7. Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание (Господи, дай мне смирение, целомудрие и послушание).

Смирение

Смирение называют величайшим богатством, которым может и должен стремиться обладать каждый верующий человек. Обрести его можно только по мере приближения к Богу и приведения своей жизни в соответствие с Его заповедями. Человек, стяжавший эту добродетель, все свои труды приписывает Богу, а не собственным усилиям. Господь, обращаясь к Своим ученикам, сказал: «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: „Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10).

Отче, – спросил как-то один брат великого старца Антония, – почему ты не отвергаешь хвалы, которые тебе воспевают?

– Потому что мы отвергаем хвалы не из смирения, а чтобы получать их вдвойне, – отвечал ему Антоний Великий.

Смирение, по словам архимандрита Фаддея Витовницкого, открывает перед нами совершенно другое понимание жизни, свободное от законов материального мира: «Мы думаем по-другому. Всё вокруг нас сияет, всё нам мило, всё для нас хорошо, потому что всё это возлюблено Богом. Мы Его творения, и всё, что сотворено, принадлежит Ему. Он сотворил это все ради Себя, чтобы мы были участниками его божественной любви, божественного мира и радости». Только смирение раскрывает нам понимание того, что подлинная любовь к Богу и к ближнему – это любовь, лишенная эгоцентризма и самолюбия.

Молодой послушник, недавно поступивший в монастырь, как-то увидел настоятеля, который, сидя на пороге кельи, чистил свои башмаки.

— Отче, — удивился молодой человек, — вы сами чистите свои башмаки? Но почему?

— С тех пор как меня избрали игуменом, братья не дают мне чистить чужие, — отвечал тот.

Целомудрие

Целомудрие в переводе с греческого означает «благоразумие». В самом глубоком смысле целомудренный человек являет собой цельную и крепкую личность, обращенную во внутреннюю духовную жизнь, свободную от ложных пристрастий и увлечений. Хранение целомудрия продиктовано желанием сохранить в чистоте свое тело, являющееся, по словам апостола Павла, храмом Святого Духа: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3, 16-17).

К деду в деревню приехал внук:
— Дед, всё мне у вас нравится, да только девушки все в длинных юбках, в платках – больно скучно.
Дед вынул из кармана две конфетки. Одна была в фантике, другая без.
— Какую выберешь, внучок?
— В фантике, конечно.
— А почему?
— Она чище.
— Ну вот и с девушками так же.

Целомудрие, по словам преподобного Ефрема Сирина, заключается не только в воздержании от блуда и плотских удовольствий, но также в том, чтобы быть свободным и от других страстей.

Некий человек по имени Фаддей решил доказать своим односельчанам, что может стать великим подвижником. Для этого он удалился в горы и стал в одиночестве изнурять себя постом. Однако через месяц Фаддей вернулся обратно. И когда односельчане спросили, чем он занимался всё это время, он ответил:

– Я убивал, крал, лгал, клеветал на людей, превозносил себя, прелюбодействовал, поджигал дома.
– Как это может быть, если ты был там один?
– Да, телом я был один, но душой и сердцем я все время был среди людей, и чего не мог делать руками, ногами, языком и телом своим, делал мысленно в душе.

Послушание

Послушание называют матерью добродетелей; крыльями, поднимающими нас к Богу. Преподобный Паисий Святогорец говорит, что послушание – это ключ от дверей рая. Но при том условии, что оно является следствием осознанного и добровольного выбора человека, а не простым «солдафонством», то есть вынужденным подчинением и молитвой из-под палки.

Подчинение заключается не во внешнем послушании, а в радостном подчинении своего разума духу старца. Плоды послушания не могут возникнуть из ничего, но представляют собой закономерный результат трудной и кропотливой борьбы со своими страстными желаниями и привязанностями.

Однажды преподобный Иоанн Колов пришёл к своему наставнику. Тот, увидев Иоанна, взял сухое дерево, посадил его в землю и сказал своему ученику:

— Вот тебе послушание: каждый день поливай это дерево до тех пор, пока оно не принесёт плодов.

Иоанн исполнил волю своего учителя и два года поливал посаженное дерево.

На третий год оно ожило и дало свой плод. Тогда старец снял этот плод, принёс его в церковь и сказал братии:

— Придите и вкусите этот плод послушания.

8. Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость (Господи, дай мне терпение, великодушие и кротость).

Терпение

Терпение – добродетель, которую очень тяжело стяжать в этом быстро меняющемся мире, мире, полном искушений, соблазнов, испытаний, проблем. Старец Паисий Святогорец говорит, что терпение, если человек его проявляет, ставит всё на свои места. Именно отсутствие терпения превращает нашу жизнь в муку и лишает нас покоя, а его недостаток свидетельствует об отсутствии в нас надежды на Бога.

– Батюшка, прямо не знаю, что и делать? Сколько молюсь о своем сыне, а он как был неверующим, так и остался…

– Дочь моя, а ты с терпением молилась?

– Ну, конечно же!

– А теперь молись с долготерпением!

Терпение не только является самым сильным лекарством от различных бед, но и служит надежной опорой для остальных добродетелей. Только терпеливый достигает всякой добродетели, только терпеливый способен погасить пламень любой ссоры и не дать разгореться костру вражды и ненависти:

«Долготерпение — прекрасный дар, потому что изгоняет вспыльчивость, гнев и презрительность, приводит же душу в мирное состояние» (прп. Ефрем Сирин).

Одна скандальная женщина испытывала сильную неприязнь к своему соседу. Она использовала любой повод, чтобы поругаться с ним. Как-то раз, из-за какого-то пустяка, она подняла шум и так кричала, что ее слышала вся улица.

Иногда она отпускала оскорбительные словечки в адрес соседа, но тот молча ходил по своему двору, занимаясь насущными делами. Все вокруг поражались его терпению:

— Как ты можешь всё это так спокойно переносить? — спрашивали его.

— Ничего, — отвечал невозмутимый сосед, — выговорится человек и успокоится.

Великодушие

Великодушие – состояние человеческой души, которое включает в себя такие качества, как: кротость, милосердие, сострадание, терпение, бескорыстие, благородство, любовь. Христианское великодушие не ограничивается рамками человеческого понимания сострадания и справедливости, так как не делит людей на своих и чужих, на тех, кто достоин и кто недостоин нашего сочувствия. Оно не рассуждает, оно мгновенно действует, стараясь не упустить данную Богом возможность проявить себя, пусть даже ценой собственного покоя и благополучия.

В городе Александрии жил богатый и великодушный торговец по имени Александр. Он имел обыкновение ежемесячно раздавать щедрую милостыню старцам и нищим. Но вот однажды его постигло несчастие. Злые люди оклеветали Александра, и он из-за ложного доноса потерял всё свое имущество.

Нищелюбец из богача сделался бедным, а дьявол возрадовался тому, что ему нечем будет творить милостыню. Но друг нищих и в бедности не переставал ежемесячно из последнего помогать им. Так прошёл месяц, прошёл другой, наступил третий. Нищие опять пришли и сказали рабу милостивца:

— Скажи своему господину, чтобы оделил нас милостынею и сегодня, как прежде.

Раб пошёл и сказал, да ещё и от себя прибавил:

— Что ты раздаёшь последнее, чем ты будешь жить?

Господин отвечал:

— Ведь если не поможем им, гнев Господень постигнет нас, и потому, пока живы, разделим с ними и последнюю копейку.

Господь вскоре призрел на Своего раба и избавил торговца, ради милости его, от несправедливых страданий. Александру были возвращены все его имения, а враги, оклеветавшие и разорившие его, были строго наказаны.

Кротость

Кротость – состояние души, свободной от таких движений, как ненависть, гнев, осуждение и злопамятство. Кроткий человек – это человек, преданный Богу и находящий в Нем себе утешение в минуты испытаний и бесчестия. Данная добродетель приучает, утверждает и помогает христианину возрастать в терпении и любви. Преподобный Ефрем Сирин, говоря о кротости, пишет:

«Кроткий, если и обижен – радуется; если и оскорблен – благодарит; гневных – укрощает любовью; принимая удары – не мятётся; когда с ним ссорятся – спокоен; когда (его) подчиняют – веселится… в унижениях радуется, заслугами не кичится, со всеми мирен… чужд лукавства, не знает зависти».

Некий старец сказал: если кто будет помнить об оскорбившем, или порицающем, или причиняющем вред ему; тот должен помнить о нем как о враче, посланном от Христа, и должен считать его за благодетеля; а оскорбляться сим есть признак болящей души. Ибо если бы ты не был болен, то не страдал бы.

Ты должен радоваться о таком брате, потому что чрез него узнаешь болезнь свою, должен молиться за него и принимать от него всё как целительное лекарство, посланное от Господа. Если же ты оскорбляешься против него, то с силою говоришь Христу: не хочу принимать врачеваний Твоих, а хочу гнить в ранах моих.

9. Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое (Господи, насади во мне корень добра – страх пред Тобою в сердце моем).

Нечистые помыслы, по словам аввы Фаласия, тают от страха Божия, как воск от лица огня. Страх Божий является надежным средством борьбы со страстями и любыми греховными побуждениями, так как постоянное памятование об адских муках, ожидающих нераскаявшихся грешников, побуждает нас не поддаваться сиюминутным соблазнам и искушениям.

«Всегда должно иметь пред очами страх Божий, и все самые неистовые страсти умолкнут. Живя без страха, нельзя совершить ничего благородного и удивительного» (св. Иоанн Златоуст).

Когда настало для аввы Арсения время кончины, братья, бывшие при нем, увидели, что он плачет.

Тогда они спросили старца:

— Отче! Неужели и ты боишься?

Он ответил им:

— Да, боюсь! Страх, ощущаемый мною теперь, пребывал со мною с того времени, как я стал монахом.

Чувство страха перед Богом как перед Судьей, знающим все неприглядные стороны нашей жизни, должно постепенно переходить на новый, более совершенный уровень. Этот уровень страха Божия уже должен опираться не на страх перед наказанием, а на любовь к Богу:

«Как невозможно переплыть большое море без корабля и ладьи, так никто не может без страха достигнуть любви» (прп. Исаак Сирин).

Именно любовь к Богу является в данном случае той движущей силой, которая не позволяет ничему нечистому найти себе место в нас. Любой грех, даже самый незначительный, воспринимается теперь в качестве реальной возможности потери Божиего присутствия в нашей жизни, Его благословения и поддержки.

10. Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою (Господи, удостой меня любить Тебя от всей души моей и помышления и исполнять во всём волю Твою).

Господь на вопрос о том, какая заповедь наибольшая в законе, ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Лк. 22, 34-40). Любовь к Богу невозможно описать словами, так как любые, даже самые пышные и изысканные обороты речи, не способны продемонстрировать ее наличие в нас так ярко, как реальные дела и поступки.

Святой Иоанн Златоуст учит, что Бог требует от нас любви, являемой прежде всего в делах:

«Говорить, что мы любим, но не делать того, что свойственно любящим, – это смешно не только в отношении к Богу, но и к людям».

Лучшее доказательство любви к Богу – соблюдение Его заповедей и жизнь, соответствующая евангельскому учению. Один из основополагающих критериев наличия в нас любви к Богу – это отношение к нашим ближним: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20).

Один человек пришел к старцу и сказал:

– Я хочу найти путь к Богу. Помоги мне!

Тот внимательно посмотрел на него и спросил:

– Скажи мне сначала, любил ли ты кого-нибудь?

Гость ответил:

– Я не интересуюсь мирскими делами, любовью и прочим. Я хочу прийти к Богу!

– Подумай еще раз, пожалуйста, любил ли ты в своей жизни женщину, ребенка или хотя бы кого-нибудь?

– Я ведь уже сказал тебе, что я не обычный мирянин, а человек, желающий познать Бога. Все остальное меня не интересует.

Старец с печалью ответил:

– Тогда это невозможно. Сначала тебе следует познать, как это – действительно по-настоящему полюбить кого-нибудь. Это и будет первая ступенька к Богу. Ты спрашиваешь меня про последнюю ступеньку, а сам еще не ступил на первую.

11. Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи (Господи, защити меня от злых людей, и бесов, и страстей, и от всякого неподобающего дела).

Нам, чтобы познать собственную слабость и немощность, достаточно столкнуться с малейшим недомоганием, житейской проблемой или несправедливым, как зачастую нам кажется, отношением окружающих. Ежедневно сталкиваясь с подобными проблемами, мы должны помнить всегда о том, что у нас есть Высший Помощник, противостоять Которому не в состоянии ни люди, уклонившиеся от правого пути, ни бесы, разжигающие в нас различные страсти и пороки.

Всё зло мира, даже если оно в одночасье обрушится на нас, не сможет причинить нам никакого вреда, если мы не будем унывать, но будем уповать на Бога. «От тебя всякая сила, – говорит о Боге преподобный Исаак Сирин, – Тобой побеждают доблестные. Ты возводишь их на высоту доброй жизни. Твоя любовь укрепляет немощных и робких. И мое время, Господи, не проходит бесполезно».

Как-то один старец-отшельник заболел. Он не имел при себе никого, кто бы послужил ему, и потому вставал с одра и употреблял в пищу то, что мог найти в своей келье. Так прошло много дней, и никто за это время не посетил его.

По прошествии тридцати дней Господь послал Своего Ангела для служения старцу. Так прошло еще семь дней. Тогда вспомнили о нем отцы и сказали: «Пойдем навестим старца, может быть, он болен». Они пришли и постучали в дверь, в это время Ангел отступил от больного. Старец же закричал: «Братия, уходите отсюда». Тогда братия сняли двери с петель, вошли и спросили: «Почему ты кричал?» Отшельник отвечал: «Тридцать дней я томился в болезни, и никто не посетил меня. Вот уже семь дней, как прислуживает мне Ангел, посланный Господом, а когда вы пришли — он покинул меня». Сказав это, отшельник мирно отошел ко Господу. Братия удивились и прославили Бога, говоря: «Господь не оставляет уповающих на Него».

12. Господи, веси, яко твориши, якоже Ты волиши, да будет воля Твоя и во мне грешнем, яко благословен еси во веки. Аминь. (Господи, Ты знаешь, что Ты можешь сделать то, чего пожелаешь – да будет воля Твоя и надо мною, грешным, ибо Ты благословен во веки. Аминь).

Молитва святого Иоанна Златоуста по числу часов в сутках завершается словами, выражающими нашу готовность во всем следовать воле Божией, ведущей нас по пути спасения. По словам преподобного Паисия Святогорца, человек, сумевший полностью довериться Богу, живет по Его плану. Именно наша «самость», по мнению старца, отбрасывает нас назад и не позволяет духовно продвигаться вперед, так как мешает действию Божественного милосердия:

«Мы не понимаем, до какой степени Господь могуществен и милостив. Мы не позволяем Ему быть Господином над нами, вершить все наши дела, и оттого мучимся».

Шел по лесу старый лесник. Шел – чуть не плакал. И то у него в жизни не так, и это не эдак, а ведь старается, всю жизнь работает не покладая рук. А в итоге сплошные болезни и скорби!

Хотел было уже обратиться к Богу и спросить – за что Он его так? Да вдруг видит – дятел на дереве. Сидит, стучит своим острым клювом по стволу – только дробь на весь лес идет.

– Слушай! – взмолилось дерево. – Больно ведь! Хватит!
– Если я улечу, – возразил дятел, – то тебя источат личинки, которых я вынимаю, и ты погибнешь. Так что уж потерпи! Я ведь тебя лечу!

Услышал это лесник, улыбнулся. И не стал обращаться к Богу с вопросом, почему ему так больно живется.

За что, он и сам знал, – за грехи. А для чего – только теперь понял. Для его же блага.