Каждый раз при приближении Нового года, шампанского и салата оливье обостряются споры о церковном календаре.

Люди, отмечающие Рождество по григорианскому календарю, – католики и часть православных – сначала завершают Рождественский пост, потом начинают праздновать Новый год и с чистой совестью вкушать скоромное. Не то русские православные, неловко попавшиеся между двумя календарями. Пока вся страна и весь мир празднуют новый год (по григорианскому календарю), благочестивые христиане либо нарушают пост, либо сурово вкушают капусту, отделяясь от своих не столь благочестивых родных и близких, либо ищут компромиссные варианты, вкушая за праздничным столом какие-нибудь формально постные рыбные блюда.

Надо ли требовать в этой связи изменения календаря? Я не стал бы этого делать. Есть люди, для которых старый, юлианский календарь принципиален. Есть даже старостильные расколы в церквях, которые ввели новый. Но мне календарь как таковой не кажется принципиальным – именно поэтому я не требую его менять. Споры о календаре так же стары, как сама Церковь, и о них упоминает уже святой апостол Павел. Он же и поясняет, как к ним относиться: «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне [равно]. Всякий [поступай] по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает» (Рим. 14: 5, 6)

Люди могут придерживаться разных календарей, и это не стоит делать поводом для конфликтов. Дни – не принципиальный вопрос. Принципиально другое: «поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4: 1-3)

«Правота в том, чтобы в непринципиальных вопросах уступить и смириться»

Для многих моих братьев и сестер вопрос календаря принципиален; для меня нет. Следовательно, мой долг – уступить. Пусть будет юлианский календарь, если вы настаиваете. Если для сохранения единства и мира мне нужно следовать в чем-то неудобному календарю – разве это такая великая жертва? Правота, насколько можно понять Апостола, не в том, чтобы держаться того или иного отсчета дней, а в том, чтобы в непринципиальных вопросах уступить и смириться.

Как и многие люди, работающие в основном дома, я сова. То есть работаю за компьютером по ночам, а днем отсыпаюсь. Это означает, что я иду на Литургию хорошо выспавшимся два раза в году – на Рождество и на Пасху, когда она служится ночью. Остальное время я с немалым трудом и подвигом встаю по будильнику, иду на Литургию, а потом, вернувшись, досыпаю. Мне было бы гораздо удобнее, если бы Литургию каждое воскресенье служили часа в два дня. Стоит ли мне предлагать такую реформу? Скорее, нет. Дело не в том, что девять часов утра – какое-то особенно сакральное время, а вот два часа дня – не сакральное. Дело в том, что любое общее дело – а слово «литургия» буквально значит «общее дело» – требует согласования. Я должен учитывать желания и удобства других.

Большинство церковного народа составляют люди с другим режимом дня, а главное, это люди, регулярно работающие на заводе или в офисе, для которых цикл сна и бодрствования привязан к фиксированным рабочим часам. Я должен приспосабливаться к ним, а не они ко мне.

Возможно, мне было бы удобнее отмечать Рождество 25 декабря по новому стилю, хотя не скажу, что нынешнее положение дел меня сильно утомляет. Но стоит ли это мое удобство того, чтобы менять под него традицию, уже принятую Церковью? В этом случае, как и в других, лучше идти людям навстречу, чем пытаться заставить их идти навстречу мне.

А на Новый год можно просто съесть чего-то постного, но главное – помолиться Богу о благословении на наступающий год.