Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.

Надменный злодей — кощунник имя ему — действует в пылу гордости.

Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать; всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.

Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.

Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.

Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.

Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.

Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа.

Притчи Соломона 21:23-31

Толкование на книгу притчей Соломоновых

Притч.21:23. Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.
Притч.21:24. Надмен­ный злодей – кощун­ник имя ему – дей­с­т­ву­ет в пылу гордости.
Притч.21:25. Алчба ле­нивца убьет его, по­тому что руки его отказывают­ся работать;
Притч.21:26. всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.

В ст. 19 один из часто повторяющихся образов или сравнений в кн. Притчей в отношении злых жен (сн. ст. 9, Притч 25.24; ср. Сир 25.21). Ст. 20 сн. ст. 17. Ст. 21 сн. Притч 19.17. Мысль ст. 22 о превосходстве мудрости перед силой встречается еще в Еккл 9.16. О хранении языка и дара слова – ст. 23 – говорилось выше: Притч 13:3, 19:6; Мф 12.36. Изображение в ст. 24 дерзкого и кощунника сходно с Авв 2.5. В ст. 25–26 противопоставление ленивого с одной стороны, прилежного, праведного и милостивого – с другой (ср. Пс 36.26).

Притч.21:27. Жертва нечестивых – мерзость, особен­но когда с лукав­с­т­во­м при­носят ее.
Притч.21:28. Лжесвидетель по­гибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.
Притч.21:29. Человек нечестивый дерзок лицом сво­им, а праведный держит прямо путь свой.
Притч.21:30. Нет мудрости, и нет ра­зу­ма, и нет совета вопреки Го­с­по­ду.
Притч.21:31. Коня при­готовляют на день битвы, но по­беда – от Го­с­по­да.

Мысль о неугодности Богу жертвы нечестивых (27а), уже ранее (Притч 15.6) высказанная, теперь усиливается прибавлением, что жертва эта обычно соединяется «с лукавством» (27б, евр. безимма), т. е. по нечистым побуждениям, даже с преступными целями (LXX: παρανόμως, Vulg.: ex scelere), ср. Сир 34.18 сл. Мал 1.3. Далее – речь о бесстыдном, ложном свидетеле и о свидетеле правдивом (ст. 23–29, сн. Притч 19.5), об отсутствии истинной мудрости у нечестивого (ст. 30, сн. Иез 28.5; Иов 5.13), наконец, о том, что источник всякой мудрости и силы – в Боге и Его помощи (ст. 31, сн. Пс 19.8–9, 32.17).

профессор Александр Павлович Лопухин