1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

“И Твое сохраняя Крестом Твоим жительство”, – О празднике Воздвижения Креста Господня


“Любовь Отца – распинающая. Любовь Сына – распинаемая. Любовь Духа – торжествующая силою крестною. “Тако возлюби Бог мир!””, – пояснял величие крестной жертвы и Святого Креста, как главной христианской святыни святитель Филарет (Дроздов) в своём “Слове в Великий пяток”.


Просмотров публикации 904

Великий Московский митрополит XIX столетия в своей проповеди напомнил слушателям о том, сколь добровольным было страдание Богочеловека, который одним мановением перста своего мог разрушить замысел мучителей и избегнуть уз и страданий, но Сам захотел претерпеть мучения, поношение и смерть ради искупления человечества.

Спаситель окропил крест, позорнейшее и мучительнейшее из римских орудий казни, своей пречистой кровью, после чего этот символ страданий кардинально изменил своё значение. Из знака уныния и гибели крест стал знамением вечной жизни и надежды на Царствие Небесное. Из инструмента предельно позорного – эмблемой славы и чести, так что даже большинство сегодняшних наград имеют в основе символ креста.

Именно поэтому Церковь столь почитает орудия Страстей Христовых и, в особенности, Святой и Животворящий Крест Спасителя и особо чтит день, когда Святой Крест был после долгих веков забвения вновь обретён христианами.

История обретения Креста Господня

После разрушения Иерусалима, последовавшего за восстанием зилотов в первой половине II века, император Адриан приказал засыпать землей Голгофу, Гроб Господень и все найденные там реликвии, а на искусственном холме поставил капище языческой богини Венеры, святилище Афродиты и статую Юпитера, где собирались язычники для совершения жертвоприношений идолам.

В IV веке император Константин Великий, под влиянием матери – царицы Елены, обратился в христианство сам и сделал его государственной религией в Римской империи. В 326 году святая равноапостольная императрица Елена предприняла паломническую поездку в Святую Землю для поиска там утерянных христианских реликвий.

Здесь предания расходятся. Более древнее из них гласит, что царица Елена и Иерусалимский епископ Макарий от ранних христиан знали, что орудия Страстей Христовых после казни Спасителя были сброшены в яму совсем рядом с Голгофой и распорядились перекопать всю гору. В одном месте им помешало языческое капище, которое было разрушено по приказанию царицы. В его-то руинах и были найдены три креста (Господа и обоих распятых с ним разбойников).

Чтобы определить, какой из крестов принадлежал Спасителю, их поочерёдно возложили на гроб умершего человека, которого родственники в это время несли мимо на кладбище. При возложении Святого Креста Господня на гроб, мёртвый воскрес. Именно поэтому Святой Крест именуют Животворящим.

По более поздней, но и более распространённой версии, которая читается в прологе в день Крестовоздвижения, старый еврей Иуда (не без принуждения) показал равноапостольной Елене место под капищем Афродиты, где по свидетельствам его предков были спрятаны святые реликвии, и царица нашла в мусорной яме Святой Крест Христов и большинство остальных орудий Страстей Господних – титло, гвозди, терновый венец и т.п.

Святыни с молитвой очистили от грязи, а находившаяся рядом недужная, припавшая ко Кресту со слезами, получила исцеление от тяжёлой болезни. Так поняли, что святыни истинны, а еврей Иуда крестился с именем Кириак (с греч. “Господний”) и со временем даже стал Иерусалимским епископом.

Царицу сопровождали сотни верующих и после обретения Святого Креста началось благоговейное поклонение Кресту и целование его, но по многолюдности многие не могли приблизиться и даже видеть его. Тогда патриарх Иерусалимский Макарий показал обретенный Крест народу с высокого места, что послужило традиции воздвигать (поднимать) крест для поклонения в день праздника.

Святой Крест Христов святой царицей был разделён на несколько частей, чтобы как можно большее количество верующих смогло поклониться великой святыне. Большая его часть была взята святой Еленой в Константинополь (по другим сведениям – в Рим, где хранилась при её дворце, а уже после оказались в Константинополе). Вторая большая часть Креста, как и несколько других орудий Страстей Господних, осталась в Иерусалиме. Третью долю святыни отправили в Рим.

Несколько малых частиц святыни развезли по разным городам мира. Причём, как отмечают многие источники (например, святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст), мелкие частицы Святого Креста можно было встретить не только в городских храмах и отдалённых монастырях, но и в наперсных мощевиках многих христиан.

На канонической территории Русской Православной Церкви сегодня можно встретить частицы Святого Креста Господня сразу в нескольких городах. Такая великая святыня есть в Вознесенском кафедральном соборе города Новосибирска, Троице-Сергиевой лавре, Благовещенском соборе Московского кремля, Свято-Успенской Почаевской лавре и других храмах и обителях.

Святая царица Елена недолго пробыла в Иерусалиме, но за это время на Голгофе, в Вифлееме, на Фаворе, в Гефсимании и других памятных местах, связанных с земной жизнью Господа Иисуса Христа успела воздвигнуть до 80-ти храмов.

Установление торжества в Церкви

Уже к концу IV столетия Иерусалимская Церковь особо торжественно отмечала три христианских праздника – Воскресение Христово, Рождество Христово и праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения (храмов, которые соорудили по указу царицы Елены на Голгофе и в других святых местах).

В это же время отмечали и праздник Крестовоздвижения, которое первоначально занимало второстепенное значение по отношению к празднику Обновления иерусалимских храмов. Согласно «Пасхальной хронике» VII столетия, священнодействие Воздвижения (греч. “staurofaneia” – “явление Креста” верующим) было впервые совершено в ходе торжеств при освящении иерусалимских церквей.

О существовании в это время местной традиции Воздвижения Креста свидетельствует в своих воспоминаниях и известная паломница IV века Этерия (Сильвия Аквитанка).

Начиная с VI столетия Воздвижение Креста постепенно становилось всё более значительным праздником, а праздник Обновления церквей уходил на второй план, пока к концу VII века Крестовоздвижение не приобрело современный статус Двунадесятого праздника и не распространилось в остальных Поместных Церквях.

Новое осмысление Крестовоздвижения произошло также и в связи с захватом Иерусалима персами в 614 году, в ходе которого были уничтожены многие храмы и святыни, а Святой Крест (та его часть, что хранилась в Иерусалиме) и Иерусалимский патриарх были захвачены персами и увезены с собой.

Отвоевать святыню и Предстоятеля удалось только через полтора десятка лет в правление византийского императора Ираклия. В 628 году Святой Крест торжественно вернулся в храм Воскресения Христова. С тех пор в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня вспоминают оба этих события – обретение Креста и его возвращение из плена язычников.

Традиции и особенности Крестовоздвижения

Воздвижение Креста Господня Церковь отмечает 14 сентября (27 сентября по новому стилю). У этого праздника есть один день предпразднства и семь дней попразднства.

Богослужения этого Двунадесятого праздника совершаются духовенством в облачениях фиолетового (пурпурного) цвета. В память крестных страданий Господа Иисуса Христа в день праздника Церковью предписан строгий пост.

Накануне праздника совершается всенощное бдение. На малой вечерне бдения совершается перенесение Креста с жертвенника на престол (в  приходских храмах Крест чаще сразу кладётся на престол до начала богослужения, а Евангелие ставится за антиминсом).

На утрене нет помазания, Евангелие читается в алтаре, а после чтения Евангелия всегда поётся “Воскресение Христово видевше”, даже если празднование не выпадает на воскресный день.

Во время Великого славословия при пении Трисвятого священник в полном облачении совершает вынос креста на середину храма и кладёт его на аналой. Затем совершается троекратное пение тропаря “Кресту Твоему поклоняемся Владыко…”, во время которого трижды совершаются земные поклоны.

Затем поются особые стихиры, во время которых священник совершает помазание елеем, а затем сугубая ектения, обычное окончание всенощного бдения и первый час. 

В каноне изображается сила Креста, открывшаяся в ветхозаветных прообразованиях креста (Моисей, поднявший руки крестообразно во время битвы и тем вымоливший победу; древо, усладившее воды Мерры и т. д.), и в новозаветных чудесах

На Литургии (вместо “Трисвятого” и без земных поклонов) вновь поётся тропарь “Кресту Твоему поклоняемся Владыко…”. В Апостоле говорится (I кор., I, 18–24), что Крест и страдания Спасителя представляют из себя Божию силу и Божию Премудрость, а в Евангелии от Иоанна (XIX, 6–11, 13–20, 25–28, 30–35) содержится история страданий Богочеловека.

Крест лежит на аналое посреди храма до 21 сентября – дня отдания Воздвижения. На отдание в конце литургии поют тропарь и кондак Святому Кресту, а затем он уносится священником в алтарь через Царские врата.

На Руси в дни Крестовоздвижения было принято строить часовни и малые церкви, а также устанавливать поклонные кресты (по обету, при дорогах, на месте строящихся храмов и в благодарность за помощь Божию).

Интересные факты

По мнению ряда исследователей, праздник Обновления (и Крестовоздивижения) стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения. Именно этим обусловлен выбор даты празднования – 14 сентября.

На иконах Крестовоздвижения почти всегда присутствует не только держащий Святой Крест на возвышении патриарх Макарий и святая царица Елена, но и святой император Константин Великий (несмотря на то, что в это время его не было в Святой Земле). Таким образом, сама возможность обретения величайшей святыни связывается Церковью с легализацией и поддержкой христианства святым императором.

В народе в этот день крестьяне рисовали кресты на дверях домов, клали маленькие деревянные крестики в ясли коровам и лошадям. Если не было крестика, его заменяли перекрещенные ветки рябины.

Андрей Сегеда

Вы можете поаплодировать автору17