Воскресные проповеди этого дня посвящены Женам Мироносицам, а в их лице и всем женщинам христианкам. По такой себе неофициальной версии, этот день еще называют Православным женским днем. Но говорят это всегда, как правило, со стеснением добавляя, что в Церкви нет ни женского, ни мужского дня, так как во Христе неразличимы ни женщина, ни мужчина, о чем и пишет апостол Павел в послании к Галатам (3, 28). Но на самом деле апостол Павел пишет не об унисексе Царства Божия, а о равенстве всех перед Богом независимо от пола, нации или социального положения.
Слова, которые звучат в этот день в храмах, являются по сути лучшим доказательством того, что Церковь разделяет мужское и женское служение. Женское сердце пронесло верность Богу в годы тяжелейших атеистических гонений. Мужчин, которые привыкли жить в большей степени умом, чем сердцем, в те годы в храмах почти не было. Именно на ложную рассудочность было направлено острие атеистической пропаганды. Но его клин не доставал сердца. Женщина верит и живет глубже разума. Ее душа находится главным образом в области сердечной чувственности, и она, даже не понимая много в научном богословии, чувствует любовь Божию и живет ею. И сейчас большинство нашей паствы – это женщины.
«Женщина обладает высшим свойством любви, которое только возможно на земле»
Это происходит оттого, что женщина обладает высшим свойством любви, которое только возможно на земле. Любви, которая ближе всего стоит к Богу. Это материнская любовь. Ее особенностью является то, что она любит безусловно. Нет такой причины, по которой мать перестанет любить своего ребёнка. Он может быть последним негодяем, но мать от этого его любить не перестанет. Именно так нас любит Бог.
Любовь семейная, дружественная, родственная не обладают свойством безусловности. Там все-таки нужно соблюдать определенные условия, при которых эта любовь возможна. А вот материнская любовь никаких условий не знает. В этом тайна любви женского сердца не только к детям, но и к Богу. Это сердце не требует удостоверений и доказательств того, что Бог есть, – оно чувствует не просто то, что Он существует, а то, что Бог есть Любовь.
Это все можно отнести к специфике женской святости. Мы должны понимать что святость – это не унифицированный Небесный ГОСТ. Она индивидуальная и зависит от тех особенностей и потенций, которые даны Богом каждому из нас. Так же как люди отличаются друг от друга, так же и святость одного отличается от святости другого. Как каждый цветок по-своему красив, так и духовная красота каждой отдельной личности по-своему прекрасна.
Имеет ли значение пол в деле духовного роста? Несомненно, монах или монахиня, принимая обеты безбрачия, не перестают быть мужчиной и женщиной. Во всем, что они делают, играет значение пол. Их биологические различия являются врожденными, естественными и пропитывают каждую клеточку их организма. Эти различия не являются социально обусловленными, это не результат воспитания или обучения. Эти различия коренятся в самой природе человека и являются обусловленными замыслом Божиим о нас.
Этот замысел касается не только человека, но и всего сотворённого. Мы видим, что с самого низу и до обозримого нами верха проходит гендерная ось. Существует гравитационное и электромагнитное притяжение. Маленький электрон знает разницу между протоном, которого он «любит», и другим электроном, который является его «соперником». Если бы он не знал разницы, он не вёл бы себя так сознательно, двигаясь по орбите вокруг своего протона и отталкивая другие электроны, и никогда наоборот.
Размножение хламидомонады, пестики и семяпочки, женские гаметы и мужские споры растений – я не буду перечислять гендерные особенности растительного и животного мира. Всё это говорит о том, что в замысле Божием половое различие есть. Это способ выражения жертвенной любви, которое после грехопадения извратилось, превратившись в осознанное стремление к удовольствию и бессознательное стремление к продолжению рода.
Изменило ли грехопадение замысел Божий о человеке? Нет. Во всех книгах Библии красной нитью проходит идея Небесного брака. Где Бог – это Жених, а душа – Его возлюбленная невеста. При этом Божественный Жених очень ревнивый и не допускает возможности даже малейшего флирта на стороне. Это Он называет изменой, блудом, прелюбодеянием. С этого блуда началась история падения человека, когда он извратил истинную, жертвенную сексуальность, превратив ее в эгоизм, в желание сделать самого себя Богом.
Но энергия эроса, которая заложена Богом в основу человеческого развития, продолжает жить и движет искусством, наукой, поэзий, да и любым видом творчества. В высшей преображенной форме эта энергия движет человеческий эрос к Богу. Молитва, подвиг, служение Богу – это проявления сексуальности человеческой души, которая высшей целью, высшим смысл своей жизни видит то, чтобы приобрести единство с Богом.
Конечно я не дерзаю говорить о том, что есть мужские и женские души, но думаю, что могу с большой долей уверенности предположить, что в каждой душе есть, если говорить терминами психологии, anima и animus, женственность и мужественность. И в зависимости от пола, так же как и в теле, одно преобладает, а другое лишь присутствует.
Когда Спаситель говорил нам о том, что на небе не женятся и не выходят замуж, а пребывают как ангелы на небе, Он ведь не имел в виду, что мы будет там бесплотными, или без различия пола. Все явления Неба, которые нам известны, говорят о том, что гендерная дифференциация там присутствует. Спаситель воскрес и был узнаваем телесно как представитель мужской природы. Матерь Божия, будучи в чине выше ангелов, всегда являлась святым как Дева. Святые праведники, девы, мученики и мученицы, открывались нам в присущих им гендерных ипостасях.
«Глупо и бессмысленно вести борьбу с полом как чем-то греховным. С половыми различиями как раз ведет борьбу диавол»
Поэтому глупо и бессмысленно вести борьбу с полом как чем-то греховным. Это различие обусловлено замыслом Божиим о человеке. С половыми различиями как раз ведет борьбу диавол. Он пытаться насадить в человечестве гендерный унисекс, рекламируя женоподобных мужчин и мужеподобных женщин. Признание многими странами однополых браков – это его победа над честью, совестью и достоинством богосозданного человека.
На самом деле половое различие с присущей для каждого пола душевной спецификой – это дар Божьего замысла о человеке, красота его Творчества.
В заключение я хочу процитировать слова одной из красивейших и известнейших женщин своего времени. Это Одри Хепберн:
«Чтобы губы были красивыми, говорите только добрые слова. Чтобы глаза были красивыми, ищите в людях только хорошее. Чтобы фигура была стройной, поделитесь едой с голодными. Чтобы волосы были красивыми, пусть с прядями каждый день играет малыш. Люди больше, чем вещи, нуждаются в том, чтобы отношения с ними восстанавливать, возрождать, исправлять и никогда никого не выбрасывать и не забывать. Старея, вы узнаете, что у вас две руки: одна – чтобы помогать себе, другая – чтобы помочь ближнему. Красота женщины – не в одеждах, которые она носит, не в ее фигуре и не в прическе. Красота женщины должна быть видна в ее глазах, это дверь в ее сердце, то место, где живет любовь. Настоящая красота женщины отражается в ее душе. Красота женщины проявляется в ее заботе и любви. Красота женщины растет по мере того, как годы уходят…»
На заставке — фрагмент мозаики «Жены Мироносицы» в храме Гроба Господня в Иерусалиме