1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Протоиерей Николай Балашов: О будущем общении между Русской и Элладской Церквями


В эфире программы «Главное с Анной Шафран» на телеканале «Спас» заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов побеседовал с ведущей Яной Макаровой. 


Просмотров публикации 507

Священник рассказал своей визави и телезрителям о развитии событий вокруг церковного раскола на Украине, связанных с официальным признанием раскольников Предстоятелем и частью клира Элладской Православной Церкви:

– Отец Николай, здравствуйте!

– Здравствуйте, Яна!

– Священный Синод Русской Православной Церкви принял специальное заявление по решению Элладской Церкви относительно «православной церкви Украины».

– Так называемой «православной церкви».

– Многие эксперты сходятся во мнении, что это последний шанс, который дает Москва для элладских иерархов для того чтобы они остались в едином каноническом поле. Как вы считаете?

– Ну, в самом деле, по суду священных канонов Церкви всякий, кто вступает в общение с раскольником или отлученным,  сам становится отлученным и раскольником. В так называемой «православной церкви Украины», представляющей собой собрание разнородных раскольников, которые в одночасье были признаны и легализованы решением Константинопольского патриарха, входят разные люди.

Один из ее видных членов до недавнего времени был лицом, не только лишенным священного сана, но и вовсе отлученным от Церкви, анафематствованным. От него пошла целая генерация так называемых «епископов». Они, конечно,  не епископы, потому что они были рукоположены лицом, лишенным сана и отлученным, еще раз скажу, от Церкви.

Другая группа епископов получила свое рукоположение от одного тоже лишенного сана архиерея, который впоследствии сам признавал, что он находится вне границ Церкви, и слезно просил, чтобы быть принятым в Неё вновь. А другим рукоположителем был бывший дьякон, лишенный сана и выдававший себя в начале за «истинно православного катакомбного епископа», потом за католического епископа. Потом, уже в Австралии, за тайного англиканского епископа и, наконец, за психиатра секретной школы КГБ, в каковом качестве ему удалось реально устроиться в психиатрическую больницу и там получить судебное преследование за незаконное приставание к своим пациентам. Он отсидел у нас еще в России три года по статье за совращение несовершеннолетних мальчиков…

И вот православным епископам всего мира предлагают признать теперь этих людей за своих братьев. А надо сказать, что около двух тысяч представителей духовенства, монашества, верующих Элладской Православной Церкви подписали открытое обращение к архиепископу Афинскому и всея Эллады Иерониму и Архиерейскому Собору всей Элладской Православной Церкви с просьбой не признавать так называемую«ПЦУ». Таких голосов в Греции много.

И конечно мы, Священный Синод Русской Православной Церкви, не могли игнорировать их. И сказать: «Если вас, похоже, не собралось большинство, то вы разделите общую участь. Мы не будем с вами общаться также как с остальными».

– Как вы считаете, насколько может быть «заразен» переход, вернее одобрение Элладской Церкви для других, например, для Кипрской Церкви? Может ли она тоже в итоге признать «ПЦУ»?

– Я бы поделился наблюдениями, которые не мы тут сделали, а наши братья в Греции. В томчисле, те элладские архиереи, которые выступали на последнем Соборе и после него выступали с заявлениями в печати.

Они все отмечали очень настойчивую работу представителей Соединенных Штатов Америки над решением этого вопроса. Посол Соединенных Штатов в Афинах, господин Пайетт, раньше был послом Соединенных Штатов  в Киеве. Как раз в тот период, когда там произошло насильственное свержение власти. Майдан, так называемая «революция достоинства», гибель многих людей, беспорядки, сожженный центр города. Это все было при Пайетте…

А потом он поехал в Афины. И стал уделять большое внимание работе на православном церковном направлении, с важностью которого он уже ознакомился в Киеве. Он множество раз за последние месяцы посещал архиепископа, встречался с виднейшими иерархами Элладской Церкви.

И, что интересно, их взгляды после этой встречи радикальным образом изменились. За неделю до Архиерейского Собора государственный секретарь Соединенных Штатов Америки Майк Помпео приезжал в Афины. Оказывается, у него жена православная. Они молились в Афинах на Божественной литургии. Произошли некоторые важные встречи. И вот в результате были приняты такие решения.

Это наблюдения наших греческих братьев. Мы знаем также, что редкий случай, когда первым лицом, которое официально приветствовало главу новосозданной так называемой «православной церкви Украины» Епифания (или Сергея Думенко) был тоже государственный секретарь Соединенных Штатов  Америки.

Государственный департамент выступил с отдельной декларацией по этому вопросу, приветствуя автокефалию новосозданной «Церкви». Такая вот трогательная забота. Значит какие-то политические интересы стоят за решением. Кипрская Церковь, конечно, также находится под серьезной угрозой. В том смысле, что греков-киприотов объединяет с греками в Греческой республике общая этническая принадлежность и сознание принадлежности к общему греческому миру, греческой цивилизации, этаким символическим духовным главой которой для киприотов также является Константинопольский патриарх Варфоломей.

Вместе с тем,Кипрский архиепископ Хризостом II в течении минувших месяцев не только не выступал в пользу признания так называемой «Православной церкви Украины», но даже предостерегал в том числе своего афинского собрата и говорил, что по одиночке принимаемые решения Церквей по этому очень сложному вопросу не могут принести никакого блага.

– Митрополит Иларион неоднократно говорил о том, что нужно рассмотреть ситуацию с «ПЦУ» на новом Общеправославном соборе. Какова вероятность проведения такого  Общеправославного собора в ближайшей перспективе?

– Проведение Общеправославного собора или совещания Предстоятелей? Такое предложение в последний год звучало неоднократно. В том числе из уст Предстоятелей некоторых Поместных Православных Церквей. Кто же должен созывать Собор? Ну, видимо, Вселенский Патриарх, как первый в диптихе, в нашем церковном списке. После того как в 1054 году произошел великий раскол и западная часть христианского мира отделилась от Востока…

Раньше,  до этого, это был бы Римский Папа, конечно. Но теперь, поскольку с Римским Папой у нас возникло глубокое разделение и даже имеющее вероучительные черты, то, конечно, остался Вселенский патриарх. Но понятно, что Вселенский патриарх не будет созывать церковный Собор по украинскому вопросу, на котором он должен будет давать отчет в своих действиях, и он прекрасно сознает, что очень многими потенциальными участниками такого Собора эти действия совсем не одобряются.

Концепция о том, что к Вселенскому Патриарху могут, якобы, обращаться со своими апелляциями представители всех Поместных Православных Церквей, в этом случае тоже натыкается на логическое противоречие. Потому что к кому же обращаться в том случае, когда обвиняется Константинопольский патриарх? Не может же он быть сам судьей в своем собственном деле? Не может! Это известная аксиома римского права – «Nemojudex in causasua».

Если кто-то другой из Предстоятелей созовет такой Собор, Константинопольский патриарх на него точно не поедет. Собираться в его отсутствие и обсуждать за его спиной, что он сделал, тоже кажется не очень интересным.  И едва ли приведет к реальному решению вопроса.

Поэтому нам нужно терпеливо, бережно по отношению к православному единству стараться не допустить ухудшения ситуации и постепенно готовить почву для будущего решения этого вопроса, который показал системную слабость, если хотите, мировой православной семьи. Оказалось, что в ней нет эффективного противоядия на такой случай. Когда как Вселенский патриарх, который,  как всегда говорилось, должен быть гарантом соблюдения канонов и православного единства, вдруг сам поступает совершенно против соблюдения канонов и православного единства.

Вот теперь нам как-то надо постепенно в консультациях с нашими собратьями нащупать путь, который приведет нас к восстановлению единства Православной Церкви.

– На ваш взгляд, вот это активное участие Америки и то, как они давят на Сербскую Православную Церковь и, в общем-то, на Украинскую, какие итоговые цели преследует? На ваш взгляд, для чего это нужно США?

– Я полагаю, что предпринимаемые действия направлены в целом на разрушение единства православной цивилизации, Православного мира, который некоторыми нашими западными партнерами, к большому сожалению, воспринимается как угроза их жизненным планам и благополучию.

Это, на мой взгляд, иррациональные страхи. Но возможно в чьем-то сознании действительно само по себе существование нашей планеты Православия является препятствием для осуществления каких-то глобальных планов мирового господства. Православная Церковь действительно снабжает своих людей неким «иммунитетом» к попыткам внедрения чуждой системы ценностей. Иерархия ценностей и основанное на ней мировоззрение – это то, что отличает, собственно говоря, мировосприятие православного человека. Возможно, оно оказывается препятствием на пути к тоталитарному господству только одного взгляда на мир и на его будущее.

– Все эти, можно сказать, разбойнические действия, такая негативная, очень агрессивная риторика «ПЦУ» в адрес наших братьев… Почему она не встречает какого-то отторжения у греков? Почему греки, которые следуют древнейшим традициям, продолжают призывать, что да, действительно надо принять «ПЦУ»?

– Вы знаете, на самом деле, очень многие греческие архиереи, священники, монашествующие внимательно следят за тем, что происходит на Украине и очень ценят и чтят тот подвиг, который совершает сейчас каноническая Украинская Православная Церковь, возглавляемая Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием. Имя митрополита Онуфрия очень почитаемо в Греции и на святой горе Афон, где он часто любил бывать, и в других храмах и монастырях Греции.

Действительно, сведения о насильственных захватах храмов, о гонениях, которые постигли каноническую Церковь, конечно, замалчиваются всеми мэйнстримными средствами массовой информации, которые находятся под очень сильным западным влиянием. Есть какие-то церковные каналы информирования, на которых доступна такая информация. Но их удельный вес на греческом медиаполе очень невелик. Это одна сторона дела.

Другая, что некоторые из наших братьев думают, что насилие пройдет, а «церковь», которой дал жизнь Константинопольский патриарх, она останется. Трудно сказать…

Во всяком случае, я думаю, что нам надо избегать каких-то легковесных и необоснованных генерализаций. Поверьте, у нас очень много искренне сочувствующих нам братьев и сестер в Греции. Это и есть та причина, по которой Священный Синод  принял такое взвешенное, безупречно канонически обоснованное решение. Не спешить.

Лишь тогда, когда Первоиерарх, председатель Синода Элладской Православной Церкви не просто задекларирует намерение, но и на самом деле вступит в общение с раскольниками. Лишь тогда его имя больше не будет поминаться в диптихах Предстоятеля Русской Православной Церкви.

Лишь те архиереи, которые признали раскольников, вступили в неканоническое общение с ними, будут лишены возможности общения с Русской Православной Церковью. А те, которые перед этим беззаконием каноническим не подклонили свою голову, те, которые остались верны Святому Православию, с теми мы будем в общении, и  будем поддерживать их, и будем за них молиться.

– Отец Николай, спасибо вам огромное за интервью.

– Всего доброго, Яна.

Вы можете поаплодировать автору10