Православный самурай Павел Савабэ


Ямамото Кодзума происходил из древнего самурайского рода. Когда с другими самураями он находился в столице Эдо, где совершенствовался в искусстве владения мечом, однажды ночью, возвращаясь к себе, он случайно столкнулся с прохожим, который выронил коробку и убежал. Кодзума подобрал ее и принес своим товарищам.


Просмотров публикации 715

Оказалось, что в ней были золотые часы, сделанные в Европе, и принадлежащие известному вельможе. Молодому самураю грозил суд за якобы совершенную кражу. Учитель фехтования сильно рассердился на Кодзуму, якобы опозорившему самурайскую честь и потребовал, чтобы тот совершил харакири. Его кузен Сакамото Рёма, впоследствии ставший национальным героем Японии, помог ему тайно бежать.

Добравшись до города Хакодатэ, Кодзума женился на дочери синтоистского жреца Савабэ, был усыновлен своим тестем и сменил имя. После смерти тестя в наследство ему перешел сан священника в синтоистском храме. Там же Савабэ проникся идеологией «Сонно Дзёи» и возглавил группу борцов за возвращение императору власти и требовавшую выдворения из Японии всех иностранцев. Особенно неприязненно он относился к духовенству, так как был убеждён, что религия — это то, чем иностранцы собираются сокрушить японский дух изнутри. И потому священников надо уничтожать в первую очередь. Его будущий наставник святитель Николай (Касаткин) так охарактеризовал тот период его жизни:

«Будучи жрецом древнейшей в городе кумирни, он пользовался уважением народа, получая значительные доходы и зная только довольство и счастье. В семействе у него была прекрасная молодая жена, маленький сын и мать жены. Горд он был своим отечеством, верой своих предков, а потому презирал иностранцев, ненавидел их веру, о которой имел самые неосновательные понятия.»

Будучи учителем фехтования русских дипломатов, Такуме часто посещал российское консульство, где он и повстречал своего будущего духовного отца и наставника. В 1865 года вооружённый мечом Савабэ Такума пришел к святителю, намереваясь убить. Святитель спросил его, почему Савабэ гневается на него, на что тот ответил: «Вы пришли сюда, чтобы погубить нашу страну». На что получил ответ: «справедливо ли осуждать то, чего ты не знаешь? Позволь мне рассказать тебе о нашей вере». Савабэ заинтересовался услышанным и с того дня начал изучать христианское учение. Святитель был глубоко тронут рвением, которое Савабэ проявлял в изучении православия, и писал:

«Ходит ко мне один жрец древней японской религии изучать нашу веру. Если он не охладеет или не погибнет (от смертной казни за принятие христианства), то от него можно ждать многого.

В апреле 1868 года святитель Николай тайно крестил Такума Савабэ и двух его друзей-самураев в православной вере. Такума Савабэ получил христианское имя Павел.

За православную веру он много претерпел, его оскорбляли и арестовывали, заставляя отречься от веры во Христа, но он остался непоколебим. В 1875 году епископ Восточносибирский Павел прибыл в Хакодатэ для совершения первой хиротонии на японской земле. Павел Савабэ стал первым православным священником среди японцев, а его друг-самурай Иоанн Сакаи – диаконом. Во многом благодаря отцу Павлу Савабэ в последующие десятилетия Церковь в Японии активно разрасталась и укреплялась. Отец Павел пережил своего учителя святителя Николая на один год и скончался в 1913 году, став живой легендой православной Японии.

На основе материала Дениса Ахалашвили

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)66