Вся жизнь Господа Иисуса Христа – путь к Крестной смерти. И как сегодня напомнил нам апостол Павел в послании к евреям, Христос принес Себя в жертву, чтобы «подъять грехи многих» (Евр. 9, 28).
17 апреля 2016 года, в Неделю 5-ю Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы слышали чтение из Евангелия от Марка о том, как Господь наш Иисус Христос вместе со Своими учениками восходил в Иерусалим, чтобы там принести Себя в жертву для спасения мира.
Евангелисты говорят именно о восхождении в Иерусалим, по той причине, что этот святой город находился на возвышенности и путь туда для всякого паломника был постепенным восхождением. Но евангелист Марк обращает внимание на одну деталь, о которой не упоминают другие евангелисты: когда Господь Иисус Христос совершал Свое последнее паломничество в Иерусалим, Он шел впереди Своих учеников, а те «ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (Мк. 10, 32).
Иисус и ученики обычно всегда шли все вместе. В пути они часто общались – Христос что-то говорил им или они о чем-то спрашивали Его. Но в этот раз они отстали от Него, и Спаситель, вопреки обыкновению, вышел вперед и шел в одиночестве, зная, что идет на смерть ради нашего спасения. Он знал, что такова воля Его Небесного Отца, которую Ему надлежит исполнить, и, восходя из Галилеи в Иерусалим, Господь повторяет Своим ученикам то, что уже много раз говорил им: Он будет предан в руки человеческие и убит, а затем в третий день воскреснет. Но ученики остаются глухи к Его словам, ибо их ум не может вместить смысл сказанного. Они предчувствуют, что на пути в Иерусалим их ожидает что-то нехорошее, ощущая некую развязку – именно поэтому они и отстают от своего Учителя и не хотят идти рядом с Ним.
На пути в Иерусалим, ожидая, что Христос пойдет на царство, а не на смерть, хотя они многократно слышали, что Ему надлежит пострадать и умереть, двое из двенадцати учеников – Иаков и Иоанн – подходят к Нему с просьбой: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк. 10, 37). Другой евангелист – Матфей – сказывает, что это мама Иакова и Иоанна приступила к Иисусу и попросила о своих сыновьях (Мф.20, 20). У Марка же они сами подходят и просят восседания по правую и левую руку Христа. Они много раз слышали от Него о Царстве Божием, но при этом полагали, что Царство Небесное открыто для всех, что в нем двенадцать учеников воссядут рядом со Своим Учителем, как и Он Сам им предсказывал: «В пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19, 28).
Эти слова врезались им в память и о такой славе они думали, совсем не предполагая, что путь к ней лежит через страдание и смерть. Господь же говорит им совсем о другом: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его» (Мк. 10, 33-34). Но Иаков и Иоанн не слышат этих слов, думая только о славе, в которой они могли бы воссесть рядом с Учителем. И тогда Господь задает им вопрос: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк. 10, 38). Не уразумев Его слов, ученики с готовностью дают обещание, отвечая: «Можем» (Мк. 10, 39), – думая, что Он говорит о чаше чувственной и о том крещении, которое было у иудеев. Но Господь чашею и крещением называет Крест, и об этой чаше Он будет молиться в Гефсиманском саду: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39). Это чаша страданий и это крещение кровью. Ученики, рассуждая по-человечески, еще не могут знать об этом. Но скоро им предстоит увидеть, как их Учитель будет предан в руки язычников, как поругаются над Ним, а затем убьют. И не будучи к этому готовы – ни морально, ни душевно, ни духовно – ученики Спасителя в страхе разбегутся, ибо не смогут понять сам смысл происходящего. И даже потом, по Его воскресении, когда женщины сообщат им эту радостную весть, первой их реакцией будет недоверие – они станут сомневаться, может ли это быть правдой и как это все могло произойти.
Вся жизнь Господа Иисуса Христа – путь к Крестной смерти. И как сегодня напомнил нам апостол Павел в послании к евреям, Христос принес Себя в жертву, чтобы «подъять грехи многих» (Евр. 9, 28).
На Пасху в Иерусалим стекалось множество паломников, и за благополучное путешествие в святой город люди приносили благодарственную жертву: приводили с собой из разных уголков Палестины жертвенных животных или покупали их уже на месте, в Иерусалиме. Весь огромный двор иерусалимского храма был залит кровью этих животных, а если совершали жертву всесожжения, то запах гари разносился по всему городу, и дым, словно облако, стоял над всем Иерусалимом. Но ни одна из этих жертв не могла спасти человека от его грехов, ни один из этих козлов или овнов не мог стать искуплением за человека.
Господь Иисус Христос, принеся Себя в жертву один раз за всех, искупил человечество от вечной смерти, омыл людей от их грехов Своей Кровью и открыл им путь к вечной жизни и к Царству Небесному. И в этом Царстве, действительно, двенадцать Его учеников, за исключением одного предателя, воссели на двенадцать престолов, чтобы судить двенадцать колен Израилевых. В этом Царстве Сам Господь пребывает со Своими учениками – со всеми, кто за Ним последовал, кто Его любил, старался следовать Его Божественным заповедям и воплощать Его учение в своей жизни.
Готовясь к Страстной седмице, которая наступит через неделю, – когда день за днем мы будем вспоминать последние дни земной жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, – постараемся еще раз осознать смысл великой искупительной Крестной Жертвы, ведь именно через нее было совершено спасение рода человеческого.
В течение Великого поста за богослужениями прочитываются все четыре Евангелия. Те из нас, кто не может быть на каждом богослужении, читают Евангелие дома. Постараемся до начала Страстной седмицы еще раз перечитать евангельскую историю Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, чтобы осознать все величие Божией любви и значение Жертвы, принесенной за всех и за каждого из нас. И будем просить Господа, чтобы Он помог нам пережить эти дни Страстной седмицы и в радости духовной встретить день светлого Христова Воскресения. Аминь».