Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму, потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей.

Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей, и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи.

Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.

Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.

Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.

Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.

Слушай, сын мой, и прими слова мои,- и умножатся тебе лета жизни.

Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым.

Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься.

Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно — жизнь твоя.

Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо; потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения; ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения.

Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.

Путь же беззаконных — как тьма; они не знают, обо что споткнутся.

Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое; да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего: потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его.

Притчи Соломона 4:1-22

Толкование на книгу притчей Соломоновых

Притч.4:1. Слушайте, дети, наставле­ние отца, и внимайте, чтобы научиться ра­зу­му,
Притч.4:2. потому что я пре­подал вам доброе уче­ние. Не оставляйте заповеди моей.
Притч.4:3. Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и един­ствен­ный у матери моей,

Учение мудрости и благочестия, преподаваемое Премудрым, имеет тем большую силу истинности и обязательности, что оно не есть лишь достояние и произведение единичной личности учителя, но получено им в наследие от предков, ближе всего от его родителей, у которых он был нежно любимым сыном (ст. 3). Традиция (παράδοσις τῶν πατέρων) возвышала авторитет всякого учения мудрости (ср. Иов 8.8 сл.; Иов 15сл.; Сир 8.9, 16.5, 31.12). Тем более Соломон мог прибегнуть к такому приему увещания, что уже в начале речи (Притч 1.8) он упомянул о долге послушания заветам отца и матери. Здесь (ст. 1) и ниже (Притч 5.7 и Притч 7.24) обращение не к «сыну», а к «детям», так как в своей воспитательного характера речи Премудрый ссылается на собственный пример и «сыном является сам Соломон» 2. Чему учил Премудрого отец его, об этом говорится ниже со ст. 4.

Притч.4:4. и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи.
Притч.4:5. Приобретай мудрость, при­обретай ра­зу­м: не забывай этого и не укло­няйся от слов уст мо­их.
Притч.4:6. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.
Притч.4:7. Главное – мудрость: при­обретай мудрость, и всем име­нием тво­им при­обретай ра­зу­м.
Притч.4:8. Высоко це­ни ее, и она воз­высит тебя; она про­славит тебя, если ты при­лепишься к ней;
Притч.4:9. воз­ложит на голову твою пре­красный венок, доставит тебе великолепный венец.

Увещания отца (Давида, по LXX, слав. – и матери: οί ἕλεγον καί ἐδίδασκον με, «иже глаголаша и учиша мя») Соломону, и по содержанию и по характеру сходны с увещаниями самого Соломона к юношеству, рассеянными по всей книге Притчей. Главным предметом речей и наставлений Давида Соломону (ст. 4 сл. ; ср. 1Пар 28.9), как и самого Соломона слушателям его, был закон Божий, заключающийся в Пятокнижии Моисеевом; но затем, воспринятый умом человека. Закон должен быть прилагаем к его жизни и деятельности, а это требует особенной «мудрости» (хокма), особенного «разума» (бина) и отеческое наставление Соломону неоднократно завещает «наподобие выкликов торговца, предлагающего свой товар», по выражение Умбрейта (ст. 6; ср. ст. 8б), стремление к мудрости и неуклонную верность ей (ст. 5, 7; ср. Притч 3.14). Мудрец здесь сравнивается с любимой женой (ср. Сир 15.2), которая охраняет возлюбленного мужа от всяких бед; представляется высочайшим благом, ради которого надо жертвовать всеми иными благами: «главное – мудрость; приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (ст. 7). Ст. 8–9 говорят о благотворных и привлекательных плодах стяжания мудрости (ср. Притч 1.9).

Притч.4:10. Слушай, сын мой, и при­ми слова мои, – и умножат­ся тебе лета жизни.
Притч.4:11. Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым.
Притч.4:12. Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда по­бежишь, не споткнешься.
Притч.4:13. Крепко держись наставле­ния, не оставляй, храни его, по­тому что оно – жизнь твоя.
Притч.4:14. Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых;
Притч.4:15. оставь его, не ходи по нему, укло­нись от него и прой­ди мимо;
Притч.4:16. потому что они не заснут, если не сделают зла; про­падает сон у них, если они не доведут кого до паде­ния;
Притч.4:17. ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хище­ния.
Притч.4:18. Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до по­лного дня.
Притч.4:19. Путь же беззакон­ных – как тьма; они не знают, обо что споткнут­ся.

Продолжая изображать блага следования путями премудрости, Давид теперь вместе с тем предостерегает Соломона от уклонения на пути нечестия (ст. 14–19).

Наставления о путях премудрости становятся более специальными – указывают самый характер жизненного следования путями премудрости; премудрость открывает для ревнителя ее долгоденствие (ст. 10) и правильное течение жизни – благоприятные жизненные условия (ст. 11) и отсутствие непреодолимых преград на жизненном пути (ст. 12). Переходя затем к новой группе наставлений – предостережений, Давид еще раз усиленно призывает (ст. 13) сына к неослабному хранению его наставлений мудрости, так как в них заключается истинная жизнь для соблюдающего их, – призывает ввиду опасных для юноши соблазнов. Дальнейшее изображение (ст. 14–17) пути нечестивых имеет не мало общих черт с характеристикой их в 1–19. Если пути нечестивых, способствуя безмерному расширению и усиленно низменных страстей человеческой природы, навсегда лишают человека мира душевного и спокойствия и на каждом шагу готовят ему всякие опасности (ст. 16–17, 19), то, напротив, путь праведных или нравственное поведение их сравнивается (ст. 18) со светом восходящего и постепенно приближающегося к полудню солнца (ср. Ис 60.3, 62.1, 2.5; Притч 6.23, 28.5), как солнечный свет начинается с появления утренней зари, постепенно усиливается и к полудню достигает своего наивысшего напряжения, так, подобно этому, и жизнь праведных представляет ряд постепенных успехов в деле нравственного преуспеяния: по мере движения их на жизненном пути, жизнедеятельность их становится все чище и светлее (ср. Мф 5.16), от низшей ступени нравственного совершенства они восходят к высшей, пока, наконец, не достигнут состояния, о котором предрек Спаситель: тогда праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца их, Мф 13.43 (см. у еп. Виссариона, с. 56–57).

Притч.4:20. Сын мой! словам мо­им внимай, и к речам мо­им при­кло­ни ухо твое;
Притч.4:21. да не отходят они от глаз тво­их; храни их внутри сердца твоего:
Притч.4:22. потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его.
Притч.4:23. Больше всего хранимого храни сердце твое, по­тому что из него источники жизни.
Притч.4:24. Отвергни от себя лживость уст, и лукав­с­т­во языка удали от себя.
Притч.4:25. Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою.
Притч.4:26. Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды.
Притч.4:27. Не укло­няйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла,
Притч.4:28. [потому что пути правые наблюдает Го­с­по­дь, а левые – испорчены.
Притч.4:29. Он же прямыми сделает пути твои, и ше­с­т­вия твои в мире устро­ит.]

Снова (ст. 20) слушатели побуждаются (ср. Притч 3.21, 2.2 и др.) к особенно внимательному восприятию наставлений мудрости, которые для исполняющих их являются не только питающими и поддерживающими истинную жизнь духа, но также благотворными для самого тела (ст. 22: мысль подобная выраженной в словах Апостола, «благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей», 1Тим 4.8). Но чтобы человек получил надлежащую устойчивость в добре и неодолимость со стороны приражений зла, всякому ревнителю мудрости – благочестия необходимо со всею тщательностью, более всяких других сокровищ, хранить свое сердце (евр. лев): «потому что из него источники жизни» (евр. тоцео хаим, LXX: ἕξοδοι ζωῆς). Сердце, по библейскому представлению служит центром, средоточием как физически органической природы человека (Пс 21.27, 101.5; Ис 1.5; Иер 4.18), так и душевной и духовной жизни его (Пс 83.3; Иер 11.20, 17.10), частнее – не только разного рода ощущений, чувств и эмоций (Притч 31.11, 5.12, 13.12; Суд.16:15), но и высших обнаружений духа, как то: решений воли (1Цар 14.7; 3Цар 8.17 и др.), ведения и силы разумения (3Цар 10.2 Суд.16:17; Притч 17.16, 15.14, 7.7, 9.4), наконец, как центр и носитель нравственной жизни (Пс 50.12; 3Цар 3.6, 9.4; Притч 7.10 и мн. др.). В этом последнем значении ветхозаветно-библейское «сердце» ближе всего подходит к христианскому понятию «совесть»; в этом смысле, в смысле чистого нравственного сознания (ср. новозаветное ἀγαθὴ συνείδησις 1Тим 1.5, 19; 1Пет 3.16), сердце употреблено и здесь Притч 4.23 (ср. Пс 50.12; Иов 27.6; 1Цар 25.31), как показывают и дальнейшие стихи 24–25, предостерегающие от всякого лукавства, от всякого лицемерия и под. (ср. Притч 6.13, 10.10, 16.30; Сир 27.25, сн. Мф 6.22–23), чем извращается нормальное течение нравственной жизни, регулируемой доброй совестью. Только при условии неповрежденности последней, пути нравственной жизни человека могут быть тверды (ст. 26. Сн. Пс 108.133; Евр 12.13). Ст. 27 представляет сжатое обобщение всех отеческих увещаний к пути мудрости и добродетели и по форме выражения напоминает подобное же увещание законодателя Моисея, Втор 5.32. LXX удлиняют этот стих сравнительно с еврейским текстом словами: ὁδούς γὰρ τὰς ἐκ δεξιῶν οῖδεν ὁ θεός, διεστραμμένοι δέ εῖσιν αἱ ἐξ ἀριστερῶν αύτὸς δέ ὀρθὰς ποιὴσει τὰς τροχίάς σου, τάς δε πορείας σου ἐν εῖρήνη προάχει. Прибавка эта имеется и в Вульгате, а равно и в славянском и русском – синодальном перев. кн. Притчей (в переводе архим. Макария слова эти отсутствуют). По мысли слова эти представляют повторение и развитие мысли ст. 26–27. Ввиду устойчивости разных код. греческого текста в передаче этого добавления, а также ввиду авторитета Вульгаты, можно думать, слова эти могли находиться и в том еврейском оригинале, с которого был сделан перевод LXX-ти (ср. Franz Delitzsch. Das Salomonische Spruchbuch. Leipzig. 1873, s. 39).

профессор Александр Павлович Лопухин