополнили военнопленные, вывезенные в тыл с Западного фронта в период Первой мировой войны.
Как и православные храмы, костёл святого Казимира был в 30-е годы закрыт на волне борьбы с религией. В нём до 60-х годов, когда он был снесён, размещались различные светские учреждения.
Кладбищенский храм Воскресения Христова
Воскресенский храм был построен в 1907 году на тогдашнем городском кладбище, которое занимало территорию современного Центрального парка, стадиона «Спартак» и, частично, Центрального рынка. К слову, при перепланировке парка не все останки были надлежащим образом перезахоронены. Многие из них так и остаются где-то там, под прогулочными дорожками и аттракционами…
Скромная деревянная кладбищенская церковь поначалу была приписана к Александро-Невскому собору, а в 1913 году, когда город разросся, стала самостоятельным приходом. Располагалась она, если встать спиной к театру Музыкальной комедии в центре парка, примерно за эстрадой, левее ведущего к театру входа в парк.
Интересно, что первым настоятелем кладбищенского храма стал весьма деятельный священник Михаил Безсонов, который организовал при нём общество трезвости, а по городу — размещение социальной рекламы, пропагандировавшей нравственный образ жизни.
Во время Первой мировой войны храм посещали многие военнопленные из находящегося в городе (примерно на месте ТРЦ «Аура») лагеря.
К концу 20-х город разросся настолько, что кладбище было решено переместить, а церковь закрыть. Сделать это удалось с трудом, так как община храма организовала масштабные общественные протесты. Храму «придали гражданский вид», сбив кресты и купола, а внутри разместили городской планетарий, просуществовавший здесь до пожара 1971 года, после которого остатки здания разобрали.
Богородице-Казанская церковь
Этот храм был освящён в то же 1907 году, что и храм Воскресения Христова. Он располагался за рекой Каменкой в районе современной улицы Восход, почему иногда также назывался Закаменским. Местные жители промышляли в основном сезонной работой и Закаменский район считался беднейшей частью Новониколаевска.
В плане Казанский храм имел традиционную форму креста, со связанной колокольней. Это единственный храм в городе, первоначально обладавший матерчатым иконостасом (как наиболее дешёвым).
Интересный факт: как и большинство других храмов города, Богородице-Казанский храм освящался иерейским чином (из-за обширности тогдашней епархии). Освящал его в 1908 году благочинный Новониколаевска протоиерей Николай Завадовский.
В 20-е годы храм был отдан обновленцам, а в 1939-м закрыт и ограблен. Позднее власти не нашли ничего лучше, как разместить в священном здании кинотеатр «Октябрь».
В 1983 году церковь обветшала и её снесли. Теперь на её месте расположен «Бизнес-центр на Восходе». Как и во многих других местах, ничто, даже мемориальная табличка, не напоминает жителям города о том, что здесь когда-то молились Богу люди…
Успенская церковь
Церковь Успения Пресвятой Богородицы располагалась на дальнем городском кладбище, где сейчас находится парк Берёзовая роща. Этот парк, как и Центральный, размещён прямо на месте захоронений, многие из которых никуда не стали перемещать.
Сейчас здесь действует новопостроенный Успенский храм, но он расположен не на прежнем месте. Первый Успенский храм находился примерно там, где сегодня находится «Дачная академия» — она же «Городской центр садоводства».
Успенский храм на новом кладбище был воздвигнут в 1925 году. Он также был деревянным со связанной с храмом колокольней.
В 1937 году первый настоятель Успенского храма иерей Илья Копылов был арестован и расстрелян вместе с другими 15-ю верующими. В то же году при храме похоронили первого новосибирского архиерея – митрополита Никифора (Асташевского).
В 1943 году Успенский храм даже ненадолго стал кафедральным – здесь до открытия Вознесенского собора служил митрополит Варфоломей (Городцев). В годы войны при храме собирали средства в Фонд обороны и православная община отдала на борьбу с врагом 1138862 рубля.
В 1961 году власти постановили ликвидировать церковь и кладбище. Храм был разрушен за одну ночь. А в 1968 году здесь появился парк.
Никольский храм новосибирского гарнизона
Воинский храм Новониколаевска был посвящён святителю Николаю Чудотворцу. Он находился на современной Тополёвой улице, приблизительно на месте её пересечения с улицей Воинской.
Второй в городе кирпичный храм построили по типовому проекту военных церквей за 37 000 рублей, выделенных из казны в 1913 году. Освящал храм его настоятель – военный священник Николай Звездин.
В 30-е годы храм был закрыт и переоборудован под клуб. Позже в нём размещались различные организации.
Здание храма достояло почти до конца 80-х, когда по распоряжению тогдашнего военного командования было снесено танками и сожжено только ради того, чтобы избежать его возвращения Церкви.
Храм Михаила Архангела
В селе Усть-Иня, на территории современного Новосибирска, существовал ещё один православный храм, посвящённый Архистратигу Михаилу.
Он располагался совсем неподалёку от современного храма Михаила Архангела, который разместился в здании бывшего каменного здания кинотеатра «Заря», переданного Церкви в 90-е (ул. Большевистская 229).
Старое село было расположено возле железной дороги на Кузбасс, примерно вокруг того места, где сейчас находится пересечение улицы Выборной с улицей Большевистской.
До 1922 года деревня Усть-Иня не имела своего храма и входила в состав прихода Богородице-Казанского (Закаменского) храма. А в 1922 году свой храм в Усть-Ине, наконец, был построен.
Храм просуществовал без закрытия 30-е и 40-е годы и даже на городских картах 1947 года ещё был помечен как культовое сооружение. Но уже в том же 1947 году храм был закрыт, а его здание было передано городскому управлению кинофикации и в нём открыли кинотеатр «Заря».
Кинотеатр действовал в здании храма до 1958 года, а в 1962-м для него было построено новое каменное здание, а старое за ветхостью разобрали. На месте старого храма сейчас располагается проезжая часть Барнаульского переулка.
Интересно, что в 40-е Михаило-Архангельский храм стал кинотеатром, а в 90-е уже новое здание кинотеатра стало новым храмом.
На этом правобережные храмы заканчиваются и мы переходим к рассмотрению церквей, которые находились на месте Левобережья.
Нижнечёмский храм Архистратига Михаила
Архангела Михаила, как и Николая Чудотворца, сибиряки чтут особо. Ещё один храм, также посвящённый начальнику небесных воинств и ныне не восстановленный на прежнем месте располагался в селе Нижние Чёмы. Примерно там в настоящее время находится район ОбьГЭС.
Собственно, на въезде на ГЭС и стоял храм. Как говорят старожилы – приблизительно на том месте, где позже было установлено мозаичное панно «Покорители Оби».
Деревянный храм был построен в 1914 году. В 1935-37 годах его закрыли, а в 1940 передали под клуб. Когда создавали площадку для строительства плотины в 1953 году, храм разобрали совсем, а из его брёвен построили клуб в посёлке Коммуна.
Ныне в районе ОбьГЭС организован мужской монастырь, главный храм которого посвящён Архистратигу Михаилу. От прежнего места он располагается примерно на 150 метров дальше по улице от въезда на плотину.
Храм святителя Николая Чудотворца в городе Обь
Нынешний город Обь можно уже считать скорее частью большого Новосибирска, чем самостоятельным образованием, ведь именно здесь располагается городской аэропорт, а с Новосибирском Обь связывает Транссиб и несколько крупных дорог.
Во времена основания Новониколаевска на месте города Оби располагалось село Толмачёво, а в нём — Никольский храм.
Сегодня в Оби существует храм во имя святого Лазаря Четверодневного, перестроенный из дома священника, бывшего при старом Никольском храме. Тот первый храм во имя святителя Николая Чудотворца не пережил богоборческого периода истории.
Построенный в 1910 году, Никольский храм располагался на месте нынешней котельной при школе — как раз напротив храма святого Лазаря и поначалу был приписным к Никольскому храму села Кривощёково о котором будет сказано ниже.
В 30-е годы Никольский храм в Толмачёво был закрыт и передан под клуб, а впоследствии снесён.
Никольский храм села Кривощёково
Согласно современным изысканиям краеведов, село Кривощёково располагалось на левом берегу Оби непосредственно у реки примерно там, где сейчас находится железнодорожная насыпь и котлован, вырытый в период строительства Октябрьского моста.
Кривощёковская церковь была самой древней на территории теперешнего Новосибирска. Она появилась в селе ещё в 1824 году. А спустя 60 лет местные жители решили обновить и расширить её.
В качестве проекта собирались использовать типовой план №10 из альбома Высочайше утверждённых в 1849 году чертежей, но сохранившиеся обмеры 1893 года показали, что церковь была выполнена по другому оригинальному проекту.
Так выглядел Никольский храм Кривощёкова согласно рисунку-реконструкции:
Приход Никольской церкви был очень крупным. Он включал в себя несколько окрестных деревень, имел приписные церкви и на 1911 год составлял 7355 человек.
В 1894 году, при прокладке Транссиба, Свято-Никольская церковь попала в полосу отчуждения железной дороги, как и многие другие кривощёковские строения. Строители моста аккуратно разобрали её и перевезли в деревню Бугры, которая с этого момента стало селом.
Возле насыпи на станции Левая Обь сохранилось возвышение с остатками каменного фундамента, скорее всего принадлежавшего именно Никольскому храму. Учитывая то, что фундамент отстоит от насыпи на приличном расстоянии, возможно, храм мог бы оставаться на прежнем месте и не мешать строительству.
Кривощёково с потерей храма начало постепенно исчезать: часть жителей переселилась за реку в Новониколаевск, часть в Бугры, а часть в окрестные деревни. Этому способствовало не только строительство дороги, но и несколько лет обильных половодий, топивших ближайшие к воде постройки.
Деревня Бугры, куда переместился Никольский храм, располагалась совсем не там, где вы могли бы подумать — в районе Бугринской рощи, а значительно ближе к центру левого берега примерно в районе улицы Тульской — это в частном секторе неподалёку от крупных Немировича-Данченко и Ватутина.
В селе Бугринском церковь расположилась примерно в начале нынешней Тульской улицы и действовала до 1930-х годов, когда была закрыта и переоборудована в колонию. В 40-е годы храм сгорел и теперь на его месте пустырь.
Уцелели только дома священников, которые со временем были переоборудованы в Психиатрическую больницу №6 по адресу Тульская 83.
Храм при школе в селе Малое Кривощёково
Последний храм на левом берегу располагался в селе Малое Кривощёково. Сейчас на улице Прокопьевская, находящейся примерно на месте тогдашнего села, существует остановка «Малое Кривощёково», напоминающая о нём.
Кому был посвящён храм установить не удалось, однако известно. что он был построен при местной школе в 1916 году. Этот храм был довольно маленьким, о чём свидетельствует как небольшая сумма, которой хватило на его строительство (3000 рублей), так и срок постройки, составивший всего три месяца.
Послесловие
На этом можно завершить экскурс в историю разрушенных храмов Новосибирска, но хочется сказать ешё несколько слов о метафизике.
Господь сотворил для нас этот мир и всё что в нём. Сотворил и отдал нам в дар и пользование.
Когда мы строим Богу храмы, мы делаем это не для него, а скорее для себя. Это места, которые мы забираем из хозяйственного оборота ради того, чтобы показать Богу серьёзность наших намерений, нашу сыновнюю любовь и благодарность. Любовь и благодарность за ежедневно подаваемые нам блага. Именно поэтому каждый город на Руси начинался с храма.
Если уж мы не можем сейчас восстановить разрушенные святыни, на которых продолжают пребывать посланные Богом ангелы, то городским властям следовало бы как минимум отметить эти места мемориальными табличками, чтобы в народе не исчезала память об истории нашего города и его сакральных мест. Такую мысль неоднократно высказывал новосибирский историк-краевед Евгений Александрович Шабунин, оказавший большую помощь в написании этой статьи и автор присоединяет к его голосу свой голос.
В ныне разрушенных церквях молились наши предки, а в церковных оградах были похоронены многие основатели города, которые, несомненно, достойны народной памяти.
Андрей Сегеда
Также рекомендуем: Раскопки Большого Кривощёково в центре современного Новосибирска. Фоторепортаж