Дорогие читатели, сегодня мы предлагаем вам продолжение нашего цикла статей, который условно можно назвать «Планетой Православия» в подражание известной серии фильмов о Поместных Церквях. В рамках этого цикла мы рассматриваем жития святых, просиявших в той или иной географической местности.

В первой статье цикла мы вспомнили о православных подвижниках Пиренейского полуострова, где сегодня расположились Испания и Португалия. Второй рассказ был о святых, жизнь и проповеднические труды которых были связаны с Северной Америкой.

В сегодняшнем материале мы с вами обзорно вспомним об истории распространения христианства в Галлии (нынешняя Франция) и живших здесь столпах Православия, о которых впервые после долгого забвения православным читателям напомнил иеромонах Серафим (Роуз) в своей книге «Vita patrum» или «Жизнь отцов».

Нашими героями станут: святитель Мартин Турский, поделившийся с нищим половиной своего плаща, Гонорат Арелатский, организовавший на острове Лерин духовный центр, ставший для Франции чем-то вроде Троице-Сергиевой лавры для России, автор трактата «против ересей» священномученик Ириней Лионский, дева Женевьева Парижская и другие.

Кратко о приходе Православия в Галлию

Одним из самых известных районов Парижа, упоминаемым даже в романах Александра Дюма-отца, является Сен-Дени. Своё имя район получил в честь бывшего здесь аббатства,  в свою очередь названного в честь покровителя города — святого Дионисия Парижского.

На Востоке этого же святого знают под несколько иным именем — священномученик Дионисий Ареопагит. Церковь почитает его в числе апостолов от 70-ти.

Этот сподвижник апостола Павла, получивший классическое образование в Афинах и до принятия христианства занимавший одну из должностей в городском совете (ареопаге) стал первым епископом Афин. Позднее он принял решение стать помощником апостолов и отправиться с проповедью на Запад, где его ждал крупный галльский город Лютеция (современный Париж).

Епископом Лютеции апостол Дионисий стал сам, а в семи окрестных городах, среди которых были Пуатье и Реймс, епископами поставил своих спутников (по другой версии, Дионисий Парижский не является Дионисием Ареопагитом и прибыл с проповедью из Рима).

Долгие века гонений не смогли вытравить христианство из Галлии и с первой четверти IV столетия, после легализации христианства императором Константином Великим, начался новый этап обращения местных жителей к истинной вере. Для распространения христианства в это время много сделали Мартин Турский и Гонорат Арелатский.

В следующие века великое переселение народов, прошедших через Галлию, уничтожило не только большую часть римской культуры, но и многих её носителей-христиан. Поэтому при короле Хлодвиге (конец V века) Галлию пришлось крестить заново.

Под влиянием своей православной супруги, святой Клотильды, после одной из побед на поле Боя Хлодвиг крестился сам, а затем привёл ко крещению и большинство своих подданных, после чего жители Франции оставались в лоне Православной Церкви до отпадения в раскол в 1054 году.

Преподобная Женевьева Парижская

Святая Женевьева (Геновефа) родилась в конце царствования императора Гонория, в первой четверти V века в Нантерре — небольшом местечке вблизи Лютеции. Родители её были христианами. Отец занимался разведением овец.

С детства девочка любила посещать церковные службы. Войдя в пору юности, она посвятила себя Богу и дала обет девства. После смерти своих родителей во время эпидемии, дева Женевьева переехала в Лютецию к своей крёстной. Здесь Женевьева перенесла тяжёлую болезнь, которую приняла без ропота.

Дева не только регулярно посещала богослужения и помогала беднякам, но и строго постилась. Вскоре люди стали замечать, что она имеет от Бога дары прозорливости и чудотворения. Святая Геновефа исцеляла больных и изгоняла бесов. Через некоторое время вокруг святой стали собираться и другие добродетельные девы.

В 451 году по молитвам святой праведницы предводитель гуннов Аттила, идущий с армией на Париж, изменил направление движения орды и вскоре был разгромлен римскими войсками.

По желанию святой, парижане выстроили первый храм над гробницей покровитля города, святого Дионисия Парижского. Она же привила парижанам благочестивый обычай совершать туда паломничества.

Король франков язычник Хильдерик был человеком яростным. И только святой Женевьеве удавалось своей кротостью укротить и его нрав. Несколько раз, по заступничеству святой, он отменял ранее вынесенные им смертные приговоры. 

В 481 году франкским королем стал Хлодвиг, который под влиянием супруги святой Клотильды и святой Женевьевы освобождал узников и прощал оступившихся.

Достигнув 80 лет, святая Женевьева мирно отошла ко Господу. Над могилой святой был основан монастырь Сент-Женевьев, в котором происходили бесчисленные исцеления.

Мощи святой были почти полностью сожжены и сброшены в Сену революционерами в 1793 году, но жительнице Небесного Иерусалима это никак не повредило и она продолжает предстательствовать перед Богом за нас.

Мученик Виктор Марсельский

О святом Викторе сохранилось не так много сведений. Он был христианином и служил офицером в римской армии (более позднее местное предание V века утверждает, что святой Виктор до службы в армии был моряком-рулевым).

Во время гонения Максимиана (конец III века) святой призывал своих братьев по вере храбро исповедовать Господа Иисуса Христа. За публичное осуждение идолослужения, сочувствие христианам и исповедание Спасителя Богом, святого Виктора провлачили по улицам города и затем бросили в темницу.

В темнице мученик Виктор обратил ко Христу трех солдат: Лонгина, Александра и Фелициана, которые тут же были казнены. Самого святого Виктора казнили через сдавливание гигантскими жерновами.

Он преставился ко Господу «подобно пшенице, выбранной Богом». Во Франции святого Виктора очень почитают рыбаки, моряки и воины.

Святитель Мартин Турский

Будущий французский святой появился на свет в сотнях лье от Франции — на территории современной Венгрии в начале IV века.

Его отец и мать были язычники. Отец начинал службу простым солдатом Римской империи, но к концу жизни дослужился до военного трибуна. Сыну он также прочил военную карьеру.

Мартин ещё в детстве услышал о Христе и обратился к Нему. Исполнил он и волю родителя, став офицером римской армии. Со своими людьми он был определён на службу в Галлию. Уже тогда он отличался большим милосердием. Однажды, зимой, он разорвал свой офицерский плащ и отдал его половину совершенно нагому нищему, чтобы тот не погиб от холода.

Отслужив положенный срок, Мартин оставил службу и ушёл в пустынь Лигуже близ Пуатье. Здесь, следуя наставлениям преподобного Антония Великого, святой Мартин много преуспел в аскезе. Так, что вскоре к нему отовсюду стали стекаться другие монахи. Почитали его и местные жители, но подвижник избегал славы и любых почётных должностей.

Тогда жители Тура, желавшие иметь благочестивого епископа, пошли на обман. Они попросили святого прибыть в город и помолиться с ними у одра больной. Когда Мартин приехал в Тур, его окружила толпа и повела в церковь. Там, в течение нескольких дней пройдя все степени посвящения, Мартин из монаха-мирянина был рукоположен в епископы.

Святой покорился воле Божией и стал активно наставлять свою паству и обращать в христианство жителей других городов и областей. Благодаря его трудам, большая часть Галлии была просвещена светом истинной веры. При обращении кельтов-язычников, Господь по его молитве сотворил множество чудес.

Святитель Мартин основал крупный общежительный монастырь в Мармутье и ряд других обителей, прославился многими исцелениями больных и великим милосердием к нищим. Впоследствии из Мармутье вышли многие французские архиереи.

Перед смертью святой примирил распрю духовенства в округе Канда, но обратно в Тур вернуться уже не успел. После блаженной кончины туда доставили лишь его тело. Мощи святителя Мартина с V века и поныне покоятся в Базилике святого Мартина в Туре.

Святитель Мартин Турский считается покровителем Франции.

Священномученик Ириней Лионский

Апостолы воспитали первое поколение христиан, архиереев которого мы знаем, как «мужей апостольских», потому что они лично знали учеников Господа Иисуса Христа. Ириней Лионский родился в 130 году и принадлежал ко второму поколению христиан, которые были учениками «мужей апостольских».

Его наставником в христианстве был епископ его родного города — святой Поликарп Смирнский. Кроме того, будущий священномученик получил и хорошее классическое образование, изу­чив по­э­зию, фило­со­фию, ри­то­ри­ку и многие другие науки классической эллинистической школы.

Как и святой Мартин, он из послушания своему начальству проделал долгий путь в Галлию, где стал священником и помощником епископу города Лугдунума (Лиона) Пофину.

После смерти Пофина, святой Ириней занял епископскую кафедру Лиона. Благодаря его проповеди вскоре почти все его жители и население окрестностей приняли христианство.

В противовес проникавшим с востока гностическим ересям, святой Ириней развивал христианское богословие и написал множество трудов. Одним из них стал первый в мире классификатор ересей с кратким их описанием и христиансим опровержением заблуждений. Мы знаем этот трактат под названием «Против ересей».

Святой папа Виктор спорил с епископами Малой Азии о дате празднования Пасхи. Его позиция была столь категоричной, что могла вызвать раскол. Тогда святой Ириней умиротворил его своим письмом, напомнив, что традиция ничто по сравнению с мирным духом между братьями во Христе и папа смягчился.

Святитель Ириней, как и многие епископы первых веков, не пережил очередного гонения, случившегося во времена императора Септимия Севера. Его схватили и пытались заставить отречься от Христа, но он твёрдо стоял в вере. Видя непреклонность священномученика, его усекли мечом в 202 году.

Преподобный Викентий Леринский

Будущий святой родился V столетии на севере Галлии в одной из знатных семей. Его братом был святитель Луп, епископ Труа. Сам Викентий в молодости занимал высокие общественные должности, но ещё в молодости охладел к мирским почестям и решил принять монашество.

Викентий ушёл на юг Франции в Леринский монастырь. Там святой Ви­кен­тий принял монашество, затем был рукоположен во священники и стал усердно изучать Свя­щен­но­е Пи­са­ние и тво­ре­ния свя­тых от­цов, благодаря чему обрёл ещё большую учёность.

Он применил свой писательский дар в многих богословских сочинениях. Хотя большая часть его работ не дошла до нас, особую известность получил его трактат о сущности и развитии православно-догматического учения, который он создал под псевдонимом «Перегрин». Этот труд был написан в 434 году и имел своей целью, как видно из заглавия, установить и доказать неизменную древность и всеобщность православной веры.

В качестве критерия истинности Священного Предания, в своём сочинении «На­по­ми­на­ние» («Commonitorium»), святой выдвинул знаменитую формулу: «В самой же Кафолической Церкви особенно до́лжно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все» («Quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est»).

Преподобный Ви­кен­тий почил в Боге около 450 года в стенах любимой им обители.

Святитель Гонорат Леринский (Арелатский, Арльский)

Поговорив об ученике из первого поколения монахов Леринской обители, стоит вспомнить и о её основателе — святителе Гонорате Леринском. Святой был весьма знатного происхождения, родился в семье консула в Бельгийской Галлии в конце IV века и получил хорошее классическое образование.

Вначале христианство принял Венанций, старший брат святого. Вскоре и молодой Гонорат также вступил в крещальную купель. Вместе с братом, святой устроил при своём доме приют для странников. Но оба брата желали большего.

Однажды они прочли житие преподобного Антония Великого, написанное святителем Афанасием Великим и переведённое на латынь, и возжелали уйти от мира в пустыню.

Под влиянием преподобного Капрасия, своего наставника в иноческой жизни, братья решились посетить Сирию, Палестину и Египет, которые в те времена были главным прибежищем монахов. Ознакомившись с их опытом, братья стали возвращаться назад, но в Греции Венанций умер.

Святой Гонорах похоронил брата и, побывав в Риме и некоторых других городах Италии, осел в Южной Франции, где выбрал для поселения небольшой остров Лерин (современный Saint-Honorat) неподалёку от Марселя.

С Лерина по молитве святого исчезли во множестве обитавшие там змеи. Также на безводном острове чудесно открылся источник пресной воды, о которой подвижник молитвенно просил Спасителя.

Вскоре вокруг Гонората собралась община учеников, которая благоустраивалась и постепенно увеличилась настолько, что иноки освоили и соседний, самый крупный в Леринском архипелаге остров Леро (современный Сент-Маргерит).

В начале 427 года святой Гонорат был избран епископом Арелата (современный Арль). Святитель со смирением принял кафедру, оставив монастырь на своего ученика и родственника Илария. Впоследствии из Леринской обители вышло множество Галльских архиереев, а в стенах самого монастыря трудились богословы, хронисты и переписчики, подобные преподобному Викентию.

В эти годы Арелат был одним из крупнейших городов Галлии и нередко становился резиденцией западных императоров. Святитель Гонорат на кафедре не только вёл проповедь устами, но и делами рук своих обращал души жителей к Богу. Так, множество церковных сокровищ он обратил в деньги, которые передал властям, чтобы они использовали их для выкупа пленных.

В 429 году, чувствуя приближение кончины, святитель Гонорат в последний раз собрал к себе своих учеников и указал на Илария, как на своего преемника на Арльской кафедре.

Святитель Гонорат был погребен в некрополе Элисий к востоку от Арелата, в усыпальнице Арелатских епископов. В XIV столетии его мощи были перенесены на Лерин, а в XVIII веке — в кафедральный собор Граса. В XX веке часть мощей святого с почтением вновь передали Леринскому монастырю.

Дорогие читатели, да благословит вас Господь молитвами святителей, преподобных и мучеников Галльских!

Андрей Сегеда