1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Среднестатистический антиклерикал


Среднестатистический россиянин… Тот самый человек среднего возраста, который живет на среднюю зарплату, имеет какое-то среднее мнение и в целом является своего рода «срезом общественного мнения».

Просмотров публикации 551

Если верить социологическим опросам, то где-то такой живет, ходит и даже отвечает на вопросы. У нас много чего среднего: есть средний врач со средней зарплатой и нагрузкой, есть средний учитель и так далее. Но нас куда больше интересует среднестатистический антиклерикал. Совсем недавно попалось на глаза интервью одного современного спортсмена, в котором он поделился своими взглядами на Православную Церковь и религию в целом. Его суждения могут послужить неплохой иллюстрацией взглядов современного среднестатистического антиклерикала.

В Бога верю, в Церковь – нет

Итак, на вопрос, является ли он верующим, спортсмен отвечает: «В Бога — верю. Я православный, но крестили меня, не спросив. Как и всех нас. Я со своим ребенком так не поступлю».

К сожалению, часто так бывает, что родители не дали никакого религиозного воспитания своему ребенку. Не дали потому что либо сами ничего не знали, либо потому что не хотели. Отсюда и проблема: человек ничего не знает о религии и, по сути, не имеет своих религиозных взглядов.

Не получил религиозного воспитания – но на этом всё не заканчивается. Как сказано в поговорке, «свято место пусто не бывает». Кстати, эта же мысль есть у известного атеиста Жана Поля Сартра: «У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может». И зачастую эту пустоту заполняют определенные штампы о религии, полученные из самых разных и почти всегда некомпетентных источников.

Попытка самооправдания

На вопрос о посещении или непосещении храма было сказано так: «Ведь даже Иисус говорил: не ходите в церкви, мой Отец, Бог — повсюду. Слышит вас, видит».

В Писании нет таких слов.

В беседе с самарянкой Господь Иисус Христос говорит о месте поклонения, о том, где совершать религиозный культ. «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Ин. 4, 20) – говорит самарянка. И в ответ Спаситель отвечает, что «настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4, 23). Но эти слова не о том, что не надо ходить в храм. Эти слова совершенно о другом – о том, что в новую эпоху (уже наступившее время Нового Завета) люди будут прославлять Господа по всему миру, а не только на Святой Земле. Прославлять и поклоняться не просто так, в лесу или на природе, а в храме.

Иными словами, речь идет о распространении христианства по всему миру.

«Для Христа и апостолов быть в храме было естественным состоянием»

Более того, Сам Христос очень часто находился в Иерусалимском Храме и вообще много проповедовал в синагогах. Его примеру следовали и апостолы, для которых быть в храме было естественным состоянием.

Да и последние слова Христа на Кресте представляли собой молитву, священный текст, который часто произносили все благочестивые евреи: «Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил» (Мф. 27, 46).

Можно привести еще много примеров, но стоит сделать вывод. Господь нигде и никогда не призывал не ходить в храм. Более того, Сам посещал его и тем самым даровал пример своим ученикам.

Налоговый штамп

Одним из самых распространенных антиклерикальных штампов являются якобы существующие огромные налоговые льготы Церкви. «Посмотрите, как живут они и как живет народ. Церковь даже налогов не платит». И далее: «РПЦ — какая-то бизнес-организация».

Платит ли Церковь налоги? Платит и еще как! Налоги с заработной платы сотрудников, аренду земли, коммунальные платежи и многие-многие другие отчисления. Причем для многих приходов даже коммунальные платежи являются серьезным испытанием на прочность их бюджета.

Тут можно сказать одно: это миф. Миф, к сожалению, очень распространенный и тиражируемый современными антиклерикальными СМИ. Зато он дает многим «повод» не ходить в храм.

К этому же вопросу относятся и рассуждения многих о деньгах за свечи и т.д. Недавно опубликовал статью об этом под названием «Самое главное в Церкви — бесплатно». Церковь является орудием и средством для спасения человека. «Церковь создана Господом ради единственной цели — вечного спасения людей», – емко выразил ее суть Святейший Патриарх Кирилл. А для этого уже существует всё остальное: таинства, духовная жизнь и т.д.

К сожалению, подобного рода критики не понимают сути Церкви, ее задач. А самое главное в Церкви – оно совершенно бесплатно. Бесплатно священник исповедует и причащает. Но об этом не напишет и не скажет ни один из тех антиклерикалов, которые кричат о том, что в Церкви всё за деньги.

Такая вот простая и ясная схема взглядов современного антиклерикала. Человек ничего не знает о Церкви, а потом в его сознание, в это «святое место», попадает антиклерикальный штамп, и происходит реакция. Штампы одни и те же: ходить в храм не надо, надо верить «в душе», в Церкви всё за деньги, и духовенство слишком хорошо живет. Во всей этой схеме главной причиной и отправной точкой вижу то, что нет опытного знания о Церкви.

Кстати, сейчас в Русской Православной Церкви возрождается практика катехизации, то есть проведения огласительных бесед перед Крещением. На них мы объясняем будущим родителям, зачем принимать Крещение (если коротко – чтобы жить церковной жизнью), и в чем состоят те обязанности воспитания детей в духе Православия, которые они на себя берут. И из этих бесед лично у меня давно сложился стойкий вывод: если родитель говорит, что его ребенок «вырастет и сам определится», то это значит лишь то, что родитель сам не определился со своими религиозными взглядами.

Похожие статьи