Как легко творить малое добро!

«Многие люди думают, что жить по вере и исполнять волю Божию очень трудно. На самом деле — очень легко!

Стоит лишь обратить внимание на мелочи, на пустяки и стараться не согрешить в самых маленьких и легких делах. Это самый простой и легкий способ войти в духовный мир и приблизиться к Богу.

Обычно человек думает, что Творец требует от него очень больших дел, самого крайнего самоотвержения, всецелого уничтожения его личности. Человек так пугается этими мыслями, что начинает страшиться в чем-либо приблизиться к Богу: «Все равно, — думает, — ничего не могу сделать для Бога и для своей души, буду уж лучше в стороне от духовного мира, не буду думать о вечности, о Боге, а буду жить, как живется».

У самого входа в религиозную область, существует некий «гипноз больших дел» — «надо делать какое-то большое дело — или никакого». И люди не делают ничего для Бога и для своей души.

Удивительно: чем больше человек предан мелочам жизни, тем менее именно в мелочах хочет быть честным, чистым, верным Богу. А между тем через правильное отношение к мелочам должен пройти каждый человек, желающий приблизиться к Царствию Божию.

«Желающий приблизиться» – вот здесь и кроется вся трудность религиозных путей человека. Обычно он хочет войти в Царствие Божие совершенно для себя неожиданно, магически-чудесно, или же — по праву, через какой-то подвиг. Но ни то, ни другое не является истинным обретением высшего мира.

Не магически-чудесно приходит человек к Богу, оставаясь чуждым интересам Царствия Божия. Не покупает он ценностей Царствия Божия какими-либо своими внешними поступками. Поступки нужны для доброго привития к человеку жизни высшей, психологии небесной, воли светлой, желания доброго, сердца справедливого и чистого, любви нелицемерной. Именно через малые, ежедневные поступки это все может привиться и укорениться в человеке.

Мелкие хорошие поступки — это вода на цветок личности человека. Совсем не обязательно вылить море воды на засыхающий цветок. Можно вылить полстакана, и этого будет достаточно для его жизни.

Совсем не надо голодному или давно голодавшему человеку съесть полпуда хлеба — достаточно съесть полфунта, и уже его организм воспрянет.

Жизнь сама приводит удивительные примеры важности маленьких дел. В медицине, имеющей дело с малым и строго ограниченным количеством лекарства, существует целая область — гомеопатическая наука, признающая лишь совсем малые лекарственные величины на том основании, что наш организм сам вырабатывает мизерные дозы ценных веществ, довольствуясь ими для поддержания своей жизни.

Хотелось бы остановить пристальное внимание всякого человека на совсем малых, очень легких для него, но чрезвычайно важных моментах.

«Кто напоит одного из малых сих только чашей холодной воды, не потеряет награды своей». В этом слове Господа — высшее выражение важности малого добра. Палестина во времена Спасителя не была пустыней, как в наши дни, она была цветущей, орошаемой страной, и стакан воды тогда был очень небольшой величиной, но, конечно, практически ценной тогда, когда люди путешествовали пешком.

И на этой первой ступени добра, о которой Господь сказал, как о подаче стакана воды, могут стоять многие. Лучше сказать — все.

Также правильно понимать эти слова Христовы буквально и стремиться помочь всякому человеку. Ведь ясно, что наши поступки могут быть и часто бывают эгоистичны, внутренне корыстны. Господь указывает нам на это, советует приглашать к себе в дом не тех, кто может нам воздать тем же угощением, пригласив в свою очередь нас к себе, но и тех людей, кто нуждается в нашей помощи, поддержке и укреплении. Гости наши иной раз бывают рассадниками тщеславия, злословия и всякой суеты. Другое дело — добрая дружеская беседа, человеческое общение, — это благословенно, это укрепляет души, делает их более стойкими в добре и истине.

Если бы люди были мудры, они бы все стремились на малое и совсем легкое для них дело, через которое они смогут получить вечное сокровище. Великое спасение людей в том, что они могут привиться к стволу вечного древа жизни через самый ничтожный черенок — поступок добра. К дикой яблоне совсем не обязательно прививать целый ствол доброй яблони. Достаточно взять малый черенок и привить его к одной из ветвей дичка. И чтобы заквасить бочку с тестом не надо ее смешивать с бочкой дрожжей. Достаточно положить их совсем немного — и вся бочка вскиснет.

То же и с доброделанием: самое малое добро может произвести огромное действие. Вот почему не надо пренебрегать мелочами в добре.

Насколько даже самое малое добро полезно для человека, настолько даже самое малое зло для нас чрезвычайно вредно. Скажем, попала соринка в глаз – и он уже ничего не видит, и даже другим глазом трудно смотреть. Маленькое зло, попавшее, как соринка в глаз души, сразу выводит человека из строя жизни. Пустячное дело — себе или другому вынуть соринку из глаза тела или души, но без этого малого добра нельзя жить.

Поистине, малое добро более необходимо в мире, чем большое. Без больших добрых дел люди живут, без малых — не проживут. Гибнет человечество не от недостатка большого добра, а от нехватки именно малого добра. Большое добро — это лишь крыша, возведенная на стенах-кирпичиках малого добра.

Но также как движению вверх противостоят воздух и земля, так и всякому, даже самому малому и легкому добру противостоит человеческая косность. Эту косность Спаситель выявил в совсем короткой притче: «…никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: старое лучше» (Лк. 5, 39). Привык человек к злу и считает его своим нормальным, естественным состоянием, а добро ему кажется чем-то неестественным, стеснительным, для него непосильным. Если же человек привык к добру, то уже совершает его потому, что он не может не делать, как не может человек не дышать, а птица — не летать.

Через малое, с наибольшей легкостью совершаемое благое дело, человек легче и быстрее всего привыкает к добру и начинает поначалу служить ему нехотя, но от сердца, искренно, а затем — все больше и глубже входит в атмосферу добра, пускает в него корни своей жизни. Так спасается человек — от малого происходит великое. «Верный в малом» оказывается верным в великом.

Человек, добрый умом, укрепляет и утешает, прежде всего, самого себя. И это совсем не эгоизм, как некоторые несправедливо утверждают. Нет! Это истинное выражение бескорыстного добра, которое несет высшую духовную радость тому, кто его делает. Нельзя не радоваться, выйдя из мрачного подземелья на солнце, к чистой зелени и благоуханию цветов. Это единственная неэгоистическая радость — радость добра, радость Царствия Божия. И в этой радости будет человек спасен от зла, будет жить у Бога вечно.

Оттого я сейчас пою гимн не добру, а его незначительности, его малости. И не только не упрекаю вас, что вы в добре заняты только мелочами и не несете никакого великого самопожертвования, но, наоборот, прошу вас не думать ни о каком великом самопожертвовании и ни в коем случае не пренебрегать в добре мелочами.

Пожалуйста, если захотите, приходите в неописуемую ярость по какому-нибудь особенному случаю, но не гневайтесь по мелочам «на брата своего напрасно» (Мф. 5, 22).

Выдумывайте в необходимом случае, какую угодно ложь, но не говорите в ежедневном житейском обиходе неправды ближнему своему. Пустяк это, мелочь, ничтожество, но попробуйте это исполнить, и вы увидите, что из этого выйдет.

Оставьте все рассуждения: позволительно или не позволительно убивать миллионы людей, — женщин, детей и стариков, — попробуйте проявить свое нравственное чувство в пустяке: не убивайте личности вашего ближнего ни словом, ни намеком, ни жестом. Удержать себя от зла – это тоже добро…

И подавайте, подавайте воды всякому, кто будет нуждаться, — подавайте стакан, наполненный самым простым участием ко всякому человеку, нуждающемуся в нем. Этой воды во всяком месте целые реки, — не бойтесь, не оскудеет, почерпните каждому по стакану.

Окружайте себя, люди, опоясывайтесь малыми делами добра — цепью малых, простых, легких, ничего не стоящих вам добрых чувств, мыслей, слов и дел».

P.S.: Сейчас во время второй волны кризиса многие люди переживает очень тяжелые времена. Симеон Афонский говорил: «Чтобы помогать ближним, необязательно быть богатым и сильным. Достаточно быть добрым». Но даже если нет средств, помочь всегда можно молитвой, дельным советом. И тогда через наши маленькие жертвы добрых сердец Господь совершит большие дела. Сила человеческого добра — в единстве!

Добавить комментарий

Предыдущая запись Православные & Познер. Александр Щипков
Следующая запись Рецепт творожной пасхи