В августе прошлого года епископ Константинопольской православной церкви Варфоломей был избран митрополитом Смирнским. Впервые после почти столетнего перерыва, связанного с геноцидом греческого населения во время греко-турецкой войны 1919-1922 годов, город Смирна (ныне Измир) обрёл главу церкви. До митрополита Варфоломея последним греческим митрополитом Смирны был священномученик Хризостом, национальный герой Греции, замученный при захвате города турками.

Главе русской ассоциации города Измир Андрею Пономарёву удалось неформально побеседовать с иерархом во время встречи на предмет сотрудничества русской диаспоры и Константинопольской православной церкви*.

Митрополит Варфоломей (Самарос). Фото Иоанниса Аманатидиса

— Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, как Вы стали верующим? Какова история вашей семьи?

— Я родился в 1972 году в деревушке Ано-Лехонии близ греческого портового города Волос – жемчужины Фессалии. Город находится на берегу Пагассийского залива у подножия живописной горы Пелион. Семья моя была обычной, небогатой. К сожалению, родители мои уже умерли, но жив брат, который до сих пор живёт в этой местности.

— А кто именно стал для Вас примером и посеял в Вас желание служить Церкви?

— У нас в деревенской церкви служил добрый священник, глядя на которого я задумывался о служении. Вспоминаю и свою учительницу, которая каждое воскресенье водила нас, школьников, на службу. Как-то в Великую Пятницу я три часа стоял в храме и ничего не понимал из того, что происходит, и сказал учительнице об этом. Она ответила, что в храме не всегда обязательно всё понимать, важна сопричастность к происходящему, возможность быть частью общины.

«Когда я учился, мне всегда помогало осознание того, что цель, ради которой я обучаюсь, — великая — спасение своей души и других душ»

Такие моменты подогревали во мне желание идти путём служения Господу. Поэтому после окончания лицея в родном городе я поступил на факультет богословия и философии в Фессалоникийский университет. Когда я учился, мне всегда помогало осознание того, что цель, ради которой я обучаюсь, — великая — спасение своей души и других душ.

Большим примером для меня всегда были подвиги святых. С особым благоговением я относился и отношусь к святому мученику Димитрию Солунскому, жившему и принявшему смерть в Салониках, в 306 году после Р.Х., и Григорию Паламе, служившему там же в 1326 году.

В 23 года меня рукоположили в диаконы Церкви.

В 24 я стал священником в Верийской митрополии, семь лет жил там в монастыре. С 2005 года был назначен на должность младшего секретаря Священного Синода Константинопольского Патриархата и переехал в Константинополь.

— Владыко, что помогает Вам нести служение?

— Огромным плюсом, который даёт церковное служение, является личное общение с верующими людьми, благодаря которому служение нести в разы легче.

Владыка в светском костюме. Фото предоставлено Русской ассоциацией Измира

Сейчас в мире много проблем, возникающих из-за того, что люди забыли Бога и не стремятся узнать Его, жить по Его заповедям. Грех стал узаконенной нормой жизни. Жить без греха для многих сегодня кажется неправильным или даже преступным. И у нас, у Церкви, в мире одна задача – пробудить его, с Божьей помощью. Иногда кажется, что это уже невозможно, что Церковь осталась за бортом современной жизни и никогда не сможет её изменить. Но сила на самом деле есть даже тогда, когда нам кажется, что никаких сил уже нет.

«Позитивный пример изменения духовного курса России не может не радовать«

Хорошей иллюстрацией к этому можно считать ситуацию в России. Пройдя через войны и революции, страна официально отреклась от Бога, от всего своего исторического наследия, прошла времена гонений, когда тысячи священников и верующих мирян были замучены за то, что не отреклись от Христа. Неужели кто-то думал, что Россия вернётся к вере? И вот, теперь мы видим, как русский народ постепенно восстанавливается. Наблюдаем, как Русская Православная Церковь всё больше и больше пользуется доверием и благотворно влияет на нравы в масштабах страны.

Ещё несколько десятков лет назад вряд ли кто-то мог подумать, что президент РФ будет молиться в церкви, причём не только по праздникам, но и постоянно, по мере возможности? Этот позитивный пример изменения духовного курса России не может не радовать.

— А какие мировые проблемы Вас более всего тревожат?

— После развала СССР и падения Варшавского блока мировая система трансформировалась: весь мир был переделан соответственно с желанием победителей в холодной войне. Особенно этот передел коснулся Ближнего Востока. К чему это привело? Страны были разрушены, что повлекло за собой мощное террористическое движение. Миллионы людей вынужденно стали беженцами, а потомки христиан, переживших все войны и нашествия, оказались уничтоженными террористами или бежали, чтобы спасти свои жизни.

Фото предоставлено Русской ассоциацией Измира

И создается впечатление, что мировую общественность ни беженцы, ни массовое уничтожение христиан особо не беспокоят… Это не может не огорчать.

Мы как Церковь постоянно молимся на службах обо всех христианах, чтобы они могли обрести мир и защиту. Я не раз делал заявления в защиту беженцев и христиан на различных международных встречах.

Отрадно то, что несмотря на то, что Ближний Восток пылает в огне войн, у нас, христиан Турции, есть возможность служить сегодня, посещать службы. И эта возможность шире, чем была в прошлых веках. Наша главная задача — духовно окормлять переехавших в Турцию и живущих здесь христиан. Что мы и делаем.

— Владыка Варфоломей, как Вы оцениваете перспективы совместной деятельности русской ассоциации в Измире и Константинопольской православной церкви?

— Полагаю, что наше сотрудничество успешно налажено и будет хорошо развиваться и дальше. Мы уже достигли многого: в первую субботу каждого месяца в измирском храме ведётся литургия на церковнославянском языке, а не на греческом. Проведен детский конкурс «Пасхальное чудо», фестиваль русской диаспоры в Измире «Эгейский Бриз». Впереди у нас новые встречи и новые планы. Благодарю Вас лично и Русскую ассоциацию Измира за вклад в возрождение церкви Ая Фотиния. Уверяю Вас, что все русские христиане в Турции имеют надёжного друга в моём лице.

Андрей Пономарёв

Елена Есаулова 

* В Измире нет храмов, принадлежащих РПЦ, поэтому православные выходцы из России посещают храмы Константинопольской Церкви.

Фото на заставке предоставлено Русской ассоциацией Измира