Эта неделя Великого поста посвящена Иоанну Лествичнику и связана с названием его книги, от которой игумен Синайской горы и получил свою «фамилию». Суть того, что хочет сказать нам Церковь в эту неделю, – это то, что достигается Царство Небесное не в результате прыжка и что духовная жизнь – это не катапульта.
Тем способом, который предлагал Мюнхгаузен добраться до луны, в Царство Божие не попадешь. Вход в него – это также не дверь в шкафу, которую нужно отыскать. Это прежде всего поступательный, деятельный труд, имеющий свои законы восхождения, свои принципы и нормы.
Как невозможно управлять автомобилем без знания правил дорожного движения, так же невозможно попасть в рай, не изучая закономерности духовной жизни. Никому и в голову не придёт сказать, что понимание знаков дорожной карты – это «мое личное дело», что разметка «у меня в душе», и я сам принимаю решение, использовать правостороннее или левостороннее движение. Но почему-то то, что касается духовной жизни, мы считаем вправе понимать по-своему. Какие же базовые знания нам предложено изучить на эту тему?
Главное, на чем нужно строить духовную жизнь новоначальным, а токовыми являемся мы все, – это борьба со страстями. Страсть – это устойчиво воспроизводящееся душевное состояние, целиком подчиняющее себе человека и таким образом лишающее его возможности стремиться к Богу, достигать общения с Ним. Эта неестественность духовного устроения, свойственная страсти, – первая характерная черта, фиксируемая православной психологией.
«Христианин должен преодолеть в себе страстное состояние, чтобы возвратившись к бесстрастному, естественному состоянию, возвыситься далее до сверхъестественного»
Преподобный Исаак Сирин приходит к трёхуровневой модели душевной реальности: «Естественное состояние души есть ведение Божиих тварей, чувственных и мысленных. Сверхъестественное состояние есть возбуждение к созерцанию пресущественного Божества. Противоестественное состояние есть движение души в мятущихся страстях». Страсть, укрепившись в человеке, делает из него пленника и раба и неизбежно влечет ко греху. Страсть напрямую связана со злом и ведет к разрушению личности человека. Таким образом, она гибельна для бытийной участи человека, и с этим связано христианское отношение к страстям. По схеме преподобного Исаака Сирина, христианин должен преодолеть в себе страстное состояние, чтобы возвратившись к бесстрастному, естественному состоянию, возвыситься далее до сверхъестественного.
Духовная брань имеет своей целью устранение и искоренение страстей. Но чтобы достичь этой цели, необходимо прежде всего изучить их. Этому и посвящено сочинение преподобного Иоанна. Невозможно победить страсть, если не понять, как она развивается, от чего берет начало, чем усиливается, от чего слабеет. Кроме того, страсти перетекают одна в другую, порождают друг друга и даже борются одна с одной. Детерминизм этой борьбы, ее тактика и стратегия и составляют науку о духовной жизни.
Начальным заданием служит прослеживание генезиса страстей, процесса их зарождения и развития. Для любой страсти выделяют пять стадий ее внедрения.
1) Прилог, когда брошенная мысль ударяет в то, на что она брошена.
2) Сочетание, когда наше внимание сковано этой мыслью.
3) Сосложение – на этом этапе помысел уже вызывает желание, и душа соглашается на это.
4) Пленение – душа полностью во власти помысла.
5) Собственно страсть, уже как болезнь души.
Через частое повторение страсть укореняется в душе и становиться ее неотъемлемым свойством. Страсти способны внедряться в человека по трем каналам: через чувство, тело и память. Классическую классификацию страстей дает нам Евагрий Понтийский. Он перечисляет следующие, от самых грубых до самых тонких: чревоугодие, блуд, сребролюбие, печаль, гнев, уныние, тщеславие и гордыню. Все они распределяются по разновидности на мыслительные, желательные и раздражительные душевные энергии.
Главная задача в учении о страстях – это поиск стратегий и средств для их уничтожения. Победив страсти, человек входит в область бесстрастной жизни, но на этом его борьба не заканчивается. С одной стороны, она становится более тонкой и сложной, с другой – человек переживает уже такие духовные переживания и созерцания, которые не могут быть описаны с помощью нашего повседневного языка.
В данной маленькой публикации мы не может дать даже основу знаний о православной аскетике. Наша цель – побудить вас вдумчиво изучать закономерности духовной жизни. Нам важно, чтобы наши читатели поняли: чтение святых отцов и учителей Церкви, обучающих законам духовной брани, для нас не менее необходимо, чем изучение Слова Божия и участие в церковных таинствах.