Читать: Святой «Афанасий-против-всего-мира» (часть вторая).

Десятилетие мира

В 346 году святой Афанасий Великий, после троекратного письменного приглашения императора Констанция, вернулся в Александрию. В главном городе Египта его восторженно приветствовали многие тысячи горожан. В империи вновь воцарился религиозный мир. Казалось, что Православие восторжествовало окончательно…

Год проходил за годом, в благоденствии и спокойствии. Новый собор епископов Египта, Ливии и Пентаполя в Александрии подтвердил постановления, принятые на Сардикийском соборе. Многие епископские кафедры провинции заняли выходцы их монашеского движения, которое пользовалось особой поддержкой папы Александрии. Так завершились 10 спокойных лет.

В 350 году последний из братьев Констанция император Констанс был убит узурпатором Магном Магненцием. Началась война между Мангенцием и Констанцием. В битве под Мурсией в 351 году Констанций сумел одолеть противника и, через некоторое время, стал единодержавным правителем Римской империи.

Император-арианин

Учение ересиарха Ария, к сожалению, оказалось довольно живучим и распространилось среди многих иерархов, которые до некоторых пор не заявляли о нём открыто. Так, епископы Урсакий, Валент, Леонтий Антиохийский и Акакий Кесарийский, новые приближённые к императору Констанцию советники, придерживались арианских взглядов.

Справедливо считая Афанасия Великого своим главным богословским противником, они непрестанно очерняли его перед Констанцием и доказывали ему истинность арианства, пока им не удалось убедить императора в правоте своего учения.

В итоге, наследник равноапостольного императора Константина Великого, столь много сделавшего для расцвета Церкви, сам сделался гонителем Православия и святителя Афанасия — как его главного защитника.

Под эгидой императора были проведены два собора — в Арле (353 г.) и Медиодануме (355 г.), осудившие на ссылку святителя Афанасия Александрийского и его сторонников — папу Либерия Римского, Илария Пиктавийского, Павлина Трирского, Дионисия Медиоланского, Люцифера Каларийского и некоторых других епископов.

Поскольку святителя Афанасия на Медиоланском соборе не было, распалённый наветами император направил в Александрию своих эмиссаров и войска, чтобы арестовать святого папу. Так началось третье, весьма тяжёлое изгнание святого, в годы которого он написал свои три «Слова против ариан» и получил своё знаменитое прозвище «Athanasius contra mundum» или же «Афанасий-против-всего-мира».

Вместо защитников Православия на кафедру Александрии, а также на кафедры Рима, Пиктавии, Трира, Медиоланума и других крупных городов империи были возведены епископы-ариане.

Третье изгнание святителя

В ночь с 8 на 9 февраля 356 года в храм, где совершал богослужение святитель, ворвались солдаты. Пока народ пытался задержать воинов, священники и монах сумели вывести папу Афанасия и спрятать его в безопасном месте.

На «вакантную» кафедру император назначил епископа Георгия, также арианина, который стал управлять Церковью, опираясь на гладии легионеров. Православные храмы Александрии были переданы арианам. От епископов провинции, под угрозой низложения, требовали прервать общение с архиепископом Афанасием.

Насилия над православно настроенным духовенством со стороны епископа Георгия были так велики, что, как только римский военный отряд спустя полтора года покинул Александрию, в городе разразился стихийный бунт и Георгий вынужден был бежать.

Афанасий Великий, после своего чудесного спасения от римских мечей, нашёл убежище у монахов в египетской пустыне. Святитель не бросил свою паству, но продолжал руководить ею посредством посланий, которые передавали в столицу провинции и другие города Египта, Ливии и Пентаполя иноки.

Борец с Православием, спасший Православие

Господь славится своим умением обращать даже самые гнусные и злобные людские начинания в благой Промысел Свой о мире. Так произошло и со святителем Афанасием, которому из ссылки позволил вернуться… император-язычник Юлиан, прозванный Отступником.

В 361 году император Констанций внезапно умер. На престол после него взошёл племянник императора Константина Великого, Юлиан, который тайно ненавидел христианство и вынашивал планы возродить в Римской империи культ языческих богов. Стремясь вновь стравить между собой различные христианские партии, он позволил вернуться из ссылки архиепископу Афанасию и другим исповедникам Православия.

В 362 году папа Афанасий вновь встретился со своей возлюбленной паствой. В этом же году в столице провинции Египет был созван «Собор исповедников», в котором приняли участие 22 православных иерарха, претерпевших ссылку, которые своим авторитетом помогли уврачевать раскол в Антиохийской Церкви и установили порядок принятия в общение раскаявшихся ариан.

Узнав о том, что вместо распрей сумел вызвать лишь сплочение в Церкви, император Юлиан распорядился изгнать святителя с александрийской кафедры. Святитель вновь вынужден был икать приюта у монахов-пустынников, но на очень короткое время. В 363 году Юлиан Отступник погиб в бою в ходе войны с персами и святитель Афанасий вновь вернулся в Александрию.

Последние годы

Новый император Иовиниан благоволил святому архиепископу, но также правил совсем не долго и в 364 году скончался. Следующий император Валент был открытым арианином.

Валент распорядился вновь отправить в изгнание всех епископов, сосланных Констанцием и возвращенных Юлианом, но когда об этом указе узнали александрийцы, в городе начались народные волнения. Устрашённый возможным бунтом самой хлебной провинции империи, Валент отступился и позволил святителю оставаться архиепископом Александрии.

В последние годы жизни святитель продолжал заниматься укреплением Православия в Церквях своими посланиями. Так, «Посланием к африканским епископам» он сумел удержать Карфагенскую Церковь от внесения изменений в текст символа веры.

Также папа Александрии состоял в переписке с новым столпом Православия — святителем Василием Великим. Впоследствии, именно святитель Василий и другие Учители Церкви из числа «великих каппадокийцев» на Втором Вселенском соборе окончательно подтвердили осуждение арианской ереси и дополнили православный Символ веры, придав ему современный вид.

Святитель Афанасий не дожил до Второго Вселенского собора всего 8 лет, преставившись ко Господу в 373 году и заранее указав в духовном завещании на своего преемника — будущего архиепископа Петра Александрийского.

Читать: Святой «Афанасий-против-всего-мира» (часть первая).

Андрей Сегеда