Молитвами святителя Афанасия неожиданно находились добрые люди, которые показывали город и его храмы. Так короткая поездка превратилась в настоящее паломничество по древнему Владимиру.

Богородице-Рождественский монастырь

Богородице-Рождественский монастырь. г. Владимир

Богородице-Рождественский монастырь находится недалеко от железнодорожной станции, всего в десяти минутах ходьбы. Высокий холм над Клязьмой — раньше это место на границе с наиболее укрепленной частью города называли кремлем. Да и сейчас, чтобы с вокзала попасть в обитель на Большой Московской, 68, нужно подняться по тропинке вверх. Этот путь для паломника — словно ворота в маленький уютный город.

Одна из старейших в России, Богородице-Рождественская обитель была основана владимирским князем Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо. Считается, что произошло это в 1191 году.

Главный центр монашеской жизни Владимиро-Суздальской Руси, один из центров летописания, резиденция русских митрополитов — все это славные страницы истории Богородице-Рождественского монастыря. В течение трех с половиной веков он считался старшим среди русских монастырей, пока этот статус не перешел к Троице-Сергиевой обители.

В 1263 году монастырь стал местом погребения благоверного князя Александра Невского, скончавшегося по пути из Золотой Орды во Владимир. Отсюда в 1724 году его святые мощи были перенесены в Санкт-Петербург.

В историю обители вошло также имя святителя Феофана Затворника, три года управлявшего Владимирской епархией и освятившего в 1866 году перестроенный собор во имя Рождества Христова. Духовная семинария, которая располагается на территории монастыря, носит сегодня имя этого выдающегося богослова и духовного писателя.

Храмы, белая колокольня, уютные дорожки, ветвистые деревья. А ведь нынешний ухоженный вид Богородице-Рождественской обители — результат долгой работы по ее восстановлению, которое ведется с 1991 года. К сожалению, многие строения, в том числе Богородице-Рождественский собор, были разрушены здесь в годы советского безбожия.

Поклонный крест напоминает о трагическом прошлом обители. С приходом советской власти ее территория была занята ГубЧК (ОГПУ, НКВД). В 30-е годы здесь проводились допросы, следствия и расстрелы «врагов народа», которых хоронили в монастырском саду. Так что место это освящено страданиями и кровью погибших в страшной мясорубке террора.

Узником в стенах закрытого уже монастыря бывал и прежний его наместник епископ Афанасий Сахаров. Но ему Господь уготовал не мученическую, а особую исповедническую стезю и жизненный путь длиною в 75 лет.

Мне посчастливилось трижды приложиться к мощам святителя Афанасия, покоящимся в раке под сенью в правой части Христорождественского собора. Трудно описать всю гамму чувств, которую испытываешь перед мужественным исповедником веры. Радость, почтение, собственную немощь, слабость перед высотой его духа. И, конечно, благодарность Богу за то, что Он позволил побывать здесь и чуть-чуть прикоснуться душой к великой тайне святости.

Успенский собор

Успенский собор. г. Владимир

Можно ли сказать, что ты побывал во Владимире, если ты не видел знаменитого Успенского собора? Он находится неподалеку от Богородице-Рождественского монастыря, тоже на Большой Московской улице.

Памятник белокаменного зодчества, в котором сохранились фрески Андрея Рублёва, привлекает к себе туристов и паломников со всего мира. Он был построен русскими и иностранными мастерами по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского в 1158-1160 годах, а затем был значительно расширен при князе Всеволоде Большое Гнездо. Здесь, в главном храме Северо-Восточной Руси, совершались венчания на великое княжение.

За свою долгую историю Успенский собор претерпел многое — набеги татар, пожары, многочисленные перестройки и обновления. После 1917 года там устроили музей научного атеизма. Но в 1944 году собор был открыт для верующих и с тех пор не закрывался. Сейчас он находится в совместном ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Русской Православной Церкви, здесь проходят богослужения.

Величественный Успенский собор восхищает своим внутренним убранством и росписями. Но главное открытие для паломника — это множество святынь.

В иконостасе находится чудотворный список Владимирского образа Пресвятой Богородицы XVII века. Древняя икона, с которой был сделан список, пребывает ныне в московском храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. А когда-то она находилась в Успенском соборе Владимира. Икону приносили в Москву для защиты от захватчиков, впоследствии она так и осталась в столице.

Кстати, образы с этим названием во Владимире особенно почитают, такую икону я увидела даже в светской гостинице у стойки администратора.

Но чем особенно поражает Успенский собор, так это множеством захоронений владимирских великих князей, членов их семей, а также владимирских архиереев в специальных нишах в стенах галерей. Представьте себе, этих захоронений свыше сорока!

Многие из погребенных в Успенском соборе прославлены в лике святых. Вот митрополит Киевский и всея Руси Максим, который в 1299 году перенес кафедру во Владимир и удостоился видения Пресвятой Богородицы, вручившей ему святительский омофор. Это событие изображено на Максимовской иконе Божией Матери, службу которой составил, кстати, святитель Афанасий Сахаров.

А вот захоронение даже не одного человека, а целой семьи благоверного князя Георгия Всеволодовича, погибшей в пожаре, который устроили монголо-татары в 1238 году прямо в Успенском соборе.

У солеи в левой части собора находятся мощи его строителя, благоверного князя Андрея Боголюбского. Объединитель русских земель и первый русский самодержец, он перенес столицу княжества из Киева во Владимир. Построил там множество храмов и монастырей, знаменитые владимирские Золотые ворота.

Известно, что именно князь Андрей установил на Руси два новых праздника — Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы и Покрова Пресвятой Богородицы. А на пути из Вышгорода в Суздальскую землю удостоился явления самой Божией Матери. На этом месте, получившем название Боголюбово, он воздвиг храм и княжескую резиденцию.

В 1174 году князь был убит заговорщиками-боярами, недовольными его растущей властью.

В Успенском соборе покоится и благочестивый сын Андрея Боголюбского Глеб, умерший в возрасте девятнадцати лет незадолго до убийства отца. У его нетленных мощей происходили чудеса.

А вот благоверный князь Георгий Всеволодович, погибший в неравном бою с татарами в 1238 году. С его мощами связана удивительная история. Князя похоронили в Ростове: сначала тело, а позже приложили к нему отрубленную главу. В 1239 году честные останки Георгия Всеволодовича были перенесены во Владимир. При погребении оказалось, что глава его чудесным образом приросла к телу.

Засвидетельствовано это было и при обследовании мощей в 1919 году. Примечательный факт: затеянная тогда советской властью дискредитация святых мощей Успенского собора превратилась, вопреки ожиданиям богоборцев, в торжество православия. Иеромонах Афанасий Сахаров при открытии дверей храма для собравшегося на «выставку» народа начал служить молебен владимирским святым, а пришедшие стали креститься и молиться.

Захоронения, мощи, иконы… В Успенском соборе царит особая благодатная атмосфера. Ты словно входишь в иной мир, и прошлое становится совсем близким. Кажется, до него рукой подать! Здесь сердцем начинаешь понимать, что такое историческая память. И ясно ощущаешь, что за твоей спиной — десятки, а может быть, сотни поколений, с которыми ты каким-то непостижимым образом связан.

Сотрудник музея, подойдя, рассказывает о местных святынях. А потом в тишине древнего собора читает свои духовные стихи. Под впечатлением от увиденного и услышанного мне хочется снова и снова благодарить Бога за эти радостные и волнующие минуты.

Успенский Княгинин монастырь

Успенский Княгинин женский монастырь. г. Владимир

Тихий уголок в шестистах метрах от центра Владимира. Не сразу удалось найти скрытый от городского шума старинный Успенский монастырь. Его основал в 1200 году великий князь Всеволод Большое Гнездо по просьбе жены, княгини Марии. Отсюда и название — Княгинин.

После рождения двенадцатого ребенка Мария тяжело заболела и пролежала в расслаблении семь лет. Тогда и созрело у благочестивой княгини решение провести последние годы жизни в монастыре.

В 1201 году в новой обители был воздвигнут белокаменный Успенский собор. А спустя пять лет, попрощавшись с родными и завещав сыновьям жить в мире друг с другом, Мария удалилась в монастырь. Через 18 дней после пострига она отошла в вечность, перед смертью приняв схиму с именем Марфа.

Гробница супруги князя Всеволода находится здесь, в монастырском соборе. Благоверная княгиня почитается как местночтимая святая. Видимо, именно ее молитвами Успенская обитель и выдержала все испытания временем.

В 1923 году монастырь был закрыт советскими властями. Многие его постройки снесли, но, к счастью, сохранились и Успенский собор, и Казанский храм.

В 1992 году монастырь был вновь открыт. А в следующем году сюда передали частицу мощей святого Авраамия Болгарского, уроженца Волжской Болгарии, замученного его соплеменниками за проповедь христианства в 1233 году. Это было небесное благословение возрождающейся обители, ведь в течение веков мощи святого мученика находились здесь: их привез из похода в Волжскую Болгарию сын княгини Марии Георгий Всеволодович.

В 1919 году мощи святого Авраамия были изъяты у монастыря богоборческой властью и бесследно исчезли. Но перед этим часть мощей сохранил иеромонах Афанасий Сахаров, который передал их игумении Олимпиаде. Хранившаяся во Владимире, эта святыня  впоследствии вернулась в Княгинину обитель.

В возрожденном монастыре несколько лет пребывала и еще одна святыня — чудотворная Боголюбская икона Божией Матери XII века, написанная по повелению князя Андрея Боголюбского. Пресвятая Богородица на ней изображена такой, какой Она явилась князю на пути в Суздальскую землю.

К сожалению, состояние иконы оказалось столь плачевным, что реставраторы настояли на передаче ее в 2009 году Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику для проведения необходимых работ. А в Успенской обители остался точный список с чудотворного образа.

Яркие впечатления, новые имена для помянника, иконы владимирских святых — с этим ценным багажом я вернулась из Владимира домой. А молитвенное заступничество святителя Афанасия я чувствую и по сей день. Как знать, возможно, когда-то мне посчастливится побывать во Владимире еще раз. А может, туда отправится кто-то из моих читателей. Древний радушный город ждет гостей.