Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.
Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.
Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.
Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые — у ворот праведника.
Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей.
Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.
Не заблуждаются ли умышляющие зло? не знают милости и верности делающие зло; но милость и верность у благомыслящих.
От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
Венец мудрых — богатство их, а глупость невежд глупость и есть. Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.
В страхе пред Господом — надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.
Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
Притчи Соломона 14:15-27
Толкование на книгу притчей Соломоновых
Притч.14:15. Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
Притч.14:16. Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.
Притч.14:17. Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.
Притч.14:18. Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.
Притч.14:19. Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые – у ворот праведника.
Здесь безраздельно и без строгого различия излагаются внутренние и внешние свойства и отношения мудрых – благочестивых и глупых – нечестивых. Противопоставляются – ведение мудрым пути своего и блуждание безумного на жизненном пути (ст. 8), кощунственное отношение последнего к идее греха и искупительной жертвы и благоволения во всех действиях этого рода у праведника (ст. 9), качество пути праведных и нечестивых и конечная судьба тех и других (ст. 11–12; 14–19). Попутно вставляются замечания: 1) о недоступности внутреннего мира человека, его радостей и горя, стороннему свидетелю или наблюдателю (ст. 10) и 2) безотрадное, почти пессимистическое наблюдение, что всякая радость, счастье таит в себе зародыш печали, несчастия (ст. 13).
Притч.14:20. Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей.
Притч.14:21. Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.
Притч.14:22. Не заблуждаются ли умышляющие зло? [не знают милости и верности делающие зло;] но милость и верность у благомыслящих.
Притч.14:23. От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
Притч.14:24. Венец мудрых – богатство их, а глупость невежд глупость и есть.
Притч.14:25. Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.
Притч.14:26. В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.
Притч.14:27. Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
Из двух стихов – 20 и 21, в первом указывается частое, хотя и не нормальное с нравственной точки зрения, явление – дружба лишь по видам корысти, – а во втором проводится моральное воззрение на этот пункт. Далее следуют сентенции: о гибельности злоумышления против ближнего и о благотворности доброжелательства (ст. 22), о пользе труда и о вреде празднослова (ст. 23), о богатстве, как уделе мудрых, и скудости, постигающей безумного (ст. 24), о спасительности истинного свидетельства и пагубности лжесвидетельства (ст. 25); наконец, в связи с последним, а вместе с содержанием целого отдела, говорится о страхе Божьем, как источнике всякого блага жизни и самой жизни (ст. 26–27).
профессор Александр Павлович Лопухин