Удобно прошедший через игольные уши: История жизни иеросхимонаха Иеронима (Соломенцева), духовника Русского Афона


«Это был не только инок высокой жизни, это был человек более чем замечательный. Не мне признавать его святым — это […]


Просмотров публикации 2 729

«Это был не только инок высокой жизни, это был человек более чем замечательный. Не мне признавать его святым — это право Церкви, а не частного лица, но я назову его прямо великим: человек с великой душою и необычайным умом», — писал о своём духовном отце иеросхимонахе Иерониме русский религиозный философ Константин Леонтьев.

28 июня 1805 года в благочестивой купеческой семье Соломенцевых, живших в Старом Осколе, родился сын Иоанн — будущий великий афонский подвижник и духовник русского Свято-Пантелеимонова монастыря («Русика») на Святой Горе.

Как и многие древние святые, юный Иван с детства имел особую склонность к духовной жизни. Что не удивительно, ведь купеческий род Соломенцевых основателем своим имел священнослужителя и, кроме того, к моменту рождения Иоанна уже дал Церкви 15 иноков.

Вот и Иван с детства был совершенно равнодушен к богатству и имел особую тягу к духовной жизни. По свидетельству одного из родственников, мальчик всячески избегал светских развлечений и с 12 лет навсегда отказался от мясной пищи.

Всего в семье росло пятеро детей: четыре сына и одна дочь. Все в этой семье любили храм Божий и усердно посещали церковные службы. Из пятерых детей Соломенцовых трое приняли монашеский постриг, двое возглавили монашеские обители.

Сын не делал тайны из своих наклонностей, а родители благосклонно смотрели на его выбор и 25 лет от роду он покинул отчий дом и отправился в паломничество по монастырям вместе с другом Н.А. Гончаровым.

С 1831 по 1834 годы продолжались их поездки по монастырям, в ходе которых они имели возможность познакомиться с укладом жизни в нескольких древних обителях. В их числе были Дивногорский в честь Успения Пресвятой Богородицы, Знаменский Хотмыжский и Толшевский в честь Преображения Господня монастыри.

Перед отъездом из последнего воронежский юродивый, имя которого осталось неизвестным, предсказал Соломенцову пастырство: «Приедешь на Афон да свой улей заведешь и будешь рои отпускать», а Гончарову — схиму и скорую кончину.

Так и случилось: в 1836 году друзья приехали на Афон, где Гончаров вскоре умер, приняв схиму с именем Никодим в монастыре Ставроникита, а Иван Соломенцев в том же монастыре был пострижен в монашество с именем Иоанникий и нашёл себе замечательного духовника в лице знаменитого иеросхимонаха Арсения Афонского.

Монах Иоанникий быстро возрастал духовно. По благословению старца Арсения он вскоре после пострижения принял двух учеников, вместе с которыми совершал уставные богослужения суточного круга (кроме литургии), работал в саду и каждый месяц по седмице постился, исповедовался и причащался у отца Арсения.

От духовного отца молодой монах воспринял опыт молитвы Иисусовой. В 1838 г. инок Иоанникий совершил паломничество во Святой град Иерусалим.

Наконец, по настоятельной просьбе схиархимандрита Герасима Афонского и всей братии Русика, с благословения духовника, монах Иоанникий перешёл в Свято-Пантелеимонов монастырь. Отец Арсений благословил Иоанникия «идти в общежитие… спасать многих» и предсказал, что в Пантелеимоновом монастыре через него «Бог хощет сотворити нечто дивное». Это случилось 20 октября 1840 года.

Положение Русика в те годы было более чем плачевным: обветшалые здания храмов и келлий, огромные долги более чем в 100 000 рублей, раздоры между двумя партиями насельников обители — «греками» и «русскими», да и само количество монашествующих, сократившееся к приходу Иоанникия до 10 человек.

В первый же год своего пребывания в обители, Иоанникий был рукоположен во диакона, а затем и во иерея гостившем на Святой Горе Адрианопольским митрополитом Григорием, а в 1841 году принял схиму в честь преподобного Иеронима Стридонского, что опять оказалось проявлением Божественного промысла, так как иеросхимонах Иероним впоследствии оказался просветителем под стать своему небесному покровителю.

В том же 1841 году иеросхимонах Иероним был назначен духовником братии Свято-Пантелеимонова монастыря, а перед смертью и отец Арсений Афонский передал ему своих духовных детей. Периодически он, по благословению афонских старцев, «удалялся на безмолвие» в монастырские келлии, чтобы отдохнуть от общения с паломниками и помолиться.

Духовные дарования старца Иеронима, справедливое отношение ко всем приходящим, искренность и доброжелательность в общении, со временем привлекли к нему многих святогорцев из других монастырей и тысячи православных паломников.

Он подражал Спасителю и всячески избегал человекоугодия, богатства и славы мира говоря: «Нужно отстранить от себя малодушие и вредное человекоугодие и возвыситься духом над всем мелочным и грязными расчетами мира».

В 1851 г. в монастырьрь прибыл М. И. Сушкин (будущий игумен Макарий), о котором столь долго молились отец Иероним с братией, желавшие возрождения обители. Впервые встретив его, подвижник сказал: «Вот тот человек, которого мы просили у Господа».

Отец Макарий и старец Иероним разделили труды по восстановлению монастыря. Их совместными усилиями к 1885 году число насельников увеличилось до 800, а обитель рассчиталась со старыми долгами и была отстроена и благоукрашена.

Старец привлек к восстановлению Русика множество благотворителей: были сооружены братский корпус, 2 собора для братии — свт. Митрофана Воронежского (1846) и Покрова Пресв. Богородицы с приделом св. Александра Невского (1853, 1868), братская (1863) и странноприимная (1873) больницы, а также освящены 10 восстановленных и новых малых храмов, расширена и расписана трапезная, украшен главный вход в монастырь (1862), отштукатурен, расписан и оснащён иконостасом собор вмч. Пантелеимона(1850).

Трудами игумена и духовника были восстановлены 11 принадлежавших монастырю келлий и построены 3 новые. Всего за период жизни старца Иеронима в монастыре и за его пределами было восстановлено либо построено около 60 принадлежавших монастырю храмов, включая скитские.

Кроме того, в обители были сооружены различные хозяйственные корпуса, цехаи  мастерские, а территория монастыря увеличилась более чем в 2 раза.

Духовник обители стремился объединить иноков в братской любви и убеждал обе монастырские «партии» оставить национальные распри. Уважая греков как главных хранителей и ревностных исполнителей афонской традиции, отец Иероним отстаивал право иноков других национальностей подвизаться на Святой Горе и защищал их от крайних проявлений национализма.

В 1874-1875 годах разногласия в братии были вынесены в Протат (афонский орган самоуправления) и на суд Константинопольского патриарха Иоакима II и, благодаря мудрости и активной деятельности рачительного духовника, закончились водворением в обители прочного мира.

Укрепляя уклад обители, старец Иероним к 1881 году составил первый в истории обители письменный общежительный «Устав Русского на Афоне св. вмч. и целителя Пантелеимона общежительного монастыря». Устав, на основе афонской традиции, регламентировал все стороны монастырской жизни. А в 1882 году духовник Русика составил духовное завещание, в котором призвал насельников твёрдо блюсти общежительные правила: старческое руководство, повиновение игумену, братолюбие, а также поминовение имен благотворителей монастыря.

Блаженный Иероним Стридонский переводил на латынь Библию. Под руководством старца Иеронима Русик также стал мощнейшим источником просвещения: в библиотеке обители были собраны богатые рукописные и книжные фонды, а при обители открыты иконописная школа, первая на Святой Горе типография и даже литографическая и фотографическая мастерские.

Старец поспособствовал и в ещё одном значимом начинании русских монахов. По его благословению и при значительной помощи Русика в Сухумском отделе Закавказского края был основан Новоафонский мужской монастырь во имя святого апостола Симона Кананита (1875).

Русик приобрёл множество подворий в Греции и России. В Москве святогорскими монахами была поставлена часовня во имя вмч. Пантелеимона, а в большом отдельном здании на Никольской улице устроено подворье (1879) с приютом для увечных воинов — участников русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Начатая старцем издательско-просветительская деятельность была продолжена и расширена при московской часовне, где бесплатно распространялась огромными тиражами духовная литература. В 1878-1887 гг. там выходил журнал «Душеполезные размышления» (с 1888 «Душеполезный собеседник»).

В издательской деятельности Пантелеимонову монастырю помогали и с ним сотрудничали: свт. Феофан Затворник, митр. Сербский Михаил (Йованович), Херсонский архиеп. Димитрий (Муретов), архим. Леонид (Кавелин), архим. Антонин (Капустин), и многие другие известные деятели Церкви, учёные и писатели.

Старец Иероним воспитал множество иноков-подвижников, среди которых были: ближайший ученик схиархим. Макарий (Сушкин), схиархим. Андрей (Верёвкин), схиархим. Нифонт (Четвериков), преподобный Аристоклий Афонский (Амвросиев), дипломат и философ Константин Леонтьев и многие многие другие.

Кроме братии своей обители старец окормлял монахов болгар, греков, грузин, молдаван, сербов и представителей других национальностей и делал это часто не только в духовном, но и в материальном смысле: он учредил в монастыре раздачу бедным инокам и пустынножителям Афона денег, продуктов и одежды.

По сообщению консула в Македонии М. А. Хитрово, «множество келлиотов афонских существует исключительно подаяниями монастыря». В 1874 году на помощь истратили около 10 000 рублей, а к 1900 году эта сумма достигла 40 000.

Старец оставил богатое наследие в виде правил и наставлений для иноков, назидательных рассказов из своего духовнического опыта и писем к духовным чадам. Они собраны и изданы.

1

Интересующиеся личностью и деяниями старца Иеронима (Соломенцева) могут подробнее узнать о нём и ознакомиться с его письменным наследием посредством 9-го тома из 25-томной серии «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», посвященной 1000-летию присутствия русского монашества на Святой Горе Афон.

Эта серия в настоящее время ещё издаётся Русиком, но 9 том, в первой части которого собраны материалы, связанные с жизнью иеросхимонаха Иеронима, уже издан.

В нём присутствуют и фотографии семьи Соломенцевых, старца Иеронима, Русика и прочие. Существует и электронная версия книги доступная на сайте Афонит.инфо.

2

Кроме того, в издательстве Сретенского монастыря в серии «Люди Божии» недавно вышла книга «Иеросхимонах Иероним Соломенцов)», посвящённая подвижнику.

1 октября 1885 года, в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, старец Иероним в последний раз посетил Покровский собор и 16 ноября преставился ко Господу.

По свидетельствам очевидцев, время заупокойных богослужений произошли чудесные случаи исцеления 2 паломников после прикосновения к телу усопшего. По свидетельству письменных источников и предания, после кончины старца на Афоне и в России происходили его чудесные явления, сопровождавшиеся благодатной помощью.

Возможно, в будущем иеросхимонах Иероним будет прославлен в лике святых. Жизненным кредо этого святогорского подвижника могли бы стать его собственные слова: «Не ищи здесь, на земле, ничего, кроме Бога и спасения души».

Андрей Сегеда

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)10