И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены,-
и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением,
и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим: едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!» Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.

Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод — по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.

Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.

И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?

Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.

Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.

Притчи Соломона 5:11-23

Толкование на книгу притчей Соломоновых

Притч.5:11. И ты будешь стонать по­сле, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, 
Притч.5:12. и скажешь: «зачем я не­на­видел наставле­ние, и сердце мое пре­небрегало обличе­нием,
Притч.5:13. и я не слушал голоса учителей мо­их, не при­кло­нял уха моего к наставникам мо­им:
Притч.5:14. едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!»

Имея в виду свойственные юноше – способность увлечения и легкую возбудимость его чувственности со стороны всяких чувственных соблазнов, Премудрый советует своему слушателю ученику всячески избегать сколько-нибудь близкой встречи с распутной женой (ст. 6), так как всякий вид прелюбодеяния неизбежно ведет для виновника его – Премудрый говорит только о мужчине, виновнике прелюбодеяния, а не о женщине поскольку вообще обращает свои наставления главным образом даже почти исключительно только к мужской половине Израильского общества, – двоякого рода тяжелым последствиям: 1) к материальным потерям – частью из-за особенной требовательности самой жены распутной, частью вследствие вынужденной рабской службы в доме мужа обольстившей данного юношу женщины: удовлетворить гневу и жажде мщения оскорбленного мужа (ср. Притч 6.34) юноша мог рабской службой в его доме (ст. 9–10) 3, так что юноше пришлось бы работать на чужой дом (ст. 10); 2) к форменному общественному суду (ст. 14), результатом которого могла быть даже смертная казнь для виновников (ст. 14, сн. Лев.20:10; Втор.20:11, Втор.22; Иез 16.40). Тогда на долю несчастного юноши остается лишь позднее и бесплодное, и потому особенно мучительное раскаяние. Для человека, предававшегося разгулу и разврату, «наступит время, когда уже нельзя будет продолжать разгульную жизнь, когда истощенное распутством тело износится от времени и от болезней, сопровождающих разврат и жар плотской похоти потухнет» (еп. Виссарион, с. 62). Тогда начнется пора самообличения грешника (ст. 11–12).

Притч.5:15. Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.
Притч.5:16. Пусть не раз­ливают­ся источники твои по улице, по­токи вод – по площадям;
Притч.5:17. пусть они будут при­надлежать тебе одному, а не чужим с тобою.
Притч.5:18. Источник твой да будет благо­словен; и утешайся женою юности твоей,
Притч.5:19. любезною ланью и пре­красною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любо­вью ее услаждайся по­стоян­но.
Притч.5:20. И для чего тебе, сын мой, увлекаться по­сторон­нею и обнимать груди чужой?

В противовес искажениям семейного и полового инстинкта, Премудрый убеждает ученика своего довольствоваться благами супружеского союза с единой законной женой причем сравнивает ее с собственным домашним водоемом и родниковыми источниками. Для каждого домовладельца, особенно в бедных водой восточных странах, служит предметом особенного удовольствия иметь для своего житейского обихода собственный колодезь или цистерну и не обращаться за водой к соседям. С подобным удовольствием Премудрый сравнивает (ст. 15–16) обладание одной, законной женой, без нарушения чистоты супружества, своего или чужого. По связи речи с предыдущим (Притч 5.3 сл., Притч 5.8 дал.), сравнение это имеет прежде всего такой же смысл, как изречение Апостола: «лучше бо есть женитися, нежели разжизатися» (1Кор 7.9). Но это же сравнение (ст. 16–17) имеет и другую сторону: оно обозначает многочисленное потомство от законного, целомудренного супружества, поскольку и в других библейских местах (Чис 24.7; Ис 48.1, 51.1–2) дети изображаются под образом вод, текущих из источника, т. е. от родителей. LXX, по-видимому, понимали и ст. 16 только в первом смысле – о пользовании удовольствиями супружества с одной женой, и потому прибавили в начале ст. 16 отрицание μὴ – μῆ ὑπερεκχείσθω. Но многие греч. кодд. (29, 109, 147, 157, 161, 248, 252, 253, 254, 260, 295, 297 у Гольмеса, также Алекс., Альд. Комплют. ) не имеют отрицания, нет его и в Вульгате и славян. Поэтому, кажется, следует предпочесть чтение евр. масор., хотя понимание ст. 16, даваемое у LXX-ти, согласуется с общим контекстом рассматриваемого места (ср. Притч 7.12). В ст. 18 повторяется наставление ст. 15, но с прибавлением совета «утешайся женою юности твоей»; образ выражения прямо напоминает место из законодательства Втор 24.5 о новобрачных. Законная жена при этом выразительно сравнивается (ст. 19) с ланью или серною: обычный в восточной поэзии образ грациозности и миловидности женщины (ср. Песн 2.9, 17, 8.14). Напоминая мужу о долге супружеской верности Премудрый выражает желание, чтобы нежные отношения между мужем и женой установившиеся на первых порах их совместной жизни, не ослабевали с течением времени, чтобы взаимная привязанность супругов длилась всю жизнь, и для супруга не было надобности искать супружеских удовольствии на стороне (ст. 19–20).

Притч.5:21. Ибо пред очами Го­с­по­да пути человека, и Он измеряет все стези его.
Притч.5:22. Беззакон­ного уловляют соб­с­т­вен­ные беззакония его, и в узах греха своего он содержит­ся:
Притч.5:23. он умирает без наставле­ния, и от множества безумия своего теряет­ся.

В качестве высшего и последнего мотива к избежанию всякого вида нецеломудренности указывается на всеведение Божие и на всеобъемлемость мироправящего промысла Божия (ср. Иов 24.23, 34.21, 31.4 от которого тщетно бы думал укрыться предающийся распутству: по суду Божию, распутство, как всякое преступление вообще, влечет за собой частью естественные, частью нарочито посылаемые Богом гибельные последствия (ср. Притч 1.31–32, 9.5, 18.7; Пс 7.16 и мн. др.).

профессор Александр Павлович Лопухин