Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл на исходе 2015 года принял участие в Епархиальном собрании клириков города Москвы.

На собрании столичного духовенства Предстоятель выступил с докладом, затронувшим множество серьезнейших вопросов, требующих повышенного внимания духовенства всей полноты Русской Православной Церкви.

Значимое место в своем докладе Святейший уделил теме пастырского душепопечения: «На прошлых епархиальных собраниях мы говорили о злоупотреблениях со стороны некоторых пастырей их душепопечительскими обязанностями, о недопустимом навязывании пасомым своего мнения по определенным вопросам частной жизни, о нездоровом вмешательстве во внутрисемейные дела».

Предстоятель подчеркнул, что источником этой проблемы являются не только пастырские ошибки отдельных священников, но и неправильное понимание мирянами роли пастыря, значения исповеди и духовного советования.

Так, в качестве панацеи ото всех внутренних и внешних проблем многие миряне стремятся обрести носителей «уникального» духовного опыта в лице насельников известных монастырей, а также различного рода «прозорливых старцев» порой лишь выдающих себя за членов Церкви или запрещенных в священнослужении за совершение канонических проступков, ищут духовного окормления в далеких святых местах (например на Афоне).

«Такие миряне пренебрегают исконным христианским принципом: основное духовное руководство человек должен получать в своей церковной общине, где знают его сильные и слабые стороны, добродетели и грехи», — особо отметил патриарх.

Упомянув, что традиция старчества глубоко укоренена в истории Русской Православной Церкви (вспомним Оптинских подвижников или старцев Глинской пустыни) Его Святейшество подчеркнул: «Но старчество, за исключением особой монастырской практики отношений наставника и будущего монаха, в древности не являлось формой регулярного водительства мирян. К старцам обращались самое большее несколько раз в жизни по ключевым вопросам, определяющим судьбу человека«.

Святейший выразил сожаление, что сегодня многими: «это понимание старчества порой подменяется поисками такого наставника, по мановению которого якобы разрешатся все жизненные и духовные проблемы. Доходит до того, что человек, испросив у, может быть, действительно опытного старца или даже нескольких старцев ряд советов по очень конкретным и иногда представленным под специфическим углом жизненным ситуациям, затем умело подтасовывает эти советы так, что они становятся универсальным средством «оправдания» его поступков».

Таким образом, многие миряне стремятся «обмануть судьбу», устраивая заочный турнир на духоносность между разными опытными монахами (в лучшем случае) или вообще обращаясь к весьма сомнительным «старцам» живущим вдали от какого-либо монастыря, поносящим священноначалие, вещающим о всевозможных «заговорах» и нагнетающим эсхатологические ожидания общества.

По мнению Святейшего Патриарха Кирилла, важно укреплять среди прихожан понимание, что именно приход — это то место, где они не только встречаются в богослужении, молитве и общении, но где, пребывая в едином Теле Христовом, они находятся в особых отношениях со священниками: «Именно на приходских пастырей возложено духовное попечение о прихожанах, причем в разумных пределах, определенных многолетним приходским опытом, в том числе московским. Это духовное попечение включает в себя исповедь, посильные рекомендации, касающиеся борьбы со страстями, ответы на вопросы о вере и нравственности. Такое попечение должен осуществлять приходской священник, и именно он, с помощью Божией, не преступая пределов советования, призван помочь мирянину в разрешении различных недоумений».

Святейший выразил надежду на то, что в будущем духовная жизнь приходов будет развиваться в правильном ключе, а духовное общение станет со стороны пастырей деликатным и смиренным, а со стороны прихожан уважительным и доверительным.