«…и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:5-6)

Смысл Таинства Брака

Цикл бесед о Таинствах Церкви, открывавшийся двумя рассказами о Таинстве Крещения, мы продолжаем всесторонним рассмотрением Таинства Брака.

В первой беседе мы поговорим об истории и смысле Таинства, возможных препятствиях к христианскому браку и периодах, когда венчание не совершается.

Во второй – расскажем, как правильно подготовиться к Таинству, как будет происходить само венчание и что нужно будет сделать после него, а также ответим на вопрос, спасёт ли венчание Ваш брак.

Каков же смысл Таинства Венчания? Чтобы приблизиться к пониманию, давайте вспомним о Пресвятой Троице! Бог един по существу, но троичен в Лицах. Эти Личности находятся между собой в постоянном общении, гармонии и любви.

И любовь эта столь велика, что «переливается через край» и становится причиной творения мира. Вершиной творения является человек, сотворённый по образу Божию. Мужчина и женщина, равные сущностно, но разные личностно.

Будь человек одинок, любви бы не возникало, потому что она проявляется только по отношению к кому-то. А так – Адам и Ева вынуждены были вступить в общение. Научиться понимать друг друга, уважать друг друга и учитывать желания друг друга. И научившись этому, они стали чем-то большим. Семьёй.

Но путь созидания семьи многотруден! И брачующимся требуется на его протяжении особая помощь Божия. Эту помощь они испрашивают у Небесного Отца в Таинстве Брака.

Таинство Венчания в истории Церкви

Итак, цель христианского брака – это воспитание любви между двумя людьми и через это уподобление самой Пресвятой Троице! А любовь эта актуализируется в отношениях между супругами, в их постоянной поддержке друг друга.

«Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов», — писал об этом апостол Павел. Первое чудо Спасителя было совершено Им во время брачного пира в Кане Галилейской. Так Он ещё раз показал нам особую важность Брака.

По примеру Спасителя, созданная им Церковь также благословляет и освящает браки.

В первые века христианства супруги создавали семьи по гражданским законам Римской империи и особого церковного чина для их напутствия в совместную жизнь не существовало. Их лишь торжественно причащали вместе Телом и Кровью Христовыми.

Позже венчание выделилось в отдельное Таинство, в чинопоследовании которого по-прежнему присутствует символическая чаша.

Современный чин венчания сложился к XVI-XVII векам и состоит из двух частей, которые могут быть разнесены по времени – обручения и самого венчания.

Обручение сопровождается обменом кольцами и обещанием верности друг другу со стороны невесты и жениха.

А венчание состоит из нескольких священнодействий, в которых священник свидетельствует перед Богом создание новой семьи и уподобляет его союзу Христа и Церкви.

Препятствия к христианскому браку

Церковный брак по своим условиям не тождествен гражданскому. Так, к венчанию не допускаются некрещёные и иноверцы.

Не могут быть венчаны люди, находящиеся в блудном сожительстве и не желающие регистрировать свой брак в ЗАГСе, а также пара, в которой один из брачующихся уже состоит в официальном браке с другим человеком.

Давшие монашеские обеты или принявшие священный сан также венчаться уже не могут.

Не венчается любой третий брак, а четвёртый – не допускается для христианина вообще. Также не может быть допущен брак по принуждению, где жених или невеста не хотят его заключать или брак с душевнобольным, который не осознаёт своих действий.

Церковь не допускает к браку кровных родственников до четвёртой степени родства (например, двоюродных братьев и сестёр), свойственников, а также усыновителей и усыновлённых.

А вот крёстным одного ребёнка или крестному и крестнице Церковь вступать в брак не запрещает. Но для венчания в этом случае требуется испросить благословения правящего архиерея.

Также оно требуется в случае, когда брачующиеся имеют значительную разницу в возрасте или в случае, когда молодожёны очень юны либо, напротив, уже весьма пожилые люди.

Отсутствие родительского благословения на брак препятствием к нему также не является.

Церковный календарь венчаний

Таинство Венчания совершается Церковью нее всякий раз, когда этого желают «молодые». Поэтому, перед заключением брака в ЗАГСе лучше заранее узнать, в какие дни Вас обвенчают, а в какие нет.

Так, венчание безусловно не совершается в любой из четырёх постов: Рождественский, Великий, Петровский и Успенский, а также на Сырной седмице, Светлой седмице и на «Святках» — то есть в период от Рождества Христова до Богоявления.

Не принято венчать брачующихся и накануне постных дней – среды и пятницы, то есть по вторникам и четвергам.

В дни Усекновения главы пророка Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня, а также в канун этих церковных праздников, Таинство Брака также не совершается. Исключение возможно – но только по индивидуальному разрешению правящего архиерея ввиду каких-либо серьёзных особых обстоятельств.

Когда венчаться лучше всего? По благочестивой традиции это лучше делать накануне Двунадесятых и великих праздников, престольного праздника храма, в который постоянно ходят молодожёны, а также в субботы.

С недавних пор многие пары стараются подгадать венчание ко Дню семьи, любви и верности.

Андрей Сегеда

Оригинал публикации в блоге автора. Также рекомендуем прочесть:

«Таинство Венчания. Подготовка к Таинству и построение семейного счастья«;

«Таинство Исповеди. Духовная больница, где выздоравливают души«;

«Таинство Исповеди. Как исповедоваться детям? Может ли священник раскрыть тайну исповеди? И другие ответы на главные вопросы«.