Мало осталось сведений о жизни будущего чудотворца. В основном они запечатлены в жизнеописании святого, составленном в XVII веке митрополитом Тобольским и Сибирским Игнатием. Повесть рассказывает о том, что Симеон родился в знатной боярской семье. В так называемое Смутное время, когда в стране царило то безвластие, то войны, то голод, он потерял родителей. По всей видимости, Симеону пришлось бежать из западной части страны на Урал, где он нашел пристанище в тихом селе Меркушино, расположившемся в нескольких десятках верст от города Верхотурье.

Летом Симеон селился на берегу реки Туры. Питался праведник рыбой и тем, что находил в лесу. Молился в уединении. Зимой отшельник жил в домах крестьян. Пока жил, шил хозяевам шубы, но недошив немного, уходил к другим. Многие ругали его за это. Но со временем люди стали понимать, что Симеон делал это потому, что не хотел брать за работу денег.  Будущий святой много проповедовал среди местных языческих народов, любил рассказывать о Боге местным ребятишкам. За свою нестяжательность, смирение и подвижничество еще при жизни заслужил почитание среди людей. Скончался Симеон в 1642 году и был погребен на сельском кладбище.

Через пятьдесят лет жителей села Меркушина не могло не поразить одно событие. На сельском кладбище у храма Архистратига Михаила земля извергла на поверхность гроб с нетленными останками. Поначалу старожилы даже не могли предположить, кто покоился в этой могиле, но со временем вспомнили, что в их селе проживал некий человек, слывший праведником и молитвенником. Так началась иная, неземная жизнь святого Симеона Верхотурского. Когда чудесным образом были явлены его мощи, в Меркушино стали происходить исцеления от земли с могилы праведника. В основном сельчане избавлялись от разных кожных заболеваний. Слух об этом дошел до епархиального начальства, в село был направлен клирик по имени Матфей, которому предписывалось собрать все факты о чудесных исцелениях.

«Сенькой звали его»

В декабре 1694 года по этому же поводу на место событий прибыл настоятель Далматовского монастыря игумен Исаакий. Было совершено освидетельствование мощей и еще один опрос о имевших место чудесах. На следующий день в Меркушино прибыл сам митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий. Он выслушал донесение Исаака, что «в гробе нашли совершенно целое тело, исключая истлевшие пальцы у одной руки и платье, и что при свидетельствовании они ощутили от тела благовонный запах», но отнёсся к фактам скептически. В житии святого владыка позже напишет, что после этого у него заболел глаз. Митрополит решил, что это кара за его неверие, и сам освидетельствовал мощи еще раз. Останки были подняты, и митрополит Игнатий объявил их нетленными. Вскоре во сне ему был голос: «Сенькой звали его». Так было явлено миру имя угодника Божия Симеона.

После этого владыка вновь посетил Меркушино, перенёс мощи в церковь и дал указание собрать сведения о жизни святого. На их основе было составлено житие и акафист праведному Симеону. Почитание его распространилось не только в округе, но и далеко за ее пределами. В начале XVIII века мощи святого были перенесены крестным ходом в Николаевский монастырь города Верхотурье.

Остались интересные свидетельства об этом событии. Вслед за крестным ходом на коленях полз юродивый Косьма, который не мог ходить. Когда он изнемогал от усталости, то обращался в мыслях к святому Симеону с просьбой: «Брате Симеоне, давай отдохнем!» После этого гроб с мощами не двигался с места, все останавливались, и блаженный Косьма отдыхал. Затем процессия снова шла вперед. Позже на местах этих остановок были возведены храмы и часовни. А на прежнем же месте погребения праведника забил родник, над которым жители Меркушино в память о святом поставили часовню.

К XX веку численность паломников в Верхотурский монастырь стала достигать 60 тысяч человек в год. В связи с этим в обители был построен большой каменный Крестовоздвиженский собор. Его освящение состоялось 11 сентября 1913 года в день празднования 300-летия дома Романовых. Свое почитание святому Симеону выразила царская семья. В телеграмме, присланной настоятелю обители, государь Николай II просил его молитв пред ракой преподобного.

Спустя более двухсот лет со дня обретения останков Симеона Верхотурского и начала его почитания мощам святого пришлось претерпеть многие испытания. Покушения на них начались сразу после революции. Одним из первых посягнул на святыню некий красный комиссар Сабуров. Действовал он решительно. Вооружившись наганом и взяв в поддержку нескольких красноармейцев, он вошел в собор монастыря. Несмотря на возмущение настоятеля, рака с мощами была вскрыта и произведен осмотр «костей», судьбу которых должен был решить рьяный противник всего церковного. Но прошло два дня, и Сабуров, несмотря на свое мастерство наездника, упал с лошади и сломал ключицу. Поведение красного командира после этого резко поменялось. Он стал посещать монастырь, прикладываться к мощам и просить прощения. Еще долгое время раскаявшийся атеист защищал обитель от разорения. Но вскоре Сабурова отправили в другой город, и мощи святого вновь оказались под угрозой.

25 сентября 1920 года, в день памяти праведного Симеона, в Верхотурский монастырь приехало несколько тысяч паломников. Именно в этот день власти решили провести вскрытие мощей. Сделано это было после литургии. Раку вынесли на паперть и вскрыли. Останки святого расчленили и выложили на стол. После чего перевернули гроб и вытряхнули оставшееся в нем. На поверхность стола белыми пушинками полетел лебяжий пух, которым было устлано дно раки. В этот момент прозвучал возглас монастырского архимандрита Вениамина: «Не кощунствуйте!». Вслед за этим над площадью пронесся возмущенный гул и скорбный плач толпы верующих. В тот день, испуганные количеством народа, представители власти ретировались. Но желание не только опорочить, но и уничтожить святыню, у большевиков не пропало.

А к мощам всё ехали и ехали сотни паломников. Поклонение праведному Симеону не прекращалось. Это совсем не вписывалось в идеальный образ советского человека и продолжало раздражать власти. И вот, было принято решение сжечь останки святого. От полного уничтожения их спас директор Нижнетагильского краеведческого музея Александр Николаевич Словцов. Историк убедил вышестоящих начальников в том, что мощи будут полезнее в качестве экспоната в музее с целью «антирелигиозного просвещения трудящихся».

«Во всей системе этой выставки нет ничего антирелигиозного»

Но паломничество к мощам продолжалось. Теперь уже люди шли в музей с надеждой хоть постоять рядом со святыней. Продолжалось это несколько лет, пока в журнале «Советское краеведение» не была опубликована статья о не совсем антирелигиозном состоянии этой музейной экспозиции: «Слабо оформлен и антирелигиозный аспект в музее. Когда заходишь в комнату, где выставлены остатки костей «нетленного Симеона Верхотурского», невольно чувствуешь, что вошёл в какую-то молельню. Здесь собрана вся священная утварь, паникадила, громадное Евангелие. Во всей системе этой выставки нет ничего антирелигиозного». Благодаря нескольким строкам этого доброхота экспозиция в 1934 году была расформирована, а директор музея сослан в лагеря, где умер спустя 10 лет.

До 1946 года мощи праведного Симеона хранились в музее атеизма, который располагался в Ипатьевском доме города Свердловска, где была расстреляна так почитавшая святого царская семья. Затем святыню передали в фонды Окружного краеведческого музея. Долгое время мощи находились в здании собора во имя святого Александра Невского закрытого Ново-Тихвинского монастыря, в специальном хранилище как «экспонат № 12125».

Но и в запасниках музея ручеек почитателей праведного не пресекался. Сотрудники выстраивались в очередь по уборке помещения, где хранилась святыня. Несколько раз в верхах принималось решение закопать или сжечь мощи, но чудом этой трагедии удалось избежать. В конце 1980-х годов Церкви начали возвращать святыни и храмы. Архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек (с 1993 года — Екатеринбургский и Верхотурский) решился просить о возвращении мощей Симеона Верхотурского. 11 апреля 1989 года мощи вернули Русской Православной Церкви. Святыню поместили в храме Спаса Всемилостивого в Свердловске (ныне Екатеринбург), а 25 сентября 1992 года перевезли в Верхотурский Николаевский монастырь в возрожденный Крестовоздвиженский собор.

Снова десятки тысяч людей приезжают к мощам преподобного Симеона Верхотурского. Что думают они, стоя у раки святого, о чем просят? Вряд ли в наш прагматичный век кто-то хочет такого же самоотречения и уничижения, отторжения всех житейских благ и отречения от мира. Но чем изнеженней и слабей современный человек, тем больше ему надо духовной помощи. И как лествицы, соединяющие землю и небо, наши святые не оставляют нас на этой грешной земле, окрыляя и согревая нас своей любовью и молитвой.