В этой статье мы расскажем об одной из личностей, которую представляет нам Страстная неделя. Этот человек не жил во времена Христа и не сыграл никакой роли – ни положительной, ни отрицательной – в Его драме.

Он жил примерно за 1800 лет до Христа. Но, несмотря на это, именно его личности посвящен сегодняшний вечер. Какое же отношение может иметь к Христу человек, живший за много веков до Его прихода? И какое отношение он имеет сегодня к нам?

Эта личность связана и со Христом, и с нами, поскольку она представляет собой определенный тип. Сегодня слово “тип” имеет как положительный, так и негативный смысл. “Этот тип”, – говорим мы о своенравном, странном человеке. Однако в древности это слово употреблялось исключительно в положительном смысле. В частности, в Ветхом Завете оно обладает сначала пророческим, а впоследствии и назидательным значением.

Пророческий его смысл заключается в том, что Иосиф – прототип Христа. Иными словами, этот ветхозаветный персонаж является прообразом, предвестником и символом Христа. И хотя он жил за много веков до Христа, многие моменты его жизни стали прообразами жизни Иисуса. Таким образом, в Ветхом Завете мы имеем прототипы Христа, Богородицы, Креста, Церкви и многие другие.

Личность, о которой нам напоминает сегодняшняя вечерняя служба, – один из самых очевидных и ясных прообразов Христа. Этот человек – Иосиф Прекрасный.

Многие ветхозаветные личности являются прообразами Иисуса Христа, такие как Адам, Авель, Исаак, Давид и др. Но тот, кто в большей степени отражает и предвещает многие жизненные вехи Христа, – это Иосиф, один из двенадцати сыновей патриарха Иакова.

В первом своем значении этот образ пророческий, а во втором – назидательный. Пророческий – в отношении Христа, назидательный – для нас. В отношении Христа Иосиф – прообраз, а для нас – образец. Для Него он – светлое провозвещение, для нас – светлый символ. Таким представляет его сегодняшнее богослужение. Наша Церковь установила, дабы нынешним вечером, в начале Страстной Недели, образ Иосифа был показан нам во всей его светлости. Поскольку он, с одной стороны, предвещает Христа и Его Страсти, а с другой – дает нам прекрасный пример подготовки к предстоящим святым дням.

iospagkl2

Почему Иосиф – образ и тип Христа?

1. Иосиф был дорогим сыном, самым любимым ребенком Иакова. Его он любил больше других своих детей, и Иосиф был этого достоин. Именно ему Иаков подарил удивительное украшение – разноцветную ризу: “Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих <…> и сделал ему разноцветную одежду” (Быт. 37:3). Возлюбленным Сыном был и Христос. Возлюбленный Сын Небесного Отца. Потому и был слышен Его глас во время Крещения и Преображения: “Сей есть Сын Мой возлюбленный” (Мф.3:17). И Христос как единородный Сын Отца имел удивительное украшение – ризу Божественности. Христос есть единородный Сын и Слово Божье, истинный Бог.

2. Иосифу завидовали его братья. Им было не под силу вынести его превосходство и радоваться радостям своего брата. То же самое случилось и с Христом. Его ненавидели и Ему завидовали “люди Божьи”, первосвященники и фарисеи. Пилат “знал, что первосвященники предали Его из зависти”. Зависть – это наша первичная и врожденная страсть. За ней следуют ненависть, злоба, коварные планы, христоубийственные действия. Первосвященники не смогли видеть величие Христа и ощутить то влияние, которое Он оказывал на народ.

3. Братья хотят убить невинного Иосифа. Тайно сговорившись, они решили: “Пойдем теперь, и убьем его” (Быт. 37:20). Так же произошло и в случае Иисуса: заговоры, тайные собрания, где первосвященники обдумывали, как им уничтожить этого опасного для себя Учителя. «И положили в совете взять Иисуса хитростью и убить» (Мф. 26:4). Властители Израиля, первосвященники, книжники, фарисеи договариваются, как им схватить и убить Иисуса – своего избранного брата. “Пойдем теперь, и убьем его” братьев Иосифа слышится и в притче о злых виноградарях, являющейся очевидным символом решения Иудеев об убийстве Сына Царя, Иисуса.

4. Братья продали Иосифа за 20 монет: «Продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребреников» (Быт. 37:28). Тот брат, который предложил поступить таким образом, звался Иудой. Здесь предвосхищается ситуация предательства Христа, где инициатором самой несправедливой и бесчестной сделки стал Иуда, продавший Христа за тридцать сребреников.

5. Иосиф пострадал как от рук своих братьев, так и от рук чужеземцев – египтян. Братья бросили его в глубокую яму на съедение зверям. Египтяне бросили его в темницу, как преступника, хотя он был невиновен. Невинный и чистый Иосиф стал жертвой клеветы. Подобным образом страдал и терпел Христос. Братья Иудеи обрекли его на пытки и мучения. Но и чужеземцы римляне, которым предали Иисуса иудеи, мучили его. Его заключили под стражу, повели на суд, как злодея, осудили, как преступника, и, в конце концов, казнили на кресте.

6. Однако Иосиф не навсегда остался униженным. От унижения ямы и тюрьмы он пришел к славе. Фараон воздвиг его из глубин темницы и сделал наместником: “Я поставляю тебя над всею землею Египетскою” (Быт. 41:41). Это прообраз славного Воскресения Христа. Христос был брошен в яму смерти и гроба. Но Он недолго оставался там, воскреснув на третий день. После страстей – слава. После Креста – Воскресение.

7. И последнее предзнаменование. Иосиф, будучи наместником Египта во времена голода, открыл зернохранилища, поделился пшеницей и накормил своих голодных братьев. Дарителем зерна стал и Христос. Зернохранилища его неиссякаемы. Он всегда готов дарить и отдавать Себя: кормить Своим святым хлебом, поить Своей честной кровью. Питать Святым Причастием.

Среди всех подробностей жизни Иосифа сегодняшнее богослужение особенно акцентирует внимание лишь на одной: эпизоду с грешной женщиной, распутной супругой Потифара. Жена-блудница встает на пути чистого и непорочного юноши Иосифа. Всякий раз женщина появляется в жизни чистого и незапятнанного юноши. Женщиной-орудием добра является Богородица. Женщиной-орудием зла – Ева, равно как и вторая Ева, как именует один из тропарей жену Потифара: “Вторую Еву в египтянке обретя, старался змий ее речами льстивыми соблазнить Иосифа”. Нужно быть начеку с лукавыми и распутными людьми, имеющими цель ввергнуть нас в грех.

Однако Иосиф не поддался на вызывающие намеки этой порочной женщины: «Египтяныни бо тогда сластем не поработав». Иосиф стал рабом лишь телом и только телесно был заключен в темницу. Душой он не сделался рабом, оставшись непорабощенным. Такими нас хочет видеть и Христос – свободными от всякого искушения. Свободная юность нашей молодежи. Свободные души каждого из нас. Свободный человек не поддается порочным соблазнам этого мира. Что же он делает? Он поступает так же, как Иосиф. Молниеносная мысль: меня видит Бог, как я смею поступить так, как хочет эта распутная женщина? Молниеносное действие: он тотчас убегает. “Оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон” (Быт. 39:12). Эта мысль и этот поступок Иосифа – единственное, что может спасти в момент сильного искушения – бури лукавого. Мысль о том, что тебя видит Бог. И действие – героическое бегство, уход от сетей греха, спасительный прыжок.

Иосиф сияет. Он прекрасен, блистает непорочностью, светится добродетелью. Он – пример для каждого юноши и девушки, для любого христианина. Чистейшая душа. Неожиданное благоразумие в час искушения. Великая цель – чистота. Непорочная душа.

Сравните этого юношу с большинством молодых людей нашего времени. Прискорбно видеть детей, мальчиков, которые на определенном этапе своей жизни встретили такую “египтянку”, “Потифару”, женщину, улыбнувшуюся им и прельстившую их. Задумайтесь о юношах, на которых нападает стремительное искушение, насилует, в полном смысле слова, их чувства, охватывает их и приводит к греховным и порочным действиям. Скорбите о девушках, которых соблазнили развратники, погубив их и сделав несчастными жертвами зла. Но помните и о тех юношах и девушках, которые в наши дни с благодатью Божьей следуют по стопам Иосифа Прекрасного, оставаясь чистыми лилиями, белыми, словно снег. Боритесь, чтобы вновь возобладало целомудрие. Мир наполнился вызывающими соблазнами. Пришел час противостоять напору зла.

Архимандрит Даниил Аэракис.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.