1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Святые богачи — о тех, кто сумел провести верблюда в игольные уши (часть вторая)


Господь Иисус Христос говорил ученикам: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие небесное». Однако, при должном старании, верблюд всё же проходит в калитку под крепостной стеной… Так же бывало и с людьми, обладавшими огромным состоянием, но стяжавшими святость.

Просмотров публикации 660

Также читайте: Святые богачи — о тех, кто сумел провести верблюда в игольные уши (часть первая)

История помнит имена многих святых, большинство из которых имели средний достаток или были бедны. Но многим святым Бог судил родиться в семье крупного чиновника или купца, аристократа или правителя. Они выросли в неге и роскоши, но богатство всегда было для них лишь средством, ресурсом, а не предметом их вожделений.

Поэтому, встретив в своей жизни Христа Спасителя, проникнувшись учением Господа, они смогли праведно распорядиться как своей собственной жизнью, так и дарованным им Богом ресурсами, поистине приумножив одолженные таланты и обессмертив собственную душу.

Сегодня мы с вами постараемся вспомнить нескольких святых, которые были довольно или весьма состоятельными людьми, и их дела милосердия, покровительства Просвещению, медицине и искусствам. Мы не будем в подробностях рассматривать всё их житие, но обратим особое внимание на их служение Богу и ближним своим состоянием или на умение отказаться от земных благ ради Господа.

Святой праведный Пётр Мытарь

Пётр жил в Африканской области и занимал должность главного сборщика податей (начальника налоговой службы) при святом императоре Юстиниане (527-565).

Пётр прославился своей жестокостью и лихоимством, на чём нажил немалое состояние. Но и его душу Господь посетил спасительным вразумлением.

Однажды нищие, собравшись, рассуждали между собой о милостивых и немилостивых к ним. С негодованием вспомнили и о Петре. И вот один из них заявил, что сумеет добиться подаяния даже от столь скаредного сборщика податей.

Усевшись у ворот дома начальника мытарей, нищий стал поджидать его. Наконец Пётр вышел из дома с ослом, навьюченным хлебом, который надо было доставить местному правителю. Нищий назойливо стал выпрашивать у него подаяние. Раздосадованный Пётр, пытаясь его отогнать, хотел швырнуть в него камнем или палкой, но не найдя под рукой ни того, ни другого, с ожесточением бросил  в нищего одним булкой хлеба. Нищий с торжеством унёс добычу своим товарищам.

Вскоре после этого Пётр тяжело заболел, и в горячке ему было странное видение: будто стоит он перед судьей, который взвешивает на весах все его поступки, совершенные в жизни. На одну чашу — дела добрые, на другую — дурные. И видит Пётр, что худые дела склонили чашу до земли, другая же так и осталась пустой.

— Сюда можно положить тот хлеб, который Пётр дал нищему, хотя и невольно, — сказал один из советников великого судии и положил хлеб на весы. И все  с удивлением увидели, что чаша весов сразу же опустилась, перевесив множество худых дел мытаря.

— Иди и приложи к этому хлебу милостыню, — сказал тогда Петру один из ангелов, — и злые духи потеряют над тобою пагубную власть.

Выздоровев, Пётр вспомнил это видение и подумал: «Если единственная невольная милостыня избавила меня от погибели, то не спасется ли моя душа, если всю оставшуюся жизнь я посвящу служению людям?»

С тех пор Петр совершенно изменился и стал помногу благотворить. Однажды он встретил бедняка в жалком рубище. Петр снял с себя богатое платье и отдал бедному. Но тот, стесняясь носить дорогую одежду, продал ее. Случайно проходя мимо рынка, Пётр увидел, что его платье выставлено на продажу. Огорчившись, он подумал, что бедный не принял его подаяние но во сне был утешен видением самого Господа Иисуса Христа, облеченного в ту одежду, которую он отдал бедняку.

Видение так ободрило Петра, что он почувствовал себя готовым  к полному самоотречению в пользу ближнего. Тогда всё своё имущество он пожертвовал бедным и отпустил на свободу рабов, оставив при себе лишь одного, чтобы тот, выдавая себя за господина, продал  в рабство его самого, а вырученные деньги употребил бы для помощи бедным.

Проданный в рабство одному христианину, живущему в Иерусалиме, Петр с усердием и смирением исполнял все обязанности раба и отказался от свободы, которую впоследствии предложил ему хозяин в награду за верную службу.

Так в неизвестности совершал свой подвиг перед Богом бывший жестокосердный прежде мытарь, и только по прошествии многих лет пришедшие с его родины торговцы с удивлением признали в нем знатного господина.

Святой преподобный Серафим Вырицкий

Преподобный Серафим Вырицкий известен тем, что в годы Великой Отечественной войны повторил подвиг преподобного Серафима Саровского, 1000 дней проведя в молитве за спасение нашего Отечества от немецко-фашистских захватчиков и возрождение христианского духа его сынов и дочерей.

Многие слышали о его чудесах, духовных наставлениях и силе молитвы Господу… Однако преподобный не всегда был монахом. Довелось ему быть и известным купцом.

Родился святой (в миру Василий Николаевич Муравьев) 31 марта 1866 года в одной из деревень Ярославской губернии.

Когда Василию было десять, его отец преставился ко Господу и мальчику пришлось стать кормильцем для больной матери и совсем маленькой сестры. Односельчанин, работающий старшим приказчиком в одной из лавок Санкт-Петербурга, взял Васю с собой на заработки, обещая матери вывести его «в люди».

В тогдашней столице у мальчика было сначала место рассыльного в лавке Гостиного двора, потом, видя его способности и старательность, ему стали поручать все более и более сложные дела.

Когда Васе было около четырнадцати лет, он решил оставить мир и пошел в Александро-Невскую лавру проситься в монахи. Но старец, с которым ему удалось поговорить, дал ему такое наставление: он должен жить в миру, творить богоугодные дела, создать семью, вырастить и воспитать детей и только тогда, по обоюдному согласию с женой, принять монашество.

Мальчик принял волю Божию и остался работать в лавке, в чём достиг немалых успехов. В 17 лет он уже был старшим приказчиком. В 1890 году Василий женился на девушке из своей деревни, которая тоже с детства хотела в монастырь, но в разговоре с духовно опытной, прозорливой схимонахиней получила совет остаться в миру и принять монашество после замужества и рождения детей, если муж согласится на это.

Шеф Василия Николаевича дал своему лучшему сотруднику крупную сумму в качестве свадебного подарка и молодой человек смог открыть собственное дело — контору по заготовке и продаже пушнины, значительная часть выработки которой поставлялась за границу — в страны Западной Европы.

Талантливый и благочестивый предприниматель постоянно учился и много работал. Он не только смог умножить капитал, но и оказывал с его помощью значительную помощи Церкви и ближним.

Помогая нескольким храмам и обителям, Василий Николаевич жертвовал и на содержание богаделен, самая крупная из которых находилась на Международном (ныне Московском) проспекте при Воскресенском Новодевичьем монастыре.

После литургии в дни больших церковных праздников чета Муравьёвых устраивала большие благотворительные обеды для бедных. Василий Николаевич после молитвы обычно произносил небольшую речь, рассказывал о наступившем празднике, а потом поздравлял всех, кто пришел на трапезу.

В 1905 году Василий Николаевич Муравьев стал действительным членом Ярославского благотворительного общества — одного из крупнейших в России. Постоянными участниками общества были многие известные в то время иерархи и деятели Русской Православной Церкви, например, святой праведный Иоанн Кронштадтский.

После революции 1917 года многие купцы перевели свои капиталы за границу и поспешили уехать из России, но Василий Николаевич пожелал остаться на родине, хотя и лишился своего дела.

Он стал больше молиться, читать творения святых отцов и богослужебные книги, поститься и готовиться к усилению духовной жизни. В 1920 году Василий Николаевич и его жена Ольга Ивановна по обоюдному согласию приняли иночество.

Ольга Ивановна поступила послушницей в Воскресенский Новодевичий монастырь в Петрограде, Василий Николаевич — в Александро-Невскую лавру. Все имущество супруги пожертвовали на монастыри. Только в лавру было передано 40 000 рублей золотом.

Святая великомученица Ирина

Святая Ирина (до крещения Пенелопа) родилась в І веке в семье правителя одной из областей Македонии Ликиния.

Для своей любимой дочки правитель построил шикарный дворец, где Пенелопа жила вместе со слугами и своей воспитанницей Карией в роскоши, но не была ослеплена своим богатством.

Каждый день к девушке приходил ее учитель Апелиан, тайный христианин, который не только учил Пенелопу наукам, но и преподавал христианскую веру. Пенелопа была так поражена Благой вестью о Господе, что приняла крещение от рук апостола Тимофея, став Ириной.

После девушка стала проповедовать веру и своим близким. Мать, отец и около 3000 человек наблюдали чудеса, происходившие по молитвам святой Ирины и тоже приняли христианство.

Однако новый правитель области Седекий решил заставить деву отречься от заблуждений и поклониться языческим богам. Ирина отказалась и была подвергнута страшным мучениям. Сперва ее бросили в яму со змеями, где она была на протяжении 10 дней, но осталась цела. Затем тело Ирины пытались распилить, но пилы ломались.

Лишь четвертая пила слегка ранила святую, а Седекий в это время произнес: «Где же твой Спаситель? Почему он не защитит тебя?». И как только прозвучали эти слова, разразился сильный гром, сверкнула молния, и начался сильный дождь. 10000 человек, увидев такое знамение, уверовали во Христа, и свергли мучителя Седекия.

После святая великомученица Ирина жила в нескольких городах: Мигдонии, Каллиполь, Месевмрий, Константине, Ефесе.

Узнав от Спасителя о своей скорой смерти, Ирина взошла на высокую гору, в пещеру, и приказала закрыть вход большим камнем. На четвертый день верующие решили посетить тело Ирины, но в пещере его не оказалась. Именно так и преставилась Святая Ирина Великомученица.

Святой праведный Филарет Милостивый

Около 780 года, в царствование императрицы Ирины, матери юного императора Константина VI, в пафлагонском городе Амнии жил богатый земледелец по имени Филарет. Бог в изобилии даровал ему обширное хозяйство: поля, виноградники, стада скота и другое имущество.

Же­на его, Фе­о­з­ва, бы­ла из бо­га­той и знат­ной се­мьи, у них бы­ли де­ти: сын Иоат и до­че­ри Ипатия и Еван­фия. Фила­рет про­сла­вил­ся ни­ще­лю­би­ем и богатства, дарованные ему Богом, часто употреблял на пользу нуждающихся ближних.

Од­на­жды арабы на­па­ли на Па­фла­го­нию, опу­сто­ши­ли стра­ну и раз­гра­би­ли иму­ще­ство Филарета. У праведника оста­лось 2 во­ла, ко­ро­ва, несколь­ко ульев и дом. Но и это, по­след­нее, он по­сте­пен­но раз­дал бед­ным.

Стой­ко и крот­ко пе­ре­но­сил Филарет упре­ки же­ны и на­смеш­ки де­тей. «Я имею в тай­ни­ках, вам неиз­вест­ных, та­кое бо­гат­ство и та­кие со­кро­ви­ща, ко­то­рых до­станет вам, да­же ес­ли вы и сто лет про­жи­ве­те без тру­да и ни о чем не за­бо­тясь».

Ко­гда бы­ла от­да­на по­след­няя ме­ра пше­ни­цы, его ста­рый друг при­слал ему со­рок мер, а по­сле то­го, как бы­ла от­да­на ни­ще­му теп­лая одеж­да, к нему вер­ну­лось бо­гат­ство — так Господь вознаградил Филарета за его крепкую веру и благотворительность.

Когда им­пе­ра­три­ца Ири­на ис­ка­ла неве­сту для сы­на – Кон­стан­ти­на Баг­ря­но­род­но­го, её послы приехали в Ам­нию. Ко­гда Фила­рет и Фе­о­з­ва узна­ли, что вы­со­чай­шие го­сти долж­ны по­се­тить и их дом, Фила­рет очень об­ра­до­вал­ся, а Фе­о­з­ва опе­ча­ли­лась, потому что не могла организовать хоть какое-нибудь угощение. Со­се­ди праведника, узнав, что ожи­да­ют­ся цар­ские по­слы, принесли в изоби­лии всё для пи­ра.

В результате, внучка праведника попала на смотрины и стала императрицей — женой Константина Баг­ря­но­род­ного, который щед­ро ода­рил деда своей супруги.

Так вер­ну­лись к Фила­ре­ту сла­ва и бо­гат­ство. Но, как и преж­де, свя­той ни­ще­лю­бец щед­ро раздавал ми­ло­сты­ню и устра­и­вал тра­пезы для ни­щих, где сам слу­жил беднякам за столом. Все удив­ля­лись сми­ре­нию Фила­ре­та и го­во­ри­ли: «По­ис­ти­не че­ло­век этот весь Бо­жий, ис­тин­ный уче­ник Хри­стов».

Так, не при­ем­ля по­че­стей, в сми­ре­нии и ни­ще­лю­бии до­стиг бла­жен­ный ста­рец 90 лет. Незадолго до кончины, Филарет Милостивый окончательно раздал нуждающимся своё достояние. Скон­чал­ся он в 792 го­ду и по­гре­бен был в оби­те­ли Су­да Ро­доль­фия в столице Византийской империи.

Святой праведный Алексий, человек Божий

Пре­по­доб­ный Алек­сий родился в Риме в начале V века, в семье благочестивых и нищелюбивых супругов Евфимиана и Аглаиды. Супруги долгое время были бездетны и неустанно молили Господа о даровании потомства. Господь утешил их рождением сына Алексия.

В шесть лет отрок начал учиться и успешно постиг светские науки, но особенно прилежно читал Священное Писание. Став юношей, он начал подражать своим родителям: строго постился, раздавал милостыню и под богатой одеждой тайно носил власяницу. В нем рано созрело желание оставить мир и служить Единому Богу. Однако родители собирались женить Алексия и, когда он достиг совершеннолетия, нашли ему невесту.

После обручения, оставшись вечером наедине со своей невестой, Алексий снял с пальца перстень, отдал ей и сказал: «Сохрани это, и пусть Господь будет с нами, Своей благодатью устраивая нам новую жизнь». А сам тайно ушел из дому и сел на корабль, отплывавший в Месопотамию.

Попав в город Эдессу, где хранился Нерукотворный образ Господа, Алексий раздал всё своё достояние нищим и стал жить при церкви Пресвятой Богородицы на паперти и кормиться подаянием. Он питался только хлебом и водой, а полученную милостыню раздавал немощным и престарелым. Каждое воскресенье подвижник причащался Святых Таин.

Родные всюду искали пропавшего Алексия, но безуспешно. Слуги, посланные Евфимианом на розыски, побывали и в Эдессе, но не узнали в нищем, сидящем на паперти, своего господина. Безутешная мать святого Алексия затворилась в своей комнате, непрестанно молясь за сына. Жена его горевала вместе со свекровью.

Преподобный прожил в Эдессе семнадцать лет. Однажды пономарю церкви, при которой подвизался преподобный, было откровение о нем. Матерь Божия через Свою святую икону повелела: «Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царства Небесного; молитва его восходит к Богу, как кадило благовонное, и Дух Святый почивает на нем». Пономарь стал искать такого человека, но долго не мог найти. Тогда он с молитвой обратился к Пресвятой Богородице и он указала на нищего, который сидит на церковной паперти.

Пономарь нашел святого Алексия и ввел в церковь. Многие узнали о праведнике и стали почитать его. Святой, избегая славы, тайно сел на корабль, отправлявшийся в Киликию. Но Промысл Божий судил иначе: буря унесла корабль далеко к западу и прибила к берегу Италии. Блаженный направился в Рим.

Неузнанный, он смиренно просил у своего отца разрешения поселиться в каком-нибудь уголке его двора. Евфимиан поместил Алексия в специально устроенном помещении при входе в дом и велел кормить его со своего стола.

Живя в родительском доме, блаженный продолжал поститься и проводить дни и ночи в молитве. Он смиренно терпел обиды и насмешки от слуг родного отца. Комната Алексия находилась напротив окон его невесты, и подвижник тяжко страдал, слыша ее плач. Только безмерная любовь к Богу помогала блаженному переносить эту муку. Святой Алексий прожил в доме своих родителей семнадцать лет и был извещен Господом о дне своей кончины. Тогда святой, взяв свиток, описал свою жизнь, прося прощения у родителей и невесты.

В день кончины святого Алексия в соборной церкви служил литургию Римский папа Иннокентий (402-417), которому Господь чудесным образом указал на дом, где преставился святой.

Лицо его светилось подобно лику Ангела, а в руке был зажат свиток. Когда письмо было прочитано, отец, мать и невеста праведника с плачем поклонились его честным останкам.

Тело святого, от которого начали совершаться исцеления, было поставлено посреди площади. Сюда собрался весь Рим. Император и папа сами внесли тело святого в церковь, где оно находилось целую неделю, а затем было положено в мраморную гробницу. От святых мощей стало истекать благоуханное миро, подававшее исцеление больным.

Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в церкви святого Вонифатия. В 1216 году были обретены мощи.

Святая мученица Татиана

Свя­тая Та­ти­а­на родилась в начале III века в семье бо­га­то­го рим­ля­ни­на, воспитавшего дочь в хри­сти­ан­ской ве­ре.

Ко­гда Та­ти­а­на до­стиг­ла со­вер­шен­но­ле­тия, она ста­ла рав­но­душ­на к бо­гат­ству и иным бла­гам и воз­лю­би­ла всем серд­цем ду­хов­ный об­раз жиз­ни. Она решила нести подвиг девства и за добродетельную жизнь бы­ла на­зна­че­на диа­ко­нис­сой Рим­ской церк­ви. В этой долж­но­сти она с усер­ди­ем уха­жи­ва­ла за боль­ны­ми, по­се­ща­ла тем­ни­цы, по­мо­га­ла неиму­щим, ста­ра­ясь постоянно уго­ждать Господу мо­лит­ва­ми и доб­ры­ми де­ла­ми.

При им­пе­ра­то­ре Алек­сан­дре Се­ве­ре (222–235 гг.) свя­тая Та­ти­а­на за ис­по­ве­да­ние Иису­са Хри­ста при­ня­ла му­че­ни­че­ское стра­да­ние от рим­ско­го гра­до­пра­ви­те­ля Уль­пи­а­на (око­ло 225 г.)

Свя­тую Та­ти­а­ну по­сле раз­ных ис­тя­за­ний бро­си­ли на аре­ну Ко­ли­зея, чтобы сви­ре­пый лев растерзал её для за­ба­вы зри­те­лей. Но вме­сто это­го лев стал крот­ко лас­кать­ся к ней. То­гда святую мученицу Та­ти­а­ну усек­ли ме­чом. Во­семь слуг гра­до­пра­ви­те­ля, му­чив­ших свя­тую, уверовали в Господа Иису­са Хри­ста, ви­дя над ней си­лу Бо­жию, – и они то­же бы­ли казнены.

Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский

Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Иоанн Но­вый, Со­чав­ский, жил в XIV ве­ке в го­ро­де Тра­пезун­де, где занимался тор­гов­лей, был бла­го­че­стив, тверд в пра­во­сла­вии и ми­ло­стив к бед­ным.

Од­на­жды по тор­го­вым де­лам ему при­шлось плыть на ко­раб­ле, капитан которого проиграл учёный спор с купцом, был осмеян командой и пассажирами и за­та­ил зло­бу на свя­то­го.

Во вре­мя оста­нов­ки ко­раб­ля в Бел­гра­де Бос­фор­ском ка­пи­тан явил­ся к гра­до­на­чаль­ни­ку, зороастрийцу, и со­об­щил, что на его ко­раб­ле есть уче­ный муж, же­ла­ю­щий то­же стать огнепоклонником. Гра­до­на­чаль­ник с по­че­том при­гла­сил свя­то­го Иоан­на при­со­еди­нить­ся к зороастрийцам, по­ху­лив ве­ру во Хри­ста.

Свя­той тай­но мо­лил­ся, при­зы­вая на по­мощь То­го, Кто ска­зал: «Ко­гда же по­ве­дут пре­да­вать вас, не за­боть­тесь на­пе­ред, что вам го­во­рить, и не об­ду­мы­вай­те; но что да­но бу­дет вам в тот час, то и го­во­ри­те, ибо не вы бу­де­те го­во­рить, но Дух Свя­той» (Мк.13,11). И Гос­подь дал ему му­же­ство и ра­зу­ме­ние от­верг­нуть все при­тя­за­ния нече­стив­цев и твер­до ис­по­ве­дать се­бя хри­сти­а­ни­ном.

Когда Иоанн публично отказался хулить Христа, назвав зороастризм ложным верованием, его жестоко избили палками. На следующий день истязание повторилось. Затем его влачили по мостовой ,привязав к хвосту коня и бросали в него камнями. На­ко­нец, кто-то схва­тил меч и отсёк святому голову.

Те­ло ве­ли­ко­му­че­ни­ка с от­руб­лен­ной го­ло­вой ле­жа­ло до ве­че­ра. Но­чью над ним был ви­ден светящийся столп и мно­же­ство го­ря­щих лам­пад; три све­то­нос­ных му­жа со­вер­ша­ли над те­лом свя­то­го пе­ние псал­мов и каж­де­ние.

На следующий день гра­до­на­чаль­ник раз­ре­шил по­хо­ро­нить остан­ки ве­ли­ко­му­че­ни­ка. Те­ло было по­гре­бе­но при мест­ной церк­ви примерно между 1330 и 1340 го­да­ми. Через 70 лет мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в сто­ли­цу Мол­до-Вла­хий­ско­го кня­же­ства Со­ча­ву и по­ло­же­ны в со­бор­ной церк­ви.

Святой блаженный Прокопий Устюжский, ради Христа юродивый

Блаженный Прокопий Устюжский не всегда выдавал себя за безумца и жил на улице. До принятия на себя добровольного подвига юродства ради Христа, он был знаменитым немецким купцом.

Дело было в XIII веке. Молодой купец, более знакомый с католичеством, чем с Православием, прибл с товаром в Великий Новгород. Здесь его поразило благочестие местных жителей, обилие и богатство церквей и монастырей, красота богослужений и сладкозвучие церковных хоров.

Он уми­лил­ся до глу­би­ны ду­ши, так что не за­хо­тел уже боль­ше воз­вра­щать­ся на ро­ди­ну, принял Пра­во­сла­вие и стал ис­кать че­ло­ве­ка, ко­то­рый бы мог на­учить его дог­ма­там ве­ры и уста­вам Пра­во­слав­ной Церк­ви. Его учителем стал ста­рец Вар­ла­ам Прок­ши­нич из Ху­тын­ского монастыря.

После наставлений подвижника, святой раздал всё своё имущество бедным, а сам стал послушником при обители.

Новгородцы узнали о славном подвижнике и стали во множестве посещать монастырь, чтобы увидеть его. Святой Прокопий стал слышать в свой адрес похвалы и, боясь утратить смирение, бежал из города на восток, где его никто не знал.

Так в Устюге появился блаженный праведник, притворявшийся безумным, сила молитвы и чудеса которого со временем явили его святость и местным жителям.

Похожие статьи