Двадцать три миллиона инфицированных в мире. Более 800 тысяч скончавшихся. Болезнь не обходит стороной передовую Православия: болеют и умирают священнослужители и монахи. В некоторых странах закрыты храмы, где-то ограничено посещение. Грядет мировой финансовый кризис. Горизонт планирования бодрых глобалистов сузился, в лучшем случае, до пары месяцев. Кого-то страх незримой болезни опутал пудовыми цепями и заставляет шарахаться в сторону от людей на улицах и в магазинах. Кто-то по-прежнему не воспринимает пандемию всерьез и убежден, что за мировым карантином стоят козни сильных мира сего. Как на самом деле – Бог весть. Только Он владеет полной картиной происходящего. Но наивно думать, как полагают некоторые отчаявшиеся люди, что Бог оставил нас, христиан. Напротив. Встретив очередную Пасху, мы лишь убедились в Его присутствии в жизни планеты.
Ничто так не обостряет религиозное чувство в человеке, как страх смерти. Когда паруса нашего корабля наполнены ветром мирских свершений, нам кажется, что море по колено, а горы по плечо. Зачем Бог, если все и так хорошо? И даже христианин может приобрести привычку воспринимать церковную жизнь как некую рутину, хоть и со всплесками бликов света Христова. Очередной Великий пост – и вдруг мы получили такую встряску, что в один момент проснулись от затянувшегося сна обыденности. Карантин духовный наложился на карантин санитарный. Мы получили возможность восстановить палитру красок собственной жизни через переоценку ценностей. Простые и базовые радости снова вышли на первый план, в том числе и в церковной жизни. В один миг куда-то испарились культмассовые программы околоцерковной тусовки. Одномоментно свою подлинную ценность обрели молитва, богослужение и таинства. По-настоящему дорожить чем-то человек иногда начинает только под угрозой потери. Боясь потерять возможность регулярно посещать центр нашей жизни – храм, нам на многое открылись глаза.
Христос во время трехлетней проповеди о том и говорил: не привязывайтесь особо к земной жизни. Богатому трудно войти в Царство Божие не потому, что он по природе мерзавец, а вследствие отвлечения через бурную предпринимательскую деятельность и концентрации внимания на временных вещах. Стоит ли нам рассказывать о том, сколько времени у нас съедают работа, бытовуха, хобби и развлечения? Чтобы добиться в чем-то успеха, этому нужно посвящать время. Чем больше – тем выше достигаемый результат. Вопрос движения к Богу не является исключением.
Смерть выступает одним из фундаментальных мотиваторов религиозных исканий человека. До пришествия Христа люди мучились вопросами а-ля Екклесиаст – зачем нужна жизнь, если ее в один момент заберет смерть? Христос пришел к людям, чтобы ответить на этот вопрос, а главное, разрушить причину человеческих терзаний как фактор страха и отчаяния. Сначала Спаситель воскрешает Лазаря, пролежавшего в могиле четыре дня. Праведный друг Христа после чудесного события еще тридцать лет прожил до окончательного успения.
Христос показал, что может обратить вспять процессы разложения, ведь воскрешенный им Лазарь – не сиюминутно скончавшийся человек, которого вытащили с того света путем реанимации. Начало разрушаться тело святого из Вифании. И Христос специально совершает воскрешение незадолго до другого чуда – Своего восстания из мертвых.
Трансгуманисты, кстати, ожидаемо вышли из среды христиан. Секуляризация религии убирает мистическую сферу, сохраняя оболочку и идеи верований. Мастера крионики, например, верят в то, что благодаря технологическому скачку однажды удастся вернуть к жизни тела замороженных в их ледяных моргах людей. Но земные борцы со смертью идут в своих идеях по замкнутому кругу: они строят рай на земле, веря в достижение бессмертия и жизни в тех пространственных границах, которые мы имеем. Спаситель же регулярно говорил ученикам о том, что Царство Бога не принадлежит к привычным падшему человеку материальным категориям.
Следовательно, и то, что мы называем смертью, таковой по сути не является. Лазарь, кстати, болел. Возможно, получил осложнения от простуды. Может быть, мучился с воспалением легких. Но его смерть Христос называет сном. А саму болезнь выводит из-под категории смерти: «болезнь не к смерти, но к славе Божией» (Ин. 11:4). Спаситель еще не исполнил Своей миссии, поэтому сказать ученикам прямо, что не существует смерти как окончательно финала для человека, не может. Но болезнь Лазаря, страдания, которые постигнут Христа на Страстной неделе, жестокая казнь и успение – пролог к чему-то большему.
Итак, Христос не просто умер от болезни, как Лазарь. И Он не просто воскрес для продолжения жизни в мире людей. Спаситель был умерщвлен, а по воскресении произошло Его перерождение и преображение. Он открыл дорогу в новый мир, где законы тления уже не действуют. И именно поэтому Пасха для христиан имеет центральное значение. За всеми болезнями, невзгодами, испытаниями, нестроениями и разлучением души с телом обязательно последует личное и всеобщее воскресение. Если чего реально и стоит бояться – так это вердикта на Страшном Суде, за которым последует вечное определение человека наслаждаться безграничной радостью или мучиться нескончаемой душевной болью.
Но люди гораздо больше бояться умереть из-за потери привычного им образа жизни. Коронавирусный страх спровоцировал и сильную рефлексию по вчерашнему дню, когда были работа, развлечения и отдых. Рай потребления пока еще слегка, но пошатнулся. Кто-то испытывает жуткую депрессию от того, что просто не может сходить в кафешку выпить любимого кофе в приятной атмосфере или рвануть разгонять тоску на средиземноморский курорт. Что заболело в наших сердцах с приходом пандемии? Заболели гнойники страстей и привычек. В какой-то мере справедливо сказать, что наша страстная жажда в душе, которую мы не можем в силу обстоятельств утолить, и есть прообраз ада. Желание греховной привычки нас съедает, а сделать ничего не можем. Ад – это вечное мучение от хождения по такому замкнутому кругу неудовлетворения.
А рай – это пасхальная радость в сердце, которую мы вопреки COVID-19 приняли в наши сердца, были мы на богослужении или же нет. Иоанн Златоуст ведь не зря в знаменитом слове на Пасху говорит, что праздник праздников, как и солнечный свет – для всех. А для христиан – особенно. Светлая седмица, да и все дни пасхальных недель ставят нас на порог Царства Божия. Мы можем в эти заглянуть в щелочку вечности, испытав настоящий взрыв теплого света в груди. Коронавирусный страх? Не, не слышали. Мы в очередной раз вспоминали Воскресение нашего Господа. Все невзгоды проходили, пройдет и очередная напасть. Не нужно бояться. Больны мы или здоровы, бедны или богаты, впереди нас всех ждет общий финал. А что потом – зависит от того, как было потрачено время на шей земной жизни, какие семена мы посеяли в сердце и какие всходы они дали. Христос воскрес – значит, грядущая «смерть» не такая уж и проблема. Правильный вопрос – что будет потом.