Благонамеренного читателя, желающего более подробно и полно ознакомиться с богословским смыслом Таинства Евхаристии (Святого Причащения) отсылаем к статье «Святая Евхаристия – таинство таинств».
Ещё более полное представление об установлении Таинства Причащения, его осмыслении и историческом развитии вы можете почерпнуть из соответствующей статьи Православной энциклопедии.
Мы же предлагаем вам несколько важных или просто интересных фактов о центральном Таинстве Церкви, способных дополнить ваши знания и пробудить интерес к дальнейшему изучению основ Православия:
1. Воспоминание Жертвы
Во время освобождения из египетского плена, каждое еврейское семейство закалывало белого агнца, кровью которого во время десятой казни (умерщвления первенца в каждой семье), смазывало дверные косяки своих домов, чтобы ангел-губитель прошёл мимо. Тело агнца позже употреблялось в пищу в качестве трапезы благодарения.
Этот непорочный агнец стал прообразом Спасителя, пошедшего на страдания и смерть ради искупления человечества. Во время Таинства Евхаристии (греч. «благодарения») за каждой литургией мы вспоминаем великую крестную Жертву Спасителя ради нашего искупления, его воскресение из мёртвых и вознесение.
В Таинстве Причащения мы принимаем внутрь себя Тело и Кровь Христовы, чтобы получить благодатные силы для следования по указанному нам пути спасения.
2. «Белая кровь»
Во время Таинства Евхаристии Церковь использует хлеб и вино. Именно они таинственно становятся Телом и Кровью Христовыми во время призывания на них Духа Святого.
Как правило, Церковь использует для причащения красное вино, как более похожее на кровь, но на самом деле цвет вина жёстко не регламентируется, в отличие от его качества и вкусовых характеристик. Поэтому в некоторых местностях, например в Румынии, для Евхаристии используется белое вино.
3. Ланчанское чудо
В VIII веке во время литургии в городе Ланчано (Италия) один из священников усомнился в том, что Тело и Кровь Христовы, имеющие вид хлеба и вина даже после преложения, действительно являются Телом и Кровью Спасителя. Тогда Господь открыл священнику истинный вид своих Плоти и Крови и священник глубоко раскаялся в своём сомнении.
В назидание другим, Господь оставил святыне её истинный вид. Поэтому уже более 1000 лет в Ланчано хранятся частицы Тела и Крови Христовых. В 1970-х годах их даже исследовали учёные, признав за частицами принадлежность человеческому телу.
4. Величайшая святыня
Вся Церковь строится вокруг Таинства Евхаристии, а Чаша с Телом и Кровью Христовыми – её величайшая святыня. Поэтому, чтобы священник случайно не опрокинул Чашу или не пролил из неё часть Святой Крови, перед чашей нельзя креститься, а саму чашу нельзя трогать руками.
Также во время причащения не стоит целовать поруч на руке священника. Особое внимание следует уделить младенцам, которых надо обязательно держать так, чтобы возможность пнуть чашу ножкой или толкнуть рукой для ребёнка была исключена.
5. Только Кровью
Взрослым причастникам и подросшим детям священник даёт частицу Тела Христова с Кровью Христовой. А вот младенцев причащают только Кровью Христовой, чтобы они случайно не подавились частичкой или не выплюнули её. Таким же образом поступают с людьми, страдающими от аллергии на глютен – один из видов содержащегося в хлебе белка.
6. Хлеб жизни и виноградная лоза
Интересно, что Господь не только собственноручно установил для Церкви Таинство Евхаристии, впервые предложив хлеб и вино апостолам в Сионской горнице и назвав их своими Телом и Кровью. В притчах и поучениях он также неоднократно сравнивал себя с хлебом жизни или виноградной лозой – основными компонентами Святых Даров.
7. Дарохранительница
В алтаре каждого православного храма в самом его центре расположен престол. Среди крестов, Евангелий и другой богослужебной утвари на престоле всегда находится специальный сосуд, имеющий форму церкви или часовенки – дарохранительница.
В дарохранительнице всегда обязательно находятся несколько частиц Тела Христова, напитанных Кровью, с которыми священник в любое время может прибыть к постели больного или умирающего.
8. На груди мученика
В древности Евхаристию совершали на гробе мученика, потом – на престоле, внутрь которого вложены частицы святых мощей. Однако нередко случалось и так, что ни антиминса (специального плата с частицей мощей) ни престола под рукой не оказывалось – например, в советских лагерях. Тогда Таинство Евхаристии совершали на груди одного из узников – живого мученика.
9. Последование ко Святому Причащению
Молитвенное правило ко Святому Причащению начало формироваться в среде византийского монашества в X-XII веках. К XIII-XIV векам правило было дополнено и приобрело современный вид: тропари и псалмы, избранные молитвы святых, три канона и молитвы непосредственно перед принятием Святых Таин.
Позже благочестивая традиция особой молитвенной подготовки к Причащению была скопирована другими Церквями и распространилась в среде мирян.
10. Венчание
В первые века христианства особого чина или Таинства для благословения христианского брака не существовало. Верующие вступали в брак, проходя обычную для римского общества гражданскую церемонию, а церковным благословением выступало совместное принятие Святых Таин Христовых.
Андрей Сегеда
Также рекомендуем: О Православии, храме, традициях и отношении Церкви к разным проблемам